Файл: Лекционный курс НП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 359

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К смерти гражданина по правовым последствиям приравнива­ется объявление судом безвестно отсутствующего гражданина умершим (ст. 45 ГК), а также установление судом факта смерти гражданина (подп. 8 п. 2 ст. 264 ГПК).

Днем открытия наследства является день смерти гражданина. Если гражданин объявлен умершим как безвестно отсутствующий, то днем открытия наследства считается день вступления в закон­ную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. Когда же в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, то днем открытия на­следства считается день смерти, указанный в решении суда. Одна­ко в этом случае шестимесячный срок для принятия наследства начинает течь не с указанного дня предполагаемой гибели гражда­нина, а опять-таки со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (см. абз. 2 п. 1 ст. 1154 ГК). И это понятно, поскольку исчисление указанного срока со дня предполагаемой гибели гражданина, указанного в решении суда, привело бы к тому, что срок для принятия наследства был бы сокращен, а то от него и вовсе ничего бы не осталось. В таком случае срок для принятия наследства суду все равно пришлось бы восстанавливать как пропущенный по уважительным причинам (см. абз. 1 п. 1 ст. 1155ГК).

В тех случаях, когда суд в порядке подп. 8 п. 2 ст. 264 ГПК устанавливает факт смерти гражданина, днем открытия наследст­ва должен считаться день этой смерти, указанный в решении су­да. Однако срок для принятия наследства, как и в случае, когда в решении суда указан день предполагаемой гибели гражданина, нужно исчислять лишь со дня вступления в законную силу реше­ния суда об установлении факта смерти.

Граждане, умершие в один и тот же день, хотя бы и в разное время суток (так называемые commorientes, т. е. умирающие одно­временно), считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга. При этом к наследованию призываются наследники каждого из них.

Обратим внимание, прежде всего, на то, что к коммориентам нельзя относить лиц, смерть которых при исчислении времени в различных часовых поясах наступила в разные сутки. Допустим, что в самолете, потерпевшем катастрофу, оказались отец и сын. Смерть отца наступила мгновенно, а сын для оказания срочной медицинской помощи был вывезен в район другого часового поя­са, где и наступила его смерть. При исчислении времени для рай­она часового пояса, где наступила смерть сына, если они умерли в разные сутки, их нельзя относить к коммориентам (в нашем примере при наличии всех прочих предусмотренных законом условий сын может быть призван к наследованию после смерти отца).


Ответ на другой вопрос дан в п. 1 ст. 1146 ГК. К наследова­нию по праву представления указанные в законе потомки наслед­ника по закону призываются не только тогда, когда этот наслед­ник умирает до открытия наследства, но и тогда, когда он умирает одновременно с наследодателем, т. е. тогда, когда наследник и наследодатель являются по отношению друг к другу коммориентами. Формулируя это правило, законодатель исходил из того, что если наследование по праву представления имеет место, когда наслед­ник умирает раньше наследодателя, т. е. до открытия наследства, то для этого имеются тем большие основания, когда наследник и наследодатель умирают одновременно,

Обратимся к приведенному примеру, несколько видоизменив его. Если сын и отец умирают одновременно, то дети сына (внуки отца) могут быть призваны к наследованию после смерти отца на основании п. 1 ст. 1142 ГК, а после смерти деда — по праву пред­ставления на основании п. 2 ст. 1142 ГК.

Местом открытия наследства является последнее место жи­тельства наследодателя. Распад Союза ССР вызвал движение мно­гочисленных людских потоков в самых различных направлениях. То, что происходит сейчас на территории бывшего Союза ССР, в известной мере можно сравнить с переселением народов. Не избе­жала этого и Россия. Острота проблемы беженцев и вынужденных переселенцев не спадает. При таких обстоятельствах определить последнее место жительства наследодателя далеко не просто, не говоря уже о том, что оно может быть и неизвестно. Как, скажем, определить место жительства вынужденного переселенца, кото­рый бежал из Чечни, бросив все свое имущество, и зарегистриро­ван по месту пребывания у своих родственников в Санкт-Петер­бурге? Пожалуй, еще более сложна эта проблема в отношении беженцев, которые не являются гражданами страны, предоста­вившей им убежище. Очевидно, регистрация места пребывания независимо от того, идет ли речь о беженце или вынужденном пе­реселенце, сама по себе место жительства не определяет. Более надежным ориентиром в этом отношении может служить регист­рация по месту жительства. Но при всех обстоятельствах решаю­щее значение для определения места жительства наследодателя имеет материально-правовой критерий, а именно установление того места, где наследодатель на момент открытия наследства по­стоянно или преимущественно проживал. Только если последнее место жительства наследодателя не может быть установлено, мес­то открытия наследства придется определять по месту нахождения наследства или основной его части.


Согласно абз. 2 п. 1118 ГК если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Россий­ской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, мес­том открытия наследства в РФ признается место нахождения та­кого наследственного имущества. Если оно находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или его наиболее ценной части, а при отсутствии недвижимого имущества — место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной час­ти. Ценность имущества определяется по его рыночной стоимо­сти. Так, если основную часть наследства составляет жилой дом или иное недвижимое имущество, местом открытия наследства будет место, где это имущество зарегистрировано. Если основная часть наследства выражается в акциях или во вкладе в капитал иного хозяйственного общества или товарищества, то наследство открывается по месту регистрации соответствующего юридическо­го лица.

Наследодатели. Одной из центральных фигур в наследствен­ном праве является наследодатель. Сказанное, разумеется, не дает никаких оснований для утверждения, которое иногда встречается: «Субъектами наследственного правоотношения являются наследо­датель и наследники»1. До сих пор казалось, что покойники субъ­ектами правоотношений быть не могут. Забегая вперед, отметим, что наследственное правоотношение возникает лишь со смертью наследодателя. А вот шекспировские страсти вокруг наследства нередко закипают, а то и кипят вовсю еще при жизни наследода­теля. Так кто же такой наследодатель и кто может выступать в этом качестве?

Наследодателем может выступать только физическое лицо, будь то гражданин Российской Федерации, иностранец или апат­рид (лицо без гражданства). Ни одна социальная общность неза­висимо от того, является ли она юридическим лицом или нет, на­следодателем не может быть. Универсальное правопреемство, ко­торое происходит при реорганизации юридического лица, разумеется, не относится к наследственному правопреемству, хотя в быту нередко можно услышать, что вновь образованное юриди­ческое лицо «унаследовало» долги своего предшественника (на­пример, к акционерному обществу перешли долги унитарного предприятия, на базе которого оно образовано).

При наследовании по закону наследодатель может быть как дееспособным, так и недееспособным. Иначе обстоит дело при наследовании по завещанию. Поскольку завещание — это сделка, которая совершается действием лица, желающего распорядиться наследством на случай смерти, завещатель на момент совершения указанной сделки должен быть дееспособен, причем в полном объеме. Лица, которые в установленном законом порядке вступи­ли в брак до достижения брачного возраста (п. 2 ст. 21 ГК) или эмансипированы (ст. 27 ГК), поскольку они становятся полностью дееспособными, на общих основаниях с другими дееспособ­ными лицами могут составить завещание.


Лица частично дееспособные (ст. 26 ГК), а также ограниченно дееспособные (ст. 30 ГК) завещательной дееспособностью не об­ладают. Не имеет юридической силы завещание, составленное не­дееспособным лицом, в период так называемого светлого проме­жутка. Если лицо, составившее завещание, впоследствии призна­ется недееспособным, то это обстоятельство, в принципе, не отражается на юридической силе завещания, которое наследода­тель составил, когда был дееспособным. В то же время такое заве­щание может быть оспорено по основаниям, предусмотренным ст. 177 ГК. Признание лица, составившего завещание, недееспо­собным может впоследствии иметь значение в случае признания наследника не имеющим права наследовать или отстранения его от наследования как недостойного (ст. 1117 ГК).

Наследники. Круг наследников по завещанию определяет заве­щание, круг наследников по закону — закон. Отметим, прежде всего, что если наследодателем может быть только физическое ли­цо, то наследниками могут быть как физические лица, так и юри­дические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Фе­дерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации. Иными словами, круг наследни­ков значительно шире, чем круг наследодателей. При этом соци­альные образования признаются наследниками, если они сущест­вуют на момент открытия наследства. Если, скажем, гражданин оставил завещание в пользу Союза ССР, который к моменту от­крытия наследства перестал существовать, то имущество перейдет к государству — правопреемнику Союза ССР (например, к Рос­сийской Федерации). Что же касается граждан, то при наследова­нии как по завещании, так и по закону наследниками могут быть граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя. Кроме того, к наследованию как по завещанию, так и по закону могут призываться зачатые при жизни наследодателя и родившие­ся живыми после открытия наследства. В отличие от ранее дейст­вовавшего законодательства (ср. абз. 3 ст, 530 и абз. 2 ст. 532 ГК 1964 г.), граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившие­ся живыми после открытия наследства, могут призываться к на­следованию не только по завещанию, но и по закону, хотя бы они и не были детьми наследодателя.

Таким образом, закон допускает призвание к наследованию не только граждан, находящихся в живых к моменту открытия на­следства, но и тех, кто были зачаты при жизни наследодателя и родились живыми после открытия наследства, т. е. уже после смерти наследодателя. Лицо, интересы которого подлежат охране еще до рождения, называется nasciturus, т. е. еще не родившийся. Охрана интересов такого лица предусмотрена п. 3 ст. 11163 и ст. 1166 ГК. Означает ли это, что неродившийся ребенок призна­ется субъектом права? Нет, конечно, поскольку его интересы мо­гут учитываться лишь при условии, что он родится живым. Если же он родится мертвым, то факт его зачатия утрачивает юридиче­ское значение, поскольку его правоспособность так и не возникла. В данном случае он вообще не считается призванным к наследо­ванию.


К наследованию по завещанию могут призываться указанные в завещании юридические лица, существующие на день открытия наследства, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государст­ва и международные организации. Кроме того, Российская Феде­рация может призываться и к наследованию по закону в соответ­ствии со ст. 1151 ГК. В данном случае речь идет о наследовании Российской Федерацией так называемого выморочного имущества (см. ст. 1151 ГК)1.

В соответствии с принципом свободы завещания наследода­тель, по общему правилу, может сам не допустить к наследованию неугодных ему наследников по закону, сделав это прямо или кос­венно. Он может либо прямо лишить наследства одного из наслед­ников, нескольких из них или их всех, либо распределить наслед­ство таким образом, что на долю кого-то из них ничего не доста­нется либо завещать все имущество лицу, не входящему в круг наследников по закону, при наличии таковых, либо каким-то иным способом ограничить их в наследственных правах, а то и вовсе лишить их этих прав. Однако эти правила не всегда доста­точны для того, чтобы предотвратить переход наследства к тем наследникам, которые с точки зрения основ правопорядка и нравст­венности этого не заслуживают. К тому же переход наследства к таким наследникам во многих случаях находился бы в явном несо­ответствии с подлинной волей самого наследодателя, если бы он мог ее выразить.

Правила, закрепленные в ст. 1117 ГК, как раз и призваны к то­му, чтобы предотвратить переход наследства к наследникам, кото­рых закон именует недостойными.

В числе недостойных наследников закон различает граждан, ко­торые не имеют права наследовать, и граждан, которые отстраня­ются судом от наследования по требованию заинтересованного лица.

Граждане, которые не имеют права наследовать ни по закону, ни по завещанию, перечислены в абз. 1 п. 1 ст. 11171.

К ним относятся граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследода­теля, кого-либо из его наследников или против осуществления по­следней воли наследодателя, выраженной в завещании, способст­вовали или пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства под­тверждены в судебном порядке.


Смотрите также файлы