ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности организации и функционирования детских оздоровительных лагерей отдыха в Российской Федерации.

Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, профильные и оборонно-спортивные лагеря, палаточные лагеря и др.

Инициаторами создания лагеря могут быть детские организации, муниципальные органы управления образованием, органы культуры, местные органы государственной власти, профсоюзы трудовых коллективов и организаций, общественные организации, а также частные лица. Лагерь может быть создан на базе школы, интерната, дома культуры, он может быть туристического типа, палаточного, функционировать как постоянно действующий, так и по аналогии с лагерем дневного пребывания.

Летний оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Лагерь находится на балансе предприятия (объединения), учреждения, организации, кооператива, учебного заведения и в соответствии с действующим порядком передается в бесплатное пользование профсоюзному комитету.

Сроки оздоровления детей в лагере определяются учредителем с учетом типа и профиля оздоровительного лагеря, конкретных природно-климатических условий, возможностей оздоровительного лагеря. С учетом возраста и интересов детей в оздоровительном лагере создаются отряды, группы и другие объединения. Численность детей в группах в возрасте 6-9 лет – 20-25 человек, 10-14 – 25-30, 15-18 – 25 человек.

Хотя тенденция последних лет позволяет все большему количеству детей выезжать в загородные лагеря для оздоровления, но статистика говорит, что объемы финансирования летней оздоровительной компании, позволяют охватить теми или иными формами организованного отдыха только 40% школьников.

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти». Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.


Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:

−  детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;

−  в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;

−  детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.


Основные признаки временного детского коллектива.

Исследователи этой проблемы (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник, Ю. Таран и др.) называют достаточно широкий их круг признаков. Укажем наиболее характерные, оказывающие значительное влияние на организацию и ведение педагогической деятельности.

Во-первых, кратковременность функционирования. Обычно временный детский коллектив существует одну лагерную смену (в среднем от 21 до 30 дней).

Во-вторых, сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята из разных мест жительства, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.

В-третьих, автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей и т.д. Здесь важно упомянуть еще об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая бы для временного детского коллектива стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие временного детского коллектива.

В-четвертых, публичный (коллективный) характер деятельности, общения, всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».

В-пятых, завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

Характеристика периодов лагерной смены.

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ Шереш Г.Л., Рожкова М.И., Катовича Н.К., смену в лагере подразделяют на три периода:

1)  организационно-диагностический период, в ходе которого происходит адаптация к условиям лагеря, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных условий детей, а также включения их в жизнедеятельность первичного детского коллектива, знакомство с детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период оправдывает себя в течении смены и служит основанием для демонстрации гуманистической позиции педагогов. Цель деятельности может быть сформулирована педагогами, но она только тогда превращается в групповой мотив, когда дети видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависят от достижения этой цели. На этом этапе, в соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной организационной структуры коллектива;


2)  основной период, который является наиболее продолжительным и сложным. Здесь в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей, стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству; традиционной организацией воспитательного процесса: чрезмерной регламентацией, перенасыщением массовыми формами, стремлением охватить все стороны жизнедеятельности ребенка;

3)  заключительный период – период продуктивной рефлексии, т. е. период размышлений об итогах пребывания в лагере, оценки того, сто происходило с каждым ребенком, обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе проходит глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий определить степень достижения ими личных целей.

Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной, творческой или трудовой направленности.


Физкультурные мероприятия в режиме дня в дол.

Они называются так потому, что входят в ежедневный распорядок дня и в той или иной мере обязательны для всех ребят. К ним относятся утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, купание.

Регулярные занятия утренней гигиенической гимнастикой имеют исключительно большое значение для укрепления здоровья детей. Улучшается работа всех внутренних органов и систем, происходит развитие физических качеств, воспитание воли и характера, что проявляется в повышении общего жизненного тонуса ребенка, его работоспособности. Лучше всего, если зарядка проводится под музыкальное сопровождение и не превышает 30 мин., включая организационные моменты. Зарядка может быть общелагерной или отрядной.

По содержанию и по форме зарядки бывают разные. В одном случае она представляет собой прогулку в лес с бегом и общеразвивающими упражнениями. Если лагерь на берегу озера, пруда, после физических упражнений на суше проводят купание, а затем согревающий бег в среднем темпе на территории лагеря.

С большим удовольствием ребята участвуют в зарядке, которая проводится в виде ритмической гимнастики, плясок. Упражнения утренней гимнастики подбираются так, чтобы последовательно воздействовать на все основные мышечные группы и внутренние органы. Выполнять упражнения необходимо в «анатомическом порядке» сверху-вниз или снизу-вверх.

В отечественной системе физического воспитания существуют следующие разновидности утренней гигиенической гимнастики, применяемой в детских лагерях отдыха:

  • в парах;

  • в кругу;

  • в колоннах;

  • в шеренгах;

  • массовая зарядка.

Закаливание в условиях дол.

Закаливание – система различных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям таких природных факторов, как холод, тепло, солнечная радиация. В условиях оздоровительных лагерей складываются чрезвычайно благоприятные обстоятельства для закаливания детей с помощью естественных сил природы. При этом, закаливание становится эффективным средством физического воспитания детей, способствующим выработке устойчивости организма к простудным заболеваниям, приобретению гигиенических навыков.

Инструктору по физическому воспитанию детского оздоровительного лагеря стоит помнить, что система закаливающих процедур должна строиться с учетом следующих принципов: