Файл: holostova_e_i_teoriya_socialnoy_raboty_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-7975-0060-4

Isbn 5-7975-0060-4

Введение

РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 2. Сущность социальной работы, ее объект и предмет § 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи

§ 2. Объект и предмет социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

§ 2. Основные принципы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 5. Типы теорий и моделей социальной работы § 1. Связь между теориями и моделями социальной работы

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 7. Философские основания социальной работы § 1. Предмет и проблематика философии социальной работы

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

РазделIiiсоциальная работа и общественное развитие Глава 11. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы § 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 12. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы § 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

§ 2. Типы социальных отношений

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 13. Нравственно-гуманистический характер социальной работы § 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 14. Социокультурные аспекты социальной работы § 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 16. Нормативно-правовые основы социальной работы § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Филантропический подход к социальной работе

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 19. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества §1. Профессиональные требования к социальному работнику

§ 2. Личностные качества социального работника

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 20. Критерии эффективности социальной работы § 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения

§ 2. Критерии эффективности социальной работы

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности

Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Организационные аспекты социального образования

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 22. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе § 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 23. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы § 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии

Вопросы для самоконтроля

Литература

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

0

СОЦИАЛЬНАЯ

РАБОТА

ТЕОРИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Под редакцией профессора Е.И.Холостовой

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа»

МОСКВА

ЮРИСТЪ

2001

Рецензенты:

доктор истор. наук, профессор И.Г. Зайнышев, доктор филос. наук, профессор П.Д. Павленок

Авторский коллектив:

Бурлака Г.Ю., канд. социолог, наук (гл. 22); Григорьев С.И., д-р филос. наук (гл. 8, 11, 12, 21); Гуслякова Л.Г., д-р социолог, наук (гл. 1,4,8,9); Демина Л. Г., д-р социол. наук (гл. 9); Зимняя И А., д-р психол. наук (гл. 5); Мчедлов МЛ., д-р филос. наук (гл. 18); Орлова Э.А., д-р филос. наук (гл. 14); Панов AM., канд. пед. наук (гл. 6,22); Попов В.Г., д-р истор. наук (гл. 20);

Сорвина А.С., д-р истор. наук (гл. 17); Топчий Л.В., канд. филос.

наук (гл. 10, 15, 16); Холостова Е.И., д-р истор. наук (гл. 1,3,6,18,19,22);

Шеляг Т.В., канд. искусствоведения (гл. 2,3,7,13,23);

Ярская В.Н., д-р филос. наук (гл. 7).

Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.

Isbn 5-7975-0060-4

Учебник содержит изложение основных вопросов и проблем учебного курса «Теория и методика социальной работы» и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа».

Учебник предназначен для студентов и аспирантов высших учебных заведений, для преподавателей, ведущих подготовку и переподготовку кадров по социальной работе; он может быть полезен специалистам по социальной работе.

УДК 364(075.8) ББК 65.272

Isbn 5-7975-0060-4

© «Юристь», 1998

© Коллектив авторов, 1998

Введение

Становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания обусловили создание учебных, методических и справочных пособий для использования в образовательном процессе.


Первые учебные пособия, создававшиеся с помощью Фонда Дж. Сороса, например двухтомное издание «Теория и методика социальной работы» (М., 1994), отражали соответствующий начальному периоду деятельности уровень понимания проблем социальной работы и подготовки самих преподавателей и ученых, бывших авторами этих книг. В них не были дифференцированы вопросы теории и технологии социальной работы, проблемы изучения истории и зарубежного опыта ее организации, социально-правовые и социально-медицинские аспекты. Однако за истекшее время произошли значительные изменения в практике социальной работы, в ее теоретико-методологическом осмыслении, а также в разработке и реализации научно-методических аспектов преподавания дисциплин, включенных в учебные программы.

