Файл: Практическое задание 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 2.

Тема: Лексические нормы.

Теоретическая часть:

1. Понятие лексической нормы. Системные отношения в лексике (синонимия, антонимия, паронимия и пр.). Стилистически оправданное и неоправданное употребление синонимов, антонимов, паронимов и т.д.

2. Стилистическая дифференциация лексики русского языка. Функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная окраска лексики.

3. Стилистическое использование в речи лексики ограниченной сферы распространения и лексики пассивного запаса. Стилистически оправданное и неоправданное использование подобной лексики.

4.Основные ошибки в сфере лексики, нарушающие смысловую точность речи. Определение речевой избыточности и речевой недостаточности.

5. Понятие о тропах и фигурах, их характеристика. Функционирование в речи фразеологизмов, поговорок, пословиц, «крылатых выражений».

Литература

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980. – С. 124-145; 166-184.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – Раздел «Лексическая стилистика».

3. Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. – М., 1978. –С. 40-84.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов. – М., 1999. – Гл. «Средства речевой выразительности». – С. 264-279.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – Гл. «Лексическая стилистика».

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996. – С. 5-82.

7. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов – нефилологов: учебное пособие. – М., 2003. – С. 69-80.

Практическая часть:

1.Подготовить сообщения:

- Звонкое иноязычие. Литература: 1. Граудина Л.К., Дмитриева О.Л. «Мы сохраним тебя, русская речь!». – М., 1995. – С. 74-84; 2. Шапошников В.Н. «Иностранные слова в современной российской жизни» // Русская речь. – 1997. – № 2; 3.

- Об употреблении оборота «как бы». Литература: 1. Корчажкина О. М. Что скрывается за модным оборотом как бы // Русский язык в школе. – 1999. – № 3; 2. Новиков В. Ноблесс оближ. О нашем речевом поведении // Новый мир. – 1998. – № 1. Сравните точки зрения, содержащиеся в данных статьях.

- Крылатые слова как одно из средств выразительности. Литература: 1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. «Крылатые слова». – М., 1986 (предисловие); 2. Максимов С. «Крылатые слова». – М., 1955 (предисловие).


2. Найдите и определите вид лексических ошибок. Исправьте их.

1. Главная суть этого рассказа состоит в следующем… 2. В повести Толстого изображен образ простой русской женщины. 3. В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина. 4. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 5. Катерина заранее предчувствует свою гибель…

3. Найдите случаи речевой избыточности/ недостаточности и исправьте фразы. 1. Налицо незаконное растаскивание государственного имущества.2. Перед своей смертью он долго болел. 3. Существующие расценки завышены. 4. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен четкий контроль со стороны администрации. 5. Гражданин А. следовал по улице без опознавательных номерных знаков. 6. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.

4. Укажите случаи нарушения: а) лексической сочетаемости (способности слов сочетаться друг с другом); б) смысловой совместимости. Исправьте предложения.

1. Наступила война. 2. Лекции выполняют огромную роль в жизни студента. 3. За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители. 4. На стадионе жители города стали свидетелями большого театрализованного шоу. 5. Эта футбольная команда завоевала много замечательных побед. 6. С него взыскали ущерб в пользу потерпевших. 7. В глубокой юности он много учился. 8. Личные запросы должны сочетаться с общественными. 9. Члены профкома дали подробные ответы на запросы о строительстве нового дома.

5. Определите корректность использования иноязычных слов в данных предложениях; замените слова русскими эквивалентами.

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 2. Профсоюзы делали сильный акцент на культурную работу. 3. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.4. Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери заведения. 5.На последних состязаниях футбольная команда потерпела полное фиаско. 6. Идентичное решение было принято студентами параллельной группы.

6. Укажите случаи неверного сочетания слов по стилистической окраске:

1. Такой поступок взбесил Владимира, и он кидает Онегину перчатку. 2. Перед мощью народа колчаковцы не устояли и скоро дали газу с нашей территории. 3. Перед нами зачинщик этого прекрасного вечера. 4. Татьяна никому не болтала о своей любви Онегину. 5. Многие жители слободки погибали в пьяных драках. 6. Дружище, что случилось? За несколько месяцев от тебя не поступило ни одного письма.


7.Составьте толкования лексических значений слов:

визажист, инвестор, мораторий, парфюм, саммит, триллер, эксклюзивный, экспорт.

Есть ли у этих слов русские эквиваленты? Назовите иноязычные слова, вошедшие в современную речь, употребление которых представляется вам неоправданным.

8.Следующие слова и выражения распределите по 3 группам: а) с положительной окраской; б) с отрицательной; в) с нейтральной:

отчизна, отечество, воин, вояка, военный, собрание, сборище, рука, лапа, десница, лик, лицо, морда, изгнать, выставить, прогнать.

9. Выберите из слов, заключенных в скобках, нужное. Мотивируйте свой выбор.

1. Одна из самых (гуманистических, гуманных) профессий на земле – учитель. 2. Последним (предоставили, представили) слово бухгалтеру. 3. Только (невежи, невежды) думают, что учеба заканчивается с окончанием школы. 4. Рабочие борются за (экономию, экономику) электроэнергии. 5. Бригада сэкономила за счет (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей. 6. Алеша (упрямо, упорно) добивался возможности читать книги. 7. Роман «Война и мир» (классовое, классическое) произведение русской литературы.

10.Определите вид тропов в предложениях:

1. Пусть порой мне шепчет синий вечер, что была ты песня и мечта…2. Ему рукоплескал Париж. 3. Но женщина мчится по склонам, как огненный лист за вагоном. 4. Мы все глядим в Наполеоны. 5. Скука - это пост души, когда жизненные соки помышляют о высоком. 6. В сто сорок солнц закат пылал. 7. Сквер величаво листья осыпал. Светало. Было холодно и трезво.

11.Объясните значение следующих крылатых слов: ахиллесова пята, глас вопиющего в пустыне, дамоклов меч, двуликий Янус, калиф на час, муки Тантала, пиррова победа, прокрустово ложе.