ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные определения необходимые для усвоения в рамках дисциплины «обществознание».

Наука – систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей действительности.

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности. Основной функцией науки выступает производство нового знания. Наука - одна из форм общественного сознания.

Для познания действительности науки используют определенную методологию и понятийный аппарат. Научное познание действительности базируется на установлении законов и закономерностей развития природных и социальных процессов.

Научные дисциплины, в зависимости от объекта исследования, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) — естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение.

Общественные науки в качестве объекта своего исследования рассматривают общество со своей совокупностью взаимосвязей. К общественным наукам принято относить: политологию, социологию, экономику, юриспруденцию, культурологию, историю и т.д.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов (закономерностей), управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа.

В рамках общества выделяют следующие подсистемы:

1. политическая 2. социальная 3. экономическая 4. духовная

Политология – наука, изучающая политику во всех ее проявлениях и взаимосвязях

1.Политика – совокупность общественных отношений связанных с властью и государственным устройством, человеческая деятельность, направленная на принятие и реализацию решений от имени и для общества.


2.Власть – способность воздействовать на деятельность и поведение индивидов, групп, масс и пользуя широкий ряд механизмов влияния – от убеждения до насилия.

3.Государство - политическая организация, обладающая суверенной властью на определенной территории и отправляющая посредством постоянно действующих институтов.

Для государства необходимо:

  1. Наличие специального аппарата управления;

  2. Территории, на которую распространяется его власть;

  3. Системы норм и исключительного права контроля за их исполнением (монополия на легальное использование принуждения).

4. Государственный суверенитет (франц. – верховная власть) – политико-правовое свойство, определяющее ее верховенство и независимость.

5. Народный суверенитет - полновластие народа, который выступает носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Народ осуществляет власть непосредственно (на выборах и референдумах) и через органы государственной власти и местного самоуправления.

6. Принцип разделения властей – принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви – законодательную, исполнительную, судебную, которые создают механизм «сдержек и противовесов». Принцип разделения властей был сформулирован в трудах Дж.Локка и Ш.-Л. Монтескье.

7. Форма правления – способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношения ее органов и степень участия населения в их формировании.

По формам правления государства подразделяют на монархии и республики.

8. Монархия – форма правления, при которой государство возглавляет один человек и его власть передается по наследству.

Монархии подразделяют на абсолютные и конституционные (ограниченные).

9. Абсолютная монархияхарактеризуется неограниченной властью монарха (например, в Саудовской Аравии, Омане, Брунее, Бахрейне, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах).

10. Конституционная (ограниченная) монархия – представляет собой такую форму государственного правления, при которой власть монарха ограничена конституцией.

Конституционные монархии делятся на дуалистические и парламентские.

11. Дуалистическая монархия – в которой монарх напрямую возглавляет исполнительную власть (Марокко, Иордания).


12. Парламентская монархия – в которой реальная власть принадлежит главе правительства, который назначается парламентом.

При парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия. Швеция, Дания, Испания, Япония,).

13. Республика (лат. Respublica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определенный срок (государство с выборной формой правления).

В зависимости от способов распределения власти между высшими органами власти выделяют президентскую, парламентскую и смешанную республики.

14. Особенностью президентской республики является то, что президент избирается на всенародных выборах и соединяет полномочия главы государства и главы исполнительной ветви власти, например, администрации США (США, страны Латинской Америки).

15. В парламентской республике решающая роль в организации государственной власти принадлежит парламенту, формирующему правительство из состава партий, получивших большинство голосов избирателей на выборах. Президент же, как глава государства, выполняет представительские функции. Характерна для европейских стран (Германия, Австрия, Италия, Греция и пр.).

16. Смешанная республика характеризуется большим, по сравнению с парламентской республикой, объемом полномочий президента, который при этом не является главой исполнительной власти. Правительство в такой республике формируется и контролируется одновременно и парламентом и президентом (Франция, Финляндия, Португалия, Швейцария, Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и т.д.)

По горизонтальному разграничению полномочий между центром и регионами выделяют федеративные и унитарные государства.

17. Унитарное государство – единое по своей основе и однородное по своему территориально-политическому устройству государство. Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы.

18. Федерация – форма государственного устройства, предполагающая наличие в составе государственного ядра государственных образований, которые обладают определенной самостоятельностью, имеют свое административно-территориальне деление и законодательство (республик, краев, областей – в России, провинций – в Аргентине, Канаде, Пакистане, штатов – в США, Индии, Бразилии, Мексике, кантонов – в Швейцарии земель - Германии, эмиратов - ОАЭ и т.д.). Федерация характеризуется распределением полномочий между центральными органами государственной власти и субъектами федерации, двойной системой органов государственной власти и законодательства. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны. Выделяют: исторические федерации (ФРГ, Швейцария), национальные (СССР, Чехословакия, Индия, Бельгия) и смешанные – национально-территориальные (Россия, Канада).


19. Конфедерация – форма территориально-политического устройства, представляющая собой союз независимых (суверенных) государств, объединенных для выполнения определенных задач (экономических, политических, военных и др.). Государства входящие в конфедерацию сохраняют суверенитет (независимость), собственные органы власти, и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта, связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787 гг.), Швейцарии до 1848 г.), ОАР (объединение Египта и Сирии) – 1958-1961, Германском Союзе _1815-1867 г.) и др. СНГ так же можно рассматривать в качестве конфедеративного образования.

20. Гражданское общество – сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

21. Политическая система – одна из сфер общественной жизни обеспечивающая реализацию властных отношений через совокупность политических институтов, норм, форм взаимодействия.

Другими словами политическая системасовокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, то есть направлена на практическое осуществление политических интересов социальных групп, национальных общностей и др.

Признаки политической системы:

  1. Является универсальной и охватывает своим действием все сферы жизни общества;

  2. Обусловлена общественной средой, социально-экономической структурой;

  3. Предполагает наличие специальных структур, обеспечивающих ее относительную самостоятельность и независимость;

  4. Имеет исключительное право на легальное применение принуждения;

  5. Обладает возможностью преобразовывать желания, взгляды отдельных людей в значимые для всего общества решения.

22. Партия (от лат. – часть, частица) организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, группа, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти. Партия представляет собой устойчивое объединение людей, возникающее для достижения общих политических целей.

Для партии характерно:

  1. Наличие организации, борющейся за власть

  2. Наличие у этой организации идеологии

  3. Борьба за поддержку народа, в том числе и на выборах.


23. Партийная система – совокупность парламентских партий данной страны, с их взаимосвязями, их взаиморасположением с учетом политического веса каждой партии.

Выделяют:

  1. Однопартийные

  2. Двухпартийные

  3. Многопартийные системы

24. Группы интересов – ассоциации людей, организованные для влияния на процесс принятия решений или продвижение дела.

25. Выборы – способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической волей граждан.

26. Избирательная система - совокупность основных принципов и правил, по которым проходят выборы и формируются органы власти.

Выделяют:

  1. Мажоритарную

  2. Пропорциональную

  3. Смешанную избирательные системы.

27. При мажоритарной системе конкретные кандидаты баллотируются в определенном избирательном округе, претендуя на соответствующее место в избираемом органе власти, и завоевывает его тот, кто получает в итоге наибольшее число голосов. Остальные участники остаются в полном проигрыше.

Выделяют мажоритарную систему простого и абсолютного большинства. По мажоритарной системе абсолютного большинства проходят выборы Президента РФ, по мажоритарной системе простого большинства избирается состав Городской Думы Перми.

28. При пропорциональной системе происходит распределение мест в парламенте в соответствии с долями голосов, полученных на выборах. По пропорциональной избирательной системе проходят выборы в Государственную Думу РФ

29. Смешанная – такая избирательная система в которой используются как мажоритарный так и пропорциональный принципы. По смешанной избирательной системе избирается Законодательное Собрание Пермского края (региональный парламент). 50% состава депутатов избираются от одномандатных округов (мажоритарная система простого большинства), остальные 50% по партийным спискам (пропорциональная избирательная система).

30. Идеология – форма общественного сознания, представляющая собой относительно систематизированную совокупность идей, взглядов, а также вытекающие из них цели и средства воздействия на действительность.

Другими словами идеология – система взглядов, отражающая политические интересы определенной социальной группы.

В идеологии выделяют 3 уровня:

1. Теоретико-концептуальный