Файл: Вопрос 9_Ars nova в Италии и Франции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Музыкальная культура эпохи Средневековья: Ars nova во Франции и Италии (Гийом Машо и Франческо Ландини).

Ars nova (лат. новая техника [композиции], новое искусство [музыки]) — период в истории западноевропейской (главным образом, французской и итальянской) музыки. Приблизительно совпадает с XIV веком.

Важнейшие представители Ars nova во Франции — Филипп де Витри и Гильом (Гийом) де Машо, в Италии —Франческо Ландини. В таком значении термин впервые использован И.Вольфом в его «Истории мензуральной нотации» (1904)[1].

В узком смысле Ars nova — способ нотной записи, предложенный Филиппом де Витри (1291—1361) в трактате «Ars Nova» и давший композиторам новые возможности записи длительности нот и ритма, неизвестные в прежней технике многоголосной композиции, Ars antiqua. Уже в эпоху раннего Возрождения словами Ars nova стали обозначать французский и итальянский репертуар XIV века вообще, в противопоставлении многоголосию XII—XIII веков.

Книга Витри, вышедшая в свет между 1320 и 1325, в последующее десятилетие оказала влияние на французских авторов. Помимо трактата Витри сохранились трактаты учеников его школы. Вероятно, что сочинение Витри изначально состояло из двух частей, и первая из них, описывающая старую мензуральную школу, безвозвратно утрачена. Списки второй части, собственно Ars nova, имеют пробелы, которые пытались восполнить редакторы XIX века. Главные и бесспорные новации Витри, сохранившиеся во всех конспектах, — сочетание двоичного и троичного деления нот и системы записи длительности каждой ноты. Кроме того, Витри приписывают около десяти мотетов, большей частью, изоритмических (см. Изоритмия).

Ранние сочинения Ars nova отвергались папой Иоанном XXII. Его преемник Климент VI, напротив, поощрял «новую» школу. Важнейшие композиторы периода — Гийом де Машо и Франческо Ландини. Среди других — флорентийцы Джованни (Джованни да Кашья), Герарделло, Лоренцо, Донато, Андреа; Якопо Болонский, Бартолино Падуанский, Магистр Пьеро. Многие сочинения периода анонимны.

Ars Nova — время появления первых многоголосных месс (на стандартный полный текст ординария). И всё же основные музыкально-поэтические шедевры периода сосредоточены в области светской музыки. Центральные по значению жанры музыки Арс нова во Франции — мотетрондóвирелебаллада; в Италии — мадригалкачча,баллата.


Сочинения после смерти Машо и Ландини (конца XIV и начала XV веков, преимущественно французские), отличающиеся исключительной изысканностью нотации, ритмики и гармонии, выделяют в период Ars subtilior(термин предложен в 1960 году Урсулой Гюнтер) и рассматривают их как феномен музыкального маньеризма.

Филипп де Витри (фр. Philippe de Vitry, также Филипп Витрийский, 1291—1361) — католический епископепархии Мо, французский композитор и теоретик музыки, изменивший систему нотации и ритмики. Автор трактата «Новое искусство» (лат. Ars nova), именем которого называется период в истории западноевропейской музыки.

Родился на северо-востоке Франции (вероятно, в Шампани или в Витри под Аррасом). Судя по употреблению титула «магистр» — вероятно, преподавал в Парижском университете. Служил при дворах Карла IV, Филиппа VIи Иоанна II, одновременно был каноником церквей в Париже, Клермоне, Бове. Написал «Ars nova» между 1320 и 1325. Известно, что Витри служил в свите «авиньонского» папы Климента VI. В 1346 участвовал в осадеАгийона, в 1351 стал епископом города Мо (этот епископат покрывал земли современного департамента Сена и Марна). Много путешествовал, в том числе по дипломатическим делам, умер в Париже.

Витри принадлежат 9 мотетов, включенных в Иврейский кодекс (англ.)русск., и 5 мотетов из сборника «Роман о Фовеле (англ.)русск.». Мотеты Витри написаны по большей части в изощрённой технике изоритмии.

Парижский и Ватиканский списки «Ars nova» — наиболее полные конспекты трактата (существуют ещё четыре рукописи). Вероятно, трактат «Ars nova» содержал первую (ныне утраченную) часть, посвящённую анализу многоголосной музыки XIII века («Ars antiqua»). Некоторые интересные трактаты о контрапункте XIV века, ранее приписывавшиеся Витри, сейчас считаются анонимными и свидетельствуют о его значении как учёного и авторитетного преподавателя музыки.

Гийо́м де Машо́, в традиц. передаче — Гильом де Машо (фр. Guillaume de Machaut или фр. Machault, около 1300— апрель 1377, Реймс) — французский поэт и композитор. В истории музыки — важнейший представитель эпохиArs nova. Биография

С 1323 года писец, секретарь, позже в должности придворного (фр. familier, букв. «свой человек») короляИоанна (Яна) Люксембургского (1296–1346), которого сопровождал во многих его разъездах и военных походах по всей Европе (вплоть до Литвы в 1327–29). Вероятно по ходатайству короля с 1330 года Машо начал получать церковные бенефиции (пребенды) в различных церквах Франции; наконец, в 1337 году занял должность каноника в кафедральном соборе Реймса, где (вместе с братом Жаном, каноником с 1355) служил до конца жизни, в т.ч. переболел там чумой во время эпидемии 1348–49 годов и перенёс тяжёлую двухмесячную осаду англичан в 1359–60 годах. Помимо твёрдого и регулярного денежного пособия к выгодам должности каноника относилось позволение отлучаться с работы, которым Машо широко пользовался. Через Бонну Люксембургскую (дочь Иоанна) вошёл в высший свет французского общества, был знаком с её мужем Иоанном Добрым (король французский в 1350–64), их сыновьями Карлом V (король французский в 1364–80), Филиппом II Смелым (или «Храбрым»; основателем бургундской ветви дома Валуа). Эти (и некоторые другие крупные французские аристократы, в т.ч. король Кипра Пьер II де Лузиньян) выступали заказчиками поэтических и музыкальных творений Машо.


В круг общения Машо с большой вероятностью входили музыкальный теоретик и композитор Филипп де Витри, историк Жан Фруассар, поэты Эсташ Дешан (называвший Машо «земным богом гармонии») и, возможно,Джеффри Чосер. В 1360-е годы Машо неожиданно увлёкся юной поклонницей своих талантов Перонной д'Армантьер (которую величал «Tout-belle», «всепрекрасной»); это влечение ярко отразилось в его сочинениях (поэтических и музыкальных). Последние годы жизни Машо был занят кропотливым «изданием» музыки и стихов для своих королевских патронов; благодаря этому рукописные сборники его сочинений, прекрасно иллюстрированные, дошли до нас в отличном состоянии.

Поэзия.

Машо — автор 15 поэм-dits (длиной вплоть до 9000 стихов) и сборника лирической поэзии «Loange des dames» (240 стихотворений, перемежаемых музыкальными пьесами). Один из первых сборников стихотворений Машо,Dit du Lyon («Рассказ о Льве») датирован 1342 годом, последний, «Пролог» — 1372 годом («Пролог» написан как вступление к полному собранию сочинений).

Наряду с многочисленными текстами, не предназначенными для пения (dit, то есть устное повествование), ряд поэм содержит музыкальные вставки. Так, например, «Снадобье Фортуны» (Remède de Fortune; сочинена до 1342) представляет собой полномасштабную антологию песенных форм эпохи с образцами лэкомплента(complainte)[1]балладырондó и виреле.

Как правило, тексты Машо написаны от первого лица и воспроизводят любовные мотивы «Романа о Розе» и аналогичной рыцарской литературы.

В автобиографической поэме Le Voir Dit («Правдивый рассказ», 1362-65) Машо повествует историю своей поздней любви. Отвечая на стихотворное письмо, посланное ему девушкой, лирический герой («я») описывает историю их любви. Далее следует настоящая встреча, и все, что случилось с «я», рассказы которого, написанные восьмисложным стихом, перемежаются стихами, выдержанными в лирическом дискурсе (перед некоторыми стоит помета «здесь петь») — теми, что «я» адресовал почитательнице, и теми, что она писала ему в ответ, — а также прозаическими письмами. Всё вместе составляет около 9000 стихов, не считая писем в прозе. В рукописи содержится множество миниатюр с изображением посланцев, которые тем самым создают единственно существенный эквивалент «реальности»: обмен посланиями, диалог, задуманный как таковой и осуществленный средствами письма. В этом плане «Правдивый рассказ» отходит от рамочного типа вымышленной встречи и спора, которым он изначально наследует по форме, и оказывается первым предвестником эпистолярного романа Нового времени. Благодаря неоднозначности, заложенной в самом тексте, его общая тематика двойственна: на поверхности это фрагментарный, дробный рассказ о любви старика; на глубине это книга, складывающаяся сама собой. «Правдивый рассказ» вызвал подражания (например, «Любовный спинет» Фруассара).


Музыка

Машо — один из наиболее влиятельных (наряду с Франческо Ландини) композиторов периода Арс Нова. Многие его сочинения написаны в твёрдых формах лэвирелебаллады и рондо. Кроме того, он автор 23 изысканныхмотетов, некоторые из которых политекстовые (в том числе, светские и духовные тексты могут распеваться в одновременности) и изоритмические (см. Изоритмия).

Машо — автор четырёхголосной мессы (по традиции называемой «мессой Нотр-Дам»), которая была сочинена для исполнения в Реймсском соборе, вероятно, в 1360-е годы. Месса Машо — первая авторская, то есть написанная одним композитором на полный текст ординария[2].

Машо также первый известный композитор, самостоятельно составивший каталог собственных трудов; современный каталог (см.: [1]) основан на компиляциях самого Машо.

Франческо Ландини или Ландино (итал. Francesco Landini , ок. 1325 , Флоренция, по другим данным —Фьезоле — 2 сентября 1397, Флоренция) — итальянский композитор, поэт, певец, органист, изготовитель музыкальных инструментов. Франческо Ландини является величайшим композитором итальянского Ars nova.

Франческо Ландини - сын художника Якопо ди Ландино (также известного как Якопо дель Казентино, ученикаДжотто). Ландини потерял зрение в 6 лет в результате оспы, и вследствие этого обрел прозвище Чьеко (Слепец). Позже он получил другое прозвище, Франческо дельи Органи (так как был не только виртуозным музыкантом, но ещё умело чинил и мастерил органы).

По словам Джованни Виллани, он рано начал заниматься музыкой (сначала петь, а затем играть на струнных инструментах и органе) - "чтобы каким-нибудь утешением облегчить ужас вечной ночи". Музыкальное развитие его шло с чудесной быстротой и изумляло окружающих: Он превосходно изучил конструкцию многих инструментов ("как если бы видел их очами"), вносил усовершенствования и изобретал новые образцы. С годами Франческо Ландини превзошёл всех своих современников - музыкантов, живших в Италии. Ландини получил разностороннее гуманитарное образование. Он знал грамматику, философию, искусство, поэзию, даже астрологию; учился музыке у флорентийских мастеров, поэтому он был с легкостью вхож во флорентийские аристократические и литературные круги. Если в наше время известен как замечательный композитор, то при жизни до сорока лет упоминался как "великолепный музыкант, который пел и играл на многих инструментах, в том числе и на своем любимом переносном органе, а музыкой очаровывал и людей и живность. Помимо органа, он достиг необыкновенных успехов в игре на таких инструментах, как лютняарфафлейтаскрипка ичембало)."


Несмотря на то, что будучи даже ещё не композитором (писать он начала примерно с середины 1360-х) он был коронован в качестве королевского поэта острова Кипр (коронация состоялась в Венеции, в присутствииПетрарки, вероятно, около 1365 года), жизнь и творчество его прежде всего связано с Флоренцией, где он работал в должности священника и органиста церкви Сан-Лоренцо, и на его творчестве, воплощающем весь гуманизм, широту и эклектичность того времени, отразились традиции религиозного и светского музицирования.

В 1380-е годы слава Ландини как композитора уже затмила успехи всех его итальянских современников. В рукописном собрании (Codex Faenza), составленном в ту пору, находится 23 сочинения Якопо Болонского (илиЯкопо да Болонья), 19 - Джованни Флорентийского (it:Giovanni da Firenze), 9 - Маэстро Пьеро (it:Maestro Piero), по 5 - Герарделло Флорентийского (it:Gherardello da Firenze) и Донато из Кашии (it:Donato da Cascia), 2 -Бартолино Падуанского (it:Bartolino da Padova) - и, наряду с этим, 86 композиций Ландини!

Известно, что во Флоренции Ландини много общался с поэтами, писал музыку на тексты Франко Саккетти, сам сочинял стихи, участвовал как равный в ученых эстетических спорах гуманистов, среди которых был и Колуччо Салутати. В этой связи очень интересен фрагмент из "Виллы Альберти" - труда Веселовского А.Н., в котором содержится как анализ, так и выписки из свидетельств очевидцев. Здесь описаны события, относящиеся, по-видимому, к 1389 году:

В обществе, собравшемся на богатой вилле "Иль парадизо" ("Рай", "Райская"), Ландини находился среди представителей партии пополан, ценителей Данте и итальянской народной поэзии, читал свои латинские стихи в защиту "семи свободных искусств", а затем присутствующие пели и плясали под его игру на органе.

В воспоминаниях упоминаются также имена Бартолино Падуанского и Никколо Перузийского (it:Niccolò da Perugia), что придает повествованию конкретику и достоверность.

Музыкальное наследие

В настоящее время, в общей сложности, за вычетом подделок и работ анонимов, приписываемых Франческо Ландини, его музыкальное наследие, составляет:

  • 9 двухголосных мадригалов

  • 2 трехголосных мадригала

  • 1 каноничный трехголосный мадригал

  • 1 трехголосный вирелэ

  • 1 трехголосная качча

  • 91 двухголосная баллата

  • 49 трехголосных баллат (восемь из них есть также в двухголосных вариантах)

  • 1 трехголосный мотет

  • 3 фрагмента мотетов.