ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи

§ 1. Функции арифметических задач в обучении математике младших школьников

§ 2. Понятие арифметической задачи. Её структура

§ 3. О классификации арифметических задач, решаемых в начальных классах

§ 4. Анализ процесса решения задачи

§ 5. Свойства полноценного умения решать арифметические задачи

§ 6. Общие вопросы методики формирования умения решать арифметические задачи

Выполнение записи решения задач

Проверка решения задачи

§ 7. Методика обучения решению простых арифметических задач

7.3. Задачи на нахождение неизвестных уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого

Задача на нахождение неизвестного слагаемого

Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого

Задача на нахождение неизвестного вычитаемого

7.4. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождения произведения, деление по содержанию и на равные части

Задачи на нахождение произведения

Задачи на деление по содержанию и на равные части

7.5. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и разностное сравнение чисел

7.6. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и кратное сравнение чисел

Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой форме

§ 8. Методика введения первых составных арифметических задач

§ 9. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи, связанные с пропорциональными величинами

9.1. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального

9.2. Задачи на пропорциональное деление

9.3. Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям

9.4. Задачи, связанные с движением

§ 10. Организация контроля над самостоятельной работой студентов при изучении темы « Формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи» Вопросы к экзамену

Семестровые задания(представляются к летней сессии, 6 семестр)

Литература

Содержание

Методика обучения математике младших школьников ( вопросы частной методики, часть 2)

399770. Г. Елец, ул. Коммунаров, 28

?

3

• ?

: :

2

: + ?

1

На основе анализа полного рассуждения ученика в процессе решения задачи на пропорциональное деление мы видим, что на этапе подготовки к введению задач данного вида необходимо, чтобы ученик усвоил:

1) знание связи между величинами цена, количество, стоимость;

2) систему операций, которая выполняется при решении составной арифметической задачи;

3) знание о задаче и её структуре;

4) выполнение краткой записи в виде таблицы.

Всё это возможно сделать при решении задач на нахождение четвёртого пропорционального, которые вводятся в третьем классе и продолжают решаться в четвёртом классе. Таким образом, успех решения задач на пропорциональное деление будет определяться сформированностью умения решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального. В связи с этим в качестве подготовки надо предусмотреть решение задач с величинами цена, количество, стоимость на нахождение четвёртого пропорционального. Причём, при решении задач нужно акцентировать внимание на связях между величинами: чтобы найти цену..., нужно стоимость... разделить на количество...; чтобы найти стоимость..., нужно цену... умножить на количество...; на правильном выполнении иллюстрации задачи.

Ознакомление с задачами данного типа можно провести по-разному: можно предложить для решения готовую задачу, а можно сначала составить её, преобразовав задачу на нахождение четвёртого пропорционального.

Рассмотрим второй вариант: дети составляют задачу на нахождение четвёртого пропорционального. Например: «Купили по одинаковой цене 5 тетрадей в клетку и заплатили 35 р. Сколько будут стоить 8 тетрадей в линейку, купленных по той же цене?» На доске после составления задачи выполняется краткая запись:

Объекты

Цена

Количество

Стоимость

Тетр. в кл.

Тетр. в лин.

Одинаковая

5 тетр.

8 тетр.

35 р.

? р.


Задача решается детьми устно. Учитель записывает полученное число в таблице вместо вопросительного знака и предлагает найти сумму чисел, обозначающих стоимость тетрадей. Выясняется, что 91 р. уплатили за все тетради. В краткую запись вносятся изменения:

Объекты

Цена

Количество

Стоимость

Тетр. в кл.

Тетр. в лин.

Одинаковая

5 тетр.

8 тетр.

? р. 91 р.

? р.

Ученики составляют задачу по этой краткой записи и отмечают, что такие задачи они ещё не решали. Формулируется учебная задача: «Найти способ решения таких задач». Учитель предлагает детям самостоятельно решить задачу. Если одному будет трудно, попытаться поработать над поиском способа решения с соседом или с группой. После того, как способ решения будет найден, проводиться защита проектов: решений задач (рассуждение ведётся в соответствии с заданиями памятки). Надо пояснить, что два вопроса в таких задачах заменяют одним вопросом со словом «каждый», например: «Сколько стоили тетради каждого вида?». Важно подчеркнуть, что здесь два вопроса и при решении будет в ответе два числа.

Переходя к решению готовых задач из учебника, а также задач, составленных детьми и учителем, включающих различные группы величин, после выделения данных и искомого, сначала надо установить, о каких величинах идёт речь в задаче, затем записать задачу кратко в таблице, предварительно расчленив вопрос на два вопроса, если в нём есть слово каждый. Решение, как правило, выполняется самостоятельно, разбор ведётся только с отдельными учениками. Вместо краткой записи можно выполнить чертёж.