Развертывание в Российской Федерации широкой и разноплановой системы социальных служб по оказанию помощи пожилым, людям с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, другим категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пятилетний опыт организации и проведения учебного процесса, разработка и утверждение Государственного образовательного стандарта различных уровней высшего профессионального образования в области социальной работы — все это с особой остротой поставило вопрос о создании комплекта учебников и учебных пособий по всем дисциплинам, входящим в круг профессиональной подготовки социального работника. Это, безусловно, трудная задача, так как разработка единой теории социальной работы, поставленная в повестку дня необходимостью повышения эффективности практики социального обслуживания, еще не завершена как в нашей стране, так и за рубежом, хотя многие исследователи в разных странах осознали необходимость этого. Вероятно, дальнейшее развитие исследований в этой отрасли социального знания должно включать обзор различных направлений в теоретическом осмыслении социальной работы с целью выявления того, что они дают практике, как могут быть использованы при решении конкретных социальных проблем.

Сложность данной проблемы обусловлена в первую очередь природой самой социальной работы, интегративный, обобщенно-социальный и целостно-антропологический смысл которой повелительно требует использовать в ее познавательной и практической деятельности закономерности, принципы и методы других областей социального знания. Поэтому теория социальной работы представляет собой системное обобщение социального знания, взятого в аспекте изучения и преобразования конкретных социальных проблем, социальной ситуации клиентов. В связи с этим важным представляется анализ как общей характеристики наук, изучающих человека и общество, так и специфики исследовательского подхода к теории социальной работы.


К числу актуальных исследовательских проблем социального знания относится рассмотрение категориального аппарата теории социальной работы, научное осмысление моделей и методов практики социальной работы, без чего невозможен подход к изучению ее технологических аспектов, к повышению эффективности и действенности ее методов. Поэтому необходим анализ соотношения теории социальной работы с такими науками, как философия, психология, социология, рассмотрение ее социокультурных аспектов.

Между становлением и развертыванием социальной работы, ее сущностью и формами деятельности, с одной стороны, и социальными отношениями, социально-политическими установками государства и общества, в котором она реализуется, с другой стороны, имеется тесная корреляция. В России в настоящий момент только начато научное исследование процессов формирования и функционирования социальных служб, а также выявление критериев эффективности механизмов оказания помощи различным группам населения. В свете этих проблем актуальным представляется рассмотрение вопросов взаимодействия социальной политики и социальной работы.

Поскольку в социальной работе, как, может быть, ни в какой другой сфере деятельности, личностное начало, качества индивидов, которые в ней участвуют и реализуют ее цели, играют важнейшую, иногда определяющую роль, большое значение имеет знание тех индивидуальных характеристик, которые должны быть присущи человеку, занятому в этой трудной сфере межличностного взаимодействия, а также личностных противопоказаний, которые могут препятствовать индивидам, обладающим негативными свойствами, работать в социальной сфере. Поэтому рассмотрению вопросов функционально-ролевого репертуара социальных работников, их профессионального отбора, правового и нравственного регулирования их деятельности уделено значительное внимание в настоящем издании.

Данная книга является первым учебником в предпринимаемом Институтом социальной работы Ассоциации работников социальных служб издании серии учебников по различным дисциплинам социальной работы. Она соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы по курсу «Теория и методика социальной работы». В ее основу легли лекционные курсы, прочитанные в ведущих высших учебных заведениях России, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе.


Авторы выражают надежду, что настоящий учебник принесет пользу студентам и аспирантам, преподавателям и сотрудникам учебных заведений, ведущих подготовку и переподготовку социальных работников, всем, кто изучает проблемы социальной работы.

Редакционный совет будет благодарен коллегам за предложения, дополнения, замечания и постарается использовать их в дальнейшей работе над учебником.


РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из групп «риска», лицам с девиантным поведением и др. Они не только смягчают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

В конце 80-х — начале 90-х гг. в России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций для различных категорий клиентов.

Хотя изучение зарубежного опыта социальной работы внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, современное российское общество не может принять целиком и попытаться воспроизвести в отечественных условиях ни одну из моделей организации социальной работы, эффективно действующих в других странах. В то же время оно не может оставить неизменными те средства социальной защиты и поддержки, которые сложились за годы советской власти. Как можно заметить, сегодня в России формируется свой специфический механизм поддержки населения, который определяется многими факторами, в частности состоянием экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, наличием поликультурной среды обитания, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому.