Файл: Конспект урока по программе Школа России Климановой Л. Ф. Литературное чтение 3 класс, 1 часть. Тема урока М. Ю. Лермонтов Утес Тип урока урок изучения новых знаний Форма урока урокпрактикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовила студентка группы НО-4-19

Удовиченко Лариса

Конспект урока по программе «Школа России» Климановой Л.Ф. «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть.

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Утес»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утес».

Задачи:

1. предметные – познакомить детей с произведением Ю.М. Лермонтова «Утес», продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; личностные УУД: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

2. метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

3. личностные – организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности);

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 3 класс 1 часть, видеозапись стихотворения «Утес», презентация.

Ход урока

Этап урока

Время

Вопросы/

Задания учителя

Ответы детей

1. Организационный момент

3 мин.

Здравствуйте дети, начнем наш урок.

Речевая разминка

- Ребята, представьте себе, что у вас в руках свеча. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

- Прочитай считалку медленно.

- Прочитайте считалку чуть быстрее.

- Прочитайте считалку быстро.

У Иванушки жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он её ловил, ловил

И царевне подарил.

Нет жар-птицы, нет пера,

А тебе водить пора!

Словесный метод. Фронтальный опрос.

Приветствуют учителя, выполняют чтение скороговорки.

2. Проверка домашнего задания

6 мин.

Молодцы. Теперь переходим к проверке домашнего задания. Что вам было задано на дом? Словесный метод. Фронтальный опрос.

Отвечают, что было задано на дом.

3. Определение темы урока

2 мин.

Ребята, сегодня мы знакомимся со следующим стихотворением М.Ю. Лермонтова, а с каким скажите мне вы и сформулируйте тему и цель урока.

- Откройте учебник на стр. 144. Какова же тема нашего урока? Какая же цель урока?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

4. Подготовительная работа перед чтением художественного текста

1 мин.

- М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение всего за несколько месяцев до гибели.

- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

- Какое настроение оно вызовет у вас?

Ответы детей: это стихотворение о природе, оно грустное, задумчивое, тревожное.

5. Первичное чтение текста

5 мин.

- Послушайте это стихотворение.

- Подумайте, какое настроение поэта вы чувствуете в нем?

Описывают настроение поэта: он о чем-то переживает, о чем-то думает, грустит, мечтает.

6. Беседа после первичного чтения

2 мин.

- Понравилось ли стихотворение?

- Какие чувства вы испытали, услышав стихотворение?

Ответы детей: стихотворение понравилось, было грустно, мечтательно.

7. Повторное чтение стихотворения

10 мин.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Какие слова вам не понятны или вызвали у вас затруднения?

Утес – высокая скала.

Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Морщина – расщелина.

- Каким вы представляете себе утес?

- Как бы вы прочитали это стихотворение?

- Что вы узнали об утесе? (Он великан, крепкий, могучий, что он старый, с морщинками, печальный).

- Почему он задумался и плачет? (Он одинок, так как золотая тучка, которая ночевала на его груди, очень быстро и весело умчалась, оставив его одного).

- Почему он грустит об этой тучке? (Он успел привыкнуть, полюбить).

- Ребята, только ли об утесе, о его чувствах это стихотворение? (Нет).

- А о ком еще это стихотворение? (О самом Лермонтове).

- Да, правильно. Лермонтов всю жизнь был одиноким. Это стихотворение вообще о чувствах многих людей. Многие люди могут оказаться в такой же ситуации, как утес.

- Ребята, теперь, поняв содержание, прослушав запись, скажите: с каким настроением, темпом мы должны читать? Но для начала скажите, сколько строф в стихотворение и подумайте одинаково ли их надо читать и почему?

Читают стихотворение самостоятельно, выделяют наиболее сложные слова: утес, лазурь, морщина. Описывают собственные представления. Отвечают на вопросы учителя: первый куплет - в быстром темпе, весело, это картина о природе, второй куплет – грустно, утес плачет, он задумался.

7. Физминутка

2 мин.

- А теперь отдохнем.

Раз — подняться, подтянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать. Шесть — за стол тихонько сесть.

Выполняют действия под диктовку.

8. Анализ художественного произведения

8 мин.

Сколько строф в этом стихотворении?

- Прочитайте первую строфу. О чём говорит Лермонтов в этом четверостишии?

- Дайте словесную характеристику тучки. Найдите слова в тексте.

- Почему поэт назвал утёс «великаном»?

- С каким настроением нужно читать это стихотворение?

- Что такое рифма?

- Какие здесь слова рифмуются?

- Прочитайте вторую строфу. Читают дети чтением «спринт».

- О чём идёт речь в четверостишие?

- С кем сравнивает Лермонтов утёса?

- Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утёс одинокий, что ему очень плохо.

- Сейчас попробуем разгадать в пейзажные тайны стиха. Для этого зададим вопрос «почему?» ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

- почему тучка «золотая»? Она из золота?

- почему «на груди утёса – великана»?

- почему «по лазури, играя»?

- почему остался «влажный след в морщине»? Поутру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды)

- почему «тихонько плачет он в пустыне»? (горы, утёсы покрыты снегом, как на картинах Н. Рериха, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться)

- Что такое антонимы?

- Много ли антонимов в этом стихотворении?

ночь - утро,

весёлость - грусть,

великан - утёс - маленькая тучка.

- Что такое олицетворение? Ребята, мы говорили об утесе, как о живом человеке. Найдите в тексте.

Отвечают на вопросы учителя.

В четверостишие говорится о тучке.

Потому что утёс – это высокая скала, она похожа на человека-великана.

Это стихотворение нужно читать с грустью, печалью.

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

В этом стихотворении рифмуются слова «золотая» и «играя».

В этом четверостишие говорится об утёсе).

М.Ю. Лермонтов сравнивает утёс с одиноким человеком.

Это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась.

Спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно. Утёс - великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова.

Утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка «убегает» (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро «весело играя» умчалась.



9. Практическая деятельность

3 мин.

- Хорошо. А теперь перешли к тексту стихотворения. Приготовились, поставили пальчики. Читаем вполголоса. Начали.

- Теперь это же стихотворение читаем шепотом. Начали.

- Смотрю на каждого, читаем глазами.

- Читаем по цепочке по строчке.

- Сейчас увеличим материал для чтения.

1 вариант читает первый куплет, 2 вариант - второй куплет.

Выполняют задание в соответствии с инструкцией учителя.

10. Домашнее задание

1 мин.

- Постарайтесь дома научиться так, читать стихотворение, чтобы передать чувства, вложенные автором в это стихотворение.

- Выучить стихотворение с.146.

Записывают домашнее задание

11. Итог урока. Рефлексия

1 мин.

- С каким произведением знакомились на уроке?

- Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?

Продолжите:

Работа на уроке была плодотворной, потому что …

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

- Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки:

- Раскрасьте красным цветом, если все поняли; синим – были затруднения; желтым – ничего не поняли.

Характеризуют свое состояние, затем выполняют задание учителя.