ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное учреждение Кузбасский государственный технический университет
Кафедра государственного и муниципального управления
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Методические указания к выполнению курсовой работы
для студентов специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление"
Составитель Н.М. АНФЁРОВА
Утверждено на заседании кафедры Протокол № 4 от 7.12.01
Рекомендовано к печати учебнометодической комиссией специальности 061000 Протокол № 4 от 27.12.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
КЕМЕРОВО 2002
1
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа по дисциплине “Управление персоналом” представляет собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу и предполагает углубленное изучение студентами отдельных проблем управления персоналом.
Курсовая работа обеспечивает закрепление знаний, полученных студентами на занятиях по дисциплине “Управление персоналом”.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с программой дисциплины. Они определяют цели, основную тематику, объем, структуру и содержание курсовой работы, требования к ней, порядок выполнения, оформления и защиты.
Методические указания составлены исходя из типовых требований к курсовым работам и задач дальнейшего повышения качества подготовки студентов.
ЦЕЛИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ
Основной целью выполнения курсовой работы является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний студентов по дисциплине “Управление персоналом”, а также выработка у них навыков, способностей и умения ставить и обоснованно решать конкретные задачи анализа и совершенствования системы управления персоналом, ее подсистем и элементов.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
–развить навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, нормативными документами, материалами, опубликованными в периодической печати и др.;
–приобрести опыт их творческого использования при решении проблем управления персоналом;
–развить умение связывать теоретические положения с условиями современной практики управления персоналом;
–приобрести навыки самостоятельного анализа проблем управления персоналом, выбора и обоснования принимаемых решений.
Курсовая работа должна быть написана студентом самостоятельно на основании глубокого изучения научной литературы по проблемам управления персоналом.
2
Тему курсовой работы студент выбирает из того, что рекомендует кафедра (прил. 1). Темы являются индивидуальными для каждого студента. В случае, когда количество студентов превышает количество тем, темы распределяются равномерно между студентами потока или группы, при этом не должно быть нераспределенных тем.
В соответствии с научными интересами, опытом работы, исходными материалами студент может предложить свою тему курсовой работы, не включенную в перечень, обосновав при этом актуальность и целесообразность ее разработки.
Студент обязан изучить все новое, прогрессивное, что появилось за последние годы в области управления персоналом и может быть использовано в курсовой работе.
При написании курсовой работы студенту также необходимо изучить и использовать действующие законодательные акты и постановления правительства, касающиеся вопросов управления персоналом.
Кроме того, следует использовать материалы производственнохозяйственной и управленческой деятельности организаций различных организационно-правовых форм, с которыми студенты познакомились во время прохождения практики или работая в них.
Помощь студенту при написании курсовой работы могут оказать статьи, опубликованные в газетах и журналах, таких как “Экономика и жизнь”, “Деловой мир”, “Финансовая газета”, “Карьера-Капитал”, ”Коммерсант”, “Экономист”, “Вопросы экономики”, “Проблемы теории и практики управления”, “ЭКО”, “Российский экономический журнал”, “Управление персоналом”, “Человек и труд”, “Деловые люди”, “Консультант директора”, “Кадры” и др.
Курсовая работа должна показать умение студента работать с литературой, делать самостоятельные выводы, анализировать и обобщать статистический материал и другие материалы производственнохозяйственной деятельности организации, обосновывать собственную точку зрения по изучаемой проблеме, находить пути ее разрешения.
Раскрывая тему, необходимо соблюдать логическую последовательность изложения материала.
Текст курсовой работы может сопровождаться схемами, графиками, диаграммами, таблицами, рисунками и другим иллюстративным материалом, который придает тексту ясность, конкретность и наглядность. Количество иллюстраций определяется содержанием работы.
3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Типовая структура курсовой работы должна включать: Титульный лист (прил. 2)
План работы (с указанием страниц, прил. 3) Введение Основная часть Заключение Литература Приложение
ПЛАН РАБОТЫ должен быть развернутым, состоящим из нескольких глав, которые в свою очередь включают ряд параграфов.
ВО ВВЕДЕНИИ необходимо обосновать актуальность разрабатываемой темы, особенности проявления данной проблемы в условиях конкретного объекта исследования. Исходя из этого, определяются основная цель курсовой работы, а также задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели.
Стиль изложения введения тезисный, форма изложения постановочная. Введение должно содержать не более 3-х страниц.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ состоит из нескольких глав, которые, в свою очередь, включают ряд параграфов.
В первой главе дается обзор литературы и нормативных источников по теме работы, анализируются различные точки зрения на рассматриваемую проблему, сопоставляются позиции различных научных школ, обосновывается собственная точка зрения автора по исследуемой проблеме.
Во второй главе дается характеристика объекта исследования. В качестве объекта исследования может выступать любое первичное производственное звено различных организационных и правовых форм.
Характеристика объекта исследования независимо от специфики темы курсовой работы должна содержать:
•перечень целей, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование исследуемого объекта;
•историю его развития;
•масштабы и границы деятельности;
•описание его структуры;
4
• анализ функционирования исследуемого объекта за ряд предыдущих лет.
Желательно также проанализировать финансовые показатели: доходы, расходы и результаты деятельности.
Втретьей главе дается анализ существующего состояния вопроса на объекте исследования, проводится анализ фактического материала, определяются пути решения проблемы для конкретного объекта, оценивается их эффективность, делаются предложения. Предложения автора могут носить как теоретико-методологическую, так и практическую направленность, что предопределяется целью исследования и наличием тех материалов, которыми располагает студент при написании курсовой работы.
ВЗАКЛЮЧЕНИИ обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы, отражающие сущность проведенной работы. Заключение должно быть кратким (не более 2 страниц текста).
ВСПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ указываются использованные при написании курсовой работы источники, на которые имеются ссылки в тексте, как минимум 10-15 источников.
ПРИЛОЖЕНИЕ оформляется при необходимости, чтобы не загружать основной текст курсовой работы большим количеством иллюстративного материала. При этом в основном тексте следует оставлять только тот графический материал, который позволяет непосредственно отразить сущность и раскрыть содержание излагаемой темы. Материал же, являющийся иллюстрацией к теме, целесообразно выносить в приложение. Это могут быть таблицы показателей, доказательства, варианты схем организационной структуры управления, должностные инструкции, описания различных методик и др.
Все приложения должны иметь порядковые номера и на них должны быть ссылки в тексте. Объем приложений не ограничивается.
5
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Объем курсовой работы составляет 30-40 страниц машинописного текста; 40-50 страниц рукописного текста, в том числе: введение – 2- 3 страницы, основная часть – 27-35 страниц, заключение – 2-3 страницы.
Курсовая работа выполняется на писчей бумаге стандартного формата (210×297 мм) с использованием одной стороны листа, оставлением полей, четко и разборчиво. Все страницы должны быть пронумерованы.
Курсовая работа начинается с титульного листа (прил. 2). Титульный лист выполняется чертежным шрифтом, желательно на плотной бумаге.
По ходу изложения в тексте выделяются все заголовки, указанные в плане курсовой работы. Введение, каждая глава, заключение начинаются с нового листа. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общепринятых, которые обычно при первом употреблении сопровождаются расшифровкой, например, система управления персоналом
(СУП).
Использованная литература располагается в следующем порядке: законы РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-справочная литература, специальная литература в алфавитной порядке авторов, а при отсутствии последних (если фамилии авторов не вынесены на титульный лист) – по первой букве названия, статьи из журналов и газет, ведомственная и др. При этом указываются фамилии и инициалы авторов, полное наименование литературного источника, место издания, наименование издательства, год издания, общее количество страниц или же страницы того раздела, который был использован при написании курсовой работы.
Например:
Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997. – 607 с.
Искусство администрирования: Практ. пособие / Под ред. Д. Олкок / Пер. с англ. – М.: Изд-во “Финпресс”, 1998. – 176 с.
Симоненко С. Особенности рекруитмента в России // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – № 6. – С. 100-105.
На каждую цитату, мысль, идею, положение, материалы (таблицы, схемы и др.), заимствованные из каких-либо источников, должны
6
быть даны ссылки в тексте. При этом ссылки обозначаются следующим образом: [8, с. 29]. Это значит, что студент ссылается на страницу 29 источника под номером 8 списка использованной литературы.
Иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы, рисунки и др.) помещается в курсовой работе по ходу текста и выполняется или непосредственно на листах работы, или на отдельных вкладышах. Весь иллюстративный материал должен иметь название и соответствующий номер. На каждую иллюстрацию необходима соответствующая ссылка в тексте. Иллюстративный материал включается в основной текст курсовой работы или выносится в приложение.
Правильность, аккуратность оформления курсовой работы являются обязательным условием ее выполнения и учитываются при оценке.
ПРОВЕРКА И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ
Полностью подготовленную курсовую работу подписывает студент и представляет руководителю на проверку в установленные сроки. Проверка курсовых работ осуществляется руководителем в течение десяти дней.
Если в результате проверки обнаружены существенные ошибки, неполный объем или низкое качество оформления работы, она возвращается студенту для доработки или переделки. Замечания руководителя в письменном виде представляются студенту. На титульном листе ставится подпись “Доработать” или “Переделать”. В этом случае студент обязан в установленный срок выполнить все указания и представить вновь курсовую работу на проверку с ранее указанными замечаниями.
При соответствии курсовой работы требованиям настоящих методических указаний руководитель ставит на титульном листе подпись “К защите”.
Защита курсовых работ может проходить в различных формах: или в присутствии группы студентов, или в индивидуальном порядке в форме обсуждения проблемы темы.
При защите студент должен показать знания и уметь отвечать на вопросы и замечания руководителя по теме курсовой работы.
Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается
7
имеющим академическую задолженность и к экзамену по дисциплине “Управление персоналом” не допускается.
Оценка проставляется по совокупности качества разработанной темы курсовой работы и ее защиты. При оценке курсовой работы обращается особое внимание на:
–обоснование выбора темы работы и четкое формулирование ее целей и задач;
–степень соответствия объема и содержания темы курсовой работы, ее целям и задачам;
–знание литературы по разрабатываемой теме;
–понимание современного состояния рассматриваемых в работе проблем, глубину их проработки;
–самостоятельность мышления и творческий подход к проблеме;
–логику и четкость изложения;
–обоснованность основных положений, выводов, предложений;
–качество оформления работы;
–правильность ответов на вопросы в ходе защиты курсовой ра-
боты.
Курсовые работы, имеющие творческий характер, отличающиеся особой глубиной исследования и качеством оформления, могут быть поощрены:
–выступлением автора с докладом по теме курсовой работы на студенческой научной конференции;
–рекомендацией по дальнейшей разработке темы при написании дипломной работы;
–выдвижением работы на городской конкурс студенческих научных работ;
–рекомендацией к публикации основных положений, предложений и выводов по теме курсовой работы.
8
ЛИТЕРАТУРА
1.Беннис У. Лидеры / Пер. с англ.; У. Беннис, Б. Нанус. – СПб.:
Сильван, 1995. – 186 с.
2.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. – М.: Гарда-
рика, 1999. – 296 с.
3.Виханский О.С. Менеджмент: Учеб. – 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.
4.Власова Н.М. И проснешься боссом: Справ. по психологии управления. В 3 кн. – Новосибирск: Экор, 1994. – 554 с.
5.Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. – М.: Дело, 1992. – 256с.
6.Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителяпрактика / Пер. с англ.; М. Вудкок, Д. Фрэнсис. – М.: Дело ЛТД, 1994.
–320 с.
7.Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1, 2. – М.:
МНИИПУ, 1997. – 1472 с.
8.Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 208 с.
9.Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. – М.: Изд-во
“БИНОМ”, 1997. – 432 с.
10.Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997. – 607 с
11.Иванцевич Дж.М. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом / Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов. – М.: Дело, 1993. – 304 с.
12.Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. – М.:
ГАУ, 1996.-348с.
13.Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е изд., доп. и перераб. –
М.: Дело, 1996. – 384 с.
14.Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. – М.: Изд-во стандартов, 1994. – 197 с.
15.Менеджмент и рынок: германская модель: Учеб. пособие / Под ред. У. Рора, С. Долгова. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – 480 с.
9
16. Менеджмент организации: Учеб. пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 432 с.
17.Мескон М. Основы менеджмента / Пер. с англ.; М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
18.Мордвин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 16. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 360 с.
19.Мэтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе / Пер. с англ.; Под. ред. И.И. Елисеевой. – М.: ЮНИТИ, 1996.
–231 с.
20.Нельсон Б. Умение управлять для “чайников” / Б. Нельсон, П. Экономи. – Киев: Изд-во “Диалектика”, 1997. – 336 с.
21.Основы управления персоналом / Под. ред. Б.М. Генкина. – М.:
Высш. шк., 1996. – 240 с.
22.Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство.
–М.: Дело ЛТД, 1995. – 128 с.
23.Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономика, 1997. – 247 с.
24.Прием и увольнение работников: Пособие для руководителей, начальников отдела кадров. – М.: АО “Ассиана”, 1995. – 128 с.
25.Руководителю о принятии решений / В.Н. Цыничко. – М.: АО
“Ассиана”, 1995. – 268 с.
26.Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: “Бизнес-школа Интел-Синтез”, 1998. – 368 с.
27.Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. – Л.: Машиностроение, 1989. – 305 с.
28.Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. – 3-е изд., испр. и доп. / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2001. – 336 с.
29.Управление персоналом организации: Учеб. /Под. ред. А.Я.
Ки-банова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 512 с.
30.Управление персоналом: Учеб. для вузов / Е.А. Аксенова, Т.Ю.Базаров, Б.А. Еремин; Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. –
М.: ЮНИТИ, 2000. – 423 с.
31.Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 328 с.
32.Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса / Пер. с нем.; Б. Швальбе, Х. Швальбе. – М.: Прогресс, 1993. – 240 с.