Файл: М.Д. Скурский Геологическое строение, инженерно-геологические условия, неблагоприятные геологические и инженерно-геологические процессы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7

вания; уровни грунтовых вод от основания автодорожной трассы [2]. Равно как и просадочные всесторонне осветите набухающие грун-

ты, органоминеральные и органические, засоленные, элювиальные, склоновые, техногенные, карстующие [43; 45; 60].

3.Неблагоприятные геологические и инженерно-геологические процессы.

Охарактеризуйте прежде всего экзогенные геологические процессы (выветривание, денудацию, аккумуляцию) и особенности этих процессов: площади развития аккумулятивных отложений грунтов (с привязкой к пикетам) по их фациальной (генетической) принадлежности – элювиальных, делювиальных, пролювиальных, коллювиальных с краткой характеристикой видов этих грунтов (мелкообломочные, крупнообломочные, глинистые); овраги, склоновые эрозионные процессы (осыпи, обвалы, курумы), участки развития плоскостного стока (смыва), оползни, сели, лавины, участки и степень переработки берегов, водохранилищ, озер, рек, их меандрирование; процессы заболачивания

иместа распространения озер, болот ( все с жесткой привязкой к пикетам) и причины их образования (климат, близкое залегание грунтовых вод и т.п.); процессы дефляции и корразии, если они проявлены [21]. Далее охарактеризуйте криогенные процессы (наледи, бугры морозного пучения, процессы солюфлюкции, термокарсты, термокарстовые озера, явления инсоляции, процессы образии, просадочности, сейсмические явления) и изложите результаты других процессов [19; 34; 36; 43; 45, с. 18-20; 49; 57].

Cогласно [49] определите категории опасности природных процес-

сов.

4.Категории сложности инженерно-геологических условий строительства.

Они находятся в зависимости от степени неоднородности этих ус-

ловий [3, c. 32-34; 25, с. 32-34; 26, с. 484-498; 30, с. 163; 41, с. 20; 55,

прил. “Б”, с. 45-47; 56].

Обоснование категорий (категории) сложности инженерногеологических условий объекта строительства каждый студент должен выполнить на основе фактического материала, изложенного им в настоящей и предыдущей практических работах, и анализа своего комплекта графических материалов.

Критерии выделения участков различных категорий сложности

8

инженерно-геологических условий строительства на вашем фрагменте дороги, мостовом переходе определяются неоднородностью этих условий.

При обосновании категорий сложности учитывайте следующими критериями:

-неоднородность вещественного состава и свойств горных пород (грунтов);

-сложность геологического разреза, обусловленная распространением различных стратиграфических, генетических и петрографических типов пород, формой и условиями их залегания, невыдержанностью мощности и тектонической нарушенностью;

-неоднородность физического состояния горных пород;

-неодинаковые распространенность и условия залегания подземных вод;

-участки различных типов местности по условиям увлажнения и мерзлотно-грунтовым особенностям по продольному профилю дороги;

-участки с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями: овраги, оползни, осыпи, болота, вечная мерзлота, карсты, кру-

тые косогоры, обвалы и т.д. [24; 25 с. 28-32; 48; 53, с. 109].

С учетом этих критериев отнесение участков вашего фрагмента автодороги к той или иной категории сложности инженерногеологических условий осуществите в соответствии со СНиП [42; 55]. Обоснованные вами участки различных категорий сложности инже- нерно-геологических условий строительства обозначьте на графике, в частности на продольном профиле дороги.

На основании этого укажите в тексте (и на графике) с привязкой к пикетам участки дороги, подлежащие индивидуальному (детальному) проектированию как наиболее сложные для строительства, в частности участки оврагов, развития карста, осыпей, оползней, солевых выносов, болот и т.п., которые потребуют устройства выемок, насыпей, мостовых переходов и других дорожных сооружений при разработке инженерного (рабочего) проекта строительства [61]. Это в свою очередь позволит в следующей практической работе № 3 обосновать соответствующие масштабы работ, их методы, методику и виды для инженерногеологических изысканий (инженерно-геологического обеспечения дорожных работ) дифференцированно на каждом из таких участков вдоль трассы автомобильной дороги.

Проанализировав и оценив инженерно-геологические условия


9

строительства дороги, мостового перехода, обоснуйте прогноз развития опасных природных геологических, гидрогеологических процессов при взаимодействии вашего линейного сооружения с геологической средой.

К примеру, зная водные свойства горных пород, можно дать прогноз изменения их прочности и других свойств, а также развития ка- ких-либо геологических процессов под воздействием воды [27].

Разработайте мероприятия по охране и рациональному использованию геологической среды, а также по инженерной защите территории согласно [19; 24; 39; 45; 48, с. 4-5; 55; 59; 62].

В результате прогноза оцените возможность изменения инженерногеологических условий во время строительства, эксплуатации, реконструкции, ремонта автомобильной дороги, мостового перехода; установите и изложите направленность и характер возможных изменений состава и состояния грунтов под воздействием природных и технических факторов, проявления особых (специфических) свойств грунтов и их ориентировочные характеристики, а также категорию (степень) опасности природных процессов в соответствии со СНиП [49] и тенденцию (направления) изменения отдельных факторов инженерно-геологических условий.


10

Список рекомендуемой литературы

1.Автомобильные дороги. Примеры проектирования / Под ред. В.С. Порожнякова. – М.: Транспорт, 1983. – 303 с.

2.Абелев Ю.М. Основы проектирования и строительства на просадочных макропористых грунтах/ Ю.М. Абелев, М.Ю. Абелев. – М.: Изд-во литературы по строительству, 1968. – 315 с.

3.Ананьев В.П. Инженерная геология/ В.П. Ананьев, В.И. Короб-

кин. – М.: Недра, 1973. – 300 с.

4.Арефьев В.С. Инженерно-геологическая характеристика лессовых пород района г. Барнаула в связи с оценкой их строительных свойств// Инженерные изыскания для строительства. – Кемерово: Кн.

изд-во, 1972. – 117 с.

5.Афиногенов О.П. Механика грунтов в практике дорожного строительства: Учеб. пособие/ О.П. Афиногенов, А.А. Журавель, В.Ф. Карманов. – Кемерово, 1983. – 83 с.

6.Бабков В.Ф. Проектирование автомобильных дорог. Ч. 1/ В.Ф. Бабков, О.В. Андреев. – М.: Транспорт, 1987. – 242 с.

7.Бабков В.Ф. Основы грунтоведения и механики грунтов: Учеб. пособие / В.Ф. Бабков, В.М. Безрук. – М.: Высш. шк., 1986. – 239 с.

8.ВСН 84-89. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты. – М.: Минтранспорт СССР, 1990. – 271 с.

9.ГОСТ 20522-75. Метод статистической обработки результатов определений характеристик. – М.: Госстрой, 1975. – 13 с.

10.ГОСТ 20522-96. Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний. – М.: Госстандарт России, 1996.- 25 с.

11.ГОСТ 211701-97. СПДС. Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог. – М.: Госстандарт России, 1997. – 25 с.

12.ГОСТ 21302-96. СПДС. Схема проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям. – М.: Госстандарт России, 1996. – 25 с.

13.ГОСТ 21.511-83. Автомобильные дороги. Земляное полотно и дорожная одежда. – М.: Госстандарт России, 1983. – 75 с.

14.ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация. – М.: Госстандарт, 1995. – 30 с.


11

15.ГОСТ 25607-83. Щебень для устройства оснований автодороги.

М.: Госстандарт, 1983. – 25 с.

16.ГОСТ 27751-88 (СТСЭВ 384-87). Надежность строительных конструкций и оснований. – М.: Госстандарт, 1988. – 75 с.

17.Давыдов В.А. Изыскания и проектирование автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах: Учеб. пособие– Омск, 1989. – 150 с.

18.Далматов Б.И. Проектирование фундаментов зданий и промышленных сооружений: Учеб. пособие / Б.И. Далматов, Н.Н. Мораре-

скуль. – М.: Высш. шк., 1986. – 239 с.

19.Ершов Э.Д. Общая геокриология. – М.: Недра, 1990. – 559 с.

20.Журавель А.А. Проектирование земляного полотна в сложных условиях / А.А. Журавель, В.Е. Науменко, О.П. Афиногенов. – Кемеро-

во, 1978. – 49 с.

21.Инженерные изыскания в строительстве: Справочник строите-

ля. – М.: Стройиздат, 1982. – 359 с.

22.Каган А.А. Расчетные показатели физико-механических свойств грунтов, назначение, методы определения. – Л.: Изд-во литературы по строительству, 1973. – 230 с.

23.Лавриненко Л.Л. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1991. – 296 с.

24.Левкович А.И. Инженерно-геологические изыскания для строительства на вечномерзлотных грунтах. – Л.: Стройиздат, 1974. – 144 с.

25.Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Специальная инженерная геология. – М.: Недра, 1978. – 496 с.

26.Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Инженерная петрология. –

Л.: Недра, 1984. – 511 с.

27.Ломтадзе В.Д. Физико-механические свойства горных пород. Методы лабораторных исследований. – Л.: Недра, 1990. – 328 с.

28.Ломтадзе В.Д. Словарь по инженерной геологии. – СПб.: Горн.

ин-т, 1999. – 36 с.

29.Мазуров Г.П. Физико-механические свойства мерзлых грунтов.

Л.: Стройиздат, 1975. – 213 с.

30.Маслов Н.Н. Основы инженерной геологии и механики грунтов.

М.: Высш. шк., 1982.

31.Мерзлотоведение. Краткий курс. – М.: Моск. гос. ун-т, 1981. –

240 с.

32.Методические рекомендации по назначению расчетных пара-


12

метров суглинистых грунтов земляного полотна для проектирования и реконструкции дорожных одежд в юго-восточной части Западной Сибири (Томская и Кемеровская области). – М.: Минавтодорог РСФСР, 1979. – 47 с.

33.Методическое пособие по инженерно-геологическому изучению горных пород. Т. 1. Полевые методы. – М.: Недра, 1984. – 423 с.

34.Невзоров А.Л. Фундаменты на сезоннопромерзающих грунтах.

М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2000. – 152 с.

35.Основания, фундаменты и подземные сооружения. Справ. проектировщика / Под общ. ред. Е.А. Сорочана. – М