Например:

5 т.

? р. 91р.

7 т.

? р.

На этапе закрепления умения решать задачи данного типа, по мнению М.А. Бантовой, и с ней нельзя не согласиться, не следует каждый раз выполнять иллюстрацию. Если ученик, прочитав задачу, знает, как её решать, то пусть её решает, предварительно составив план её решения. Краткой записью или чертежом воспользуются только те, кто затрудняется решить задачу. Постепенно задачи должны усложняться путём введения дополнительных данных (например: «В первом куске было 16 м материи, а во втором в два раза меньше...») или постановкой вопроса (например: «На сколько больше заплатили за второй кусок, чем за первый?»).


Обобщению умения решать задачи рассмотренного вида помогают задания творческого характера. Назовём некоторые из них.

До решения полезно спросить, на какой из вопросов задачи получится в ответе большее или меньшее число и почему, а после решения проверить, соответствуют ли этому виду полученные числа, что является одним из способов проверки решения. Можно далее выяснить, могли ли в ответе получить одинаковые числа и при каких условиях.

Полезны задания на составление задач учащимися с последующим их решением, а также задания по преобразованию задач. Это составление задач, аналогичных решённой задаче, составление задач по их решению, записанному как в виде отдельных действий, так и в виде выражения, составление и решение задач по краткой схематической записи и др.

Работа по ознакомлению с задачами на пропорциональное деление второго вида может быть проведена аналогично рассмотренной. При решении задач этого вида ученики должны выполнять работу с большей долей самостоятельности, поскольку эти задачи сходны с задачами ранее рассмотренного вида (их решение отличается последними действиями: если ранее это было умножение, то здесь - деление). Однако сходство задач приводит и к ошибкам: некоторые ученики смешивают решения этих задач, выполняя вместо деления умножение. Одним из средств предупреждения таких ошибок служит решение пар задач различного вида и последующее сравнение самих задач, а также их решений.

Приведём пару таких задач:

1) В магазин в первый день привезли 3 одинаковых мешка картофеля, а во второй - 5 таких же мешков. Всего за эти два дня привезли 560 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля привезли в каждый день?

2) В магазин за два дня привезли 8 одинаковых мешков картофеля. В первую неделю привезли 210 кг картофеля, а во второй 350 кг. Сколько мешков картофеля привезли в каждую неделю?

Записав каждую задачу кратко, ученики установят, в чём их сходство и в чём различие. После решения этих задач дети должны установить сначала сходство решений этих задач (обе задачи решаются четырьмя действиями, два первых действия одинаковые), а затем различие (в первой задаче два последних действия - умножение, а во второй - деление).

Для обобщения способа решения задач данного типа детям в дальнейшем предлагаются сначала задачи первого вида, но с другими величинами, затем вводятся задачи II вида, несколько позднее задачи III и IV видов. Так же, как и при работе над задачами первого вида, следует предлагать детям задания творческого характер на составление и преобразование задач.



9.3. Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям

Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям включают две переменные и одну или несколько постоянных величин, причём даны два значения одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой переменной являются искомыми. По отношению к каждой тройке величин, находящихся в пропорциональной зависимости, можно выделить шесть видов задач на нахождение неизвестных по двум разностям [1].

Таблица 3

Вид задачи

Величины

Задача

Цена

Количество

Стоимость

I

Постоянная

Даны два значения.

Дана разность значений, соответст. количеству. Найти каждое значение.

Купили по одинаковой цене 5 м шелка и 3 м полотна. За шелк заплатили на 240 р. больше, чем за полотно. Сколько заплатили за шелк и полотно в отдельности?

II

Постоянная

Дана разность значений, соответст. стоимости. Найти каждое значение.

Даны два значения.

Купили по одинаковой цене шелк и полотно. За шелк заплатили 600 р., за полотно 360 р. Шелка было на 2 м больше, чем полотна. Сколько купили метров шелка и полотна в отдельности?

Задача. Купили по одинаковой цене 14 м полотна и 10 м шерсти. За всё полотно уплатили на 280 р. больше, чем за всю шерсть. Сколько заплатили за полотно и шерсть в отдельности?

Задачи этого типа представляют определённую трудность для детей в связи с тем, что стоимость и количество заданы в виде разностей: купили больше и заплатили больше. В связи с этим работу над задачами данного типа нужно построить так, чтобы дети осознали, что (на примере данной задачи) за полотно, купленное сверх 10 м заплатили 280 р. В связи с этим до формального разбора при поиске решения задачи на этапе ознакомления целесообразно выполнить разбор по существу, позволяющий развязать этот «трудный узел» задачи. Приведём полное рассуждение ученика при решении задачи данного типа, но прежде выполним разбор по существу, который осуществляется по вопросам учителя.