Файл: ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ Методические указания к расчетно-лабораторным работам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Владимирский государственный университет
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Методические указания
к расчетно-лабораторным работам
HL1 |
|
|
х |
|
|
К |
Д2 |
|
|
C |
R |
HL2 |
Д1 |
|
х |
|
|
|
|
|
|
СТ |
|
~ |
|
|
Владимир 2002
1
Министерство образования Российской Федерации Владимирский государственный университет Кафедра электротехники и электроэнергетики
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Методические указания к расчётнолабораторным работам
Составители:
Г.П. КОЛЕСНИК О.Д. БУХАРОВА
Владимир 2002
2
УДК 504.75
Рецензент Кандидат физико-математических наук доцент кафедры
общей физики Владимирского государственного университета
А.Б. Евлюхин
Печатается по решению редакционно-издательского совета Владимирского государственного университета
Электрическое освещение: Метод. указания к расчётно-лаборатор- ным работам / Сост.: Г.П. Колесник, О.Д. Бухарова; Владим. гос. ун-т. Владимир, 2002. 36 с.
Содержат три расчётно-лабораторных работы по изучению источников света, используемых для освещения внутренних помещений и территорий промышленных предприятий. Разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом
Предназначены для студентов заочной формы обучения специальности 100400 ´Электроснабжениеµ и могут быть полезны студентам других инженерных специальностей при изучении вопросов искусственного освещения.
Табл. 10: Ил. 11: Библиогр.: 8 назв.
УДК 504.75
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТНО-ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Составной частью изучения курса ´Электрическое освещениеµ являются расчетно-лабораторные занятия, которые помогут лучше усвоить теоретический курс и приобрести необходимые экспериментальные навыки и умения вести инженерные расчеты.
Настоящие методические указания построены в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления ´Электроэнергетикаµ, утверждённым Министерством образования Российской Федерации в 2000 г.
Методика проведения расчётно-лабораторных работ связана с наличием оборудования, количеством студентов, одновременно проходящих лабораторный практикум, и организацией технического обслуживания рабочих мест в лаборатории. Оптимальный результат в обучении достигается при выполнении расчетно-лабораторных работ бригадами не более 2 – 3 человек.
Перед началом занятий студенты обязаны изучить правила для работающих в лаборатории, уделив особое внимание вопросам техники безопасности.
Студенты согласно имеющемуся у них плану проведения расчетнолабораторных работ должны готовиться к предстоящему занятию в лаборатории. В подготовку входит изучение соответствующих разделов теоретического курса по учебной литературе и лекционным записям.
Студент должен до начала расчётно-лабораторной работы выполнить предварительное задание, пройти допуск путём собеседования для выяснения степени подготовленности к лабораторным работам. Студенты, явившиеся на занятия неподготовленными, к выполнению работ не допускаются, но обязаны присутствовать в лаборатории и продолжить подготовку под наблюдением преподавателя.
Выполнение расчётно-лабораторной работы начинается с ознакомления со стендом, приборами и оборудованием, записи в бланк отчета их технических характеристик. Приступая к сборке электрической цепи, пользуясь её электрической схемой, следует начинать соединять элементы
3
электрической цепи с источника энергии. В процессе выполнения сборки цепи должны принимать участие все члены бригады. Преподаватель следит за работой студентов, даёт им необходимые разъяснения и указания по выполнению данного этапа работы.
Экспериментальную часть расчетно-лабораторных работ студенты выполняют самостоятельно в соответствии с рабочим заданием под руководством и контролем преподавателя с соблюдением техники безопасности. Студентам необходимо знать важные правила: при работе со стендом в лаборатории должно быть не менее двух человек, нельзя касаться руками корпусов двух приборов одновременно. Последнее правило вызвано следующим обстоятельством: если в одном приборе произойдёт пробой сетевой обмотки силового трансформатора или нарушится изоляция сетевого шнура, то корпус этого прибора приобретает потенциал сети и человек, прикоснувшийся к корпусам двух приборов, оказывается под полным напряжением сети, что может вызвать поражение электрическим током. Студентам следует знать механизм попадания сетевого напряжения на корпус прибора и чрезвычайную опасность этого для здоровья.
Студенты должны знать, что в случае обнаружения возгорания, характерного запаха подгоревшей изоляции и других неисправностей следует немедленно сообщить об этом преподавателю или лаборанту и отключить питание сети. Несоблюдение правил эксплуатации аппаратуры иногда не вызывает травм, но ведет к порче приборов и оборудования. Например, не следует замыкать источники энергии накоротко, дергать за соединительные провода и т.д.
ВНИМАНИЕ! Включать установку, находящуюся под напряжением, имеет право только один студент, о чем он должен предупредить всех членов своей бригады.
В каждой работе исследуются наиболее важные принципиальные вопросы соответствующего раздела курса, и почти в каждой работе имеются пункты задания, направленные на повышение развития творческих возможностей студентов. Подготовка к выполнению расчётно-лабораторной работы должна начинаться заблаговременно, лучше за неделю до выполнения работы, с тем, чтобы имелась возможность производить подготовку не торопясь, а глубоко, основательно разбираясь в теоретической части материала. Изучив по учебнику раздел, указанный в работе, следует внимательно прочитать описание данной расчетно-лабораторной работы. При этом выясняются различные подробности, особенности конструкции при-
4
боров, уточняется задание и т.д. Затем необходимо заготовить таблицы и приступить к выполнению предварительного расчёта. Важной частью подготовки являются ответы на вопросы для самостоятельной проверки знаний. Только после того как получены уверенные ответы на все вопросы, предварительную подготовку к работе можно считать законченной. К выполнению работы студент может быть допущен либо непосредственно преподавателем, либо с помощью контролирующих устройств, применяемых в данной лаборатории.
Преподаватель может для студентов отдельных специальностей сократить объём расчётно-лабораторной работы.
В процессе проведения эксперимента перед записью результатов опытов рекомендуется вначале проделать все операции без записи в бланк, обращая внимание на пределы измерения соответствующих величин, а затем повторить опыт с записью этих величин. Результаты измерений, полученные при выполнении опытов, студенты заносят в бланк в заранее подготовленные таблицы и предъявляют преподавателю для просмотра до разборки электрической цепи. Если результаты опытов неудовлетворительны, их необходимо повторить.
Результаты опытов подписываются преподавателем, и этот бланк предъявляется вместе с отчетом при защите расчетно-лабораторной работы. В случае прекращения подачи электрической энергии и в других аварийных ситуациях студенты обязаны исследуемую цепь немедленно отключить от питающей сети и сообщить об этом преподавателю.
Отчет о расчетно-лабораторной работе выполняется каждым студентом в отдельности. Форма отчёта должна соответствовать стандарту предприятия СТП 71.4-84 ²Общие положения, структура, требования и правила оформления отчётов о лабораторных работах³.
Отчёт составляется чётко, чтобы каждый знакомящийся с ним мог представить себе цель работы, тип экспериментальной установки, методику измерения и расчёт величин, порядок выполнения работы и окончательные результаты экспериментов в виде обозначенных таблиц и графиков.
Отчёт должен содержать:
–титульный лист;
–название работы (номер расчётно-лабораторной работы);
–введение;
5
–предварительное задание;
–рабочее задание;
–схему опыта;
–спецификацию приборов, используемых при проведении опытов;
Прибор |
Тип |
Заводской |
Система |
Класс точ- |
Предел |
Цена деления |
прибора |
номер |
прибора |
ности |
измерения |
||
|
|
|
|
|
|
|
–основные теоретические зависимости, используемые при расчётах (расчетные формулы с числовыми примерами хотя бы для одной точки);
–таблицы результатов измерений;
–анализ полученных результатов и заключение о работе.
Особое внимание студенты обязаны уделить составлению заключения по результатам выполненной расчётно-лабораторной работы, где они должны сопоставить результаты экспериментальных исследований с известными им закономерностями из теоретического курса и указать причины наблюдаемых отклонений. При испытании электрических цепей необходимо сделать выводы о наиболее экономичных режимах их работы.
При составлении отчёта в электрических схемах следует применять условные обозначения, утверждённые государственными стандартами:
–ГОСТ 2.105-95 ¤Общие требования к текстовым документам¦.
–ГОСТ 2.702-75 ¤Правила выполнения электрических схем¦.
–ГОСТ 2.747-68 ¤Условные графические изображения¦.
–СТ СЭВ 1052-78 ¤Единицы физических величин¦.
–ГОСТ 1494-77 ¤Буквенные обозначения электрических и магнитных величин¦.
–ГОСТ 19880-74 ¤Основные понятия, термины и определения¦. Изучение и соблюдение ГОСТов обязательно как при выполнении
курсовых и дипломных проектов, так и для всей будущей инженерной деятельности.
6
Расчетно-лабораторная работа № 1
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И СВЕТОВЫХ ПАРАМЕТРОВ НАТРИЕВЫХ ЛАМП ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (ДНАТ)
Цель работы. Исследование электрических и световых параметров натриевых ламп высокого давления (ДНаТ).
В результате проведения работы необходимо освоить основные схемы включения ламп (ДНаТ), её электрические и световые характеристики, а также методы их измерения и расчёта, научиться рассчитывать освещённость рабочего места и измерять ее специализированными приборами.
1. Объект и средства исследования
Объектом исследования служит натриевая лампа высокого давления ДНаТ-400 по ТУ16-90 с пускорегулирующим аппаратом типа 1И400ДНаТ52-006.УХЛ1, расположенная в лабораторном стенде ЛСОЭ-5.
Типовые параметры источника света (лампы) типа ДНаТ-400 ОАО ´ЛИСМАµ и типа SON-T фирмы ´PHILIPSµ приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Производитель |
Цоколь |
Средний световой поток, лм |
Средняя яркость, кд/см½ |
Средний ток лампы, А |
Среднее напряжение на лампе, В |
Максимальный пусковой ток, А |
Световая отдача, лм/Вт |
Средний срок службы, ч |
Спектральное распределение энергии, нм |
Мощность, Вт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фирма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
´PHILIPSµ |
Е40 |
48000 |
24,0 |
4,3 |
100 |
6,5 |
120 |
15000 |
530 – |
700 |
400 |
ОАО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
²ЛИСМА³ |
Е40 |
47500 |
24,0 |
4,3 |
100 |
6,5 |
118 |
12000 |
– |
|
400 |
Лампы ДНаТ относятся к газоразрядным источникам излучения (ГИИ), в которых излучение оптического диапазона возникает в результате электрического разряда в атмосфере инертных газов, паров металла или их смесей. ГИИ характеризуется более высокой световой отдачей и средней продолжительностью горения по сравнению с обычными лампами накаливания (табл. 1.2).
Большинство газоразрядных ламп имеют падающую вольт-амперную характеристику (ВАХ) (рис. 1.1,а), и для стабилизации тока таких ламп не-
7
обходимо последовательно с ними включать балластное устройство (индуктивность, емкость, активное сопротивление) (рис. 1.1,б).
|
|
|
Таблица 1.2 |
|
Источник света |
Световая отдача, |
Средний срок службы |
||
лм/Вт |
tср, ч |
|||
|
||||
Лампы накаливания |
|
|
|
|
– общего применения |
7 – 20 |
1000 |
||
– кварцевые, галогенные |
26 |
– 28 |
220 – 450 |
|
Газоразрядные источники излучения |
|
|
|
|
– натриевые лампы высокого |
|
|
|
|
давления |
117 |
– 120 |
20000 |
|
– люминесцентные лампы |
33 |
– 78 |
12000 |
|
– металлогалогенные дуговые |
76 |
– 96 |
1500 – 1600 |
Zб
U
Uс |
|
ГИИ |
|
|
|
а) |
|
i |
|
б) |
Рис. 1.1. Схема стабилизации тока ГИИ:
а – ВАХ лампы ГИИ; б – схема включения ГИИ в сеть; Uc – напряжение сети; Zб – балластное устройство
Напряжение зажигания у ГИИ обычно значительно превышает рабочее напряжение лампы, а часто и напряжение сети, поэтому для их включения используют сложные и громоздкие пускорегулирующие аппараты (ПРА). Период разгорания ГИИ составляет 10 – 15 мин.
Натриевая лампа высокого давления (ДНаТ) состоит из разрядной трубки (горелки), внешней колбы и цоколя. Устройство горелки лампы ДНаТ показано на рис. 1.2.
Горелка ДНаТ выполняется из поликристаллической окиси алюминия, на которую пары натрия не оказывают вредного влияния. Амальгама натрия находится внутри горелки, а не во внешней колбе, поэтому её температура не зависит от окружающей, что позволяет включать лампу в любом положении с любым типом светильника. Типовая схема включения лампы
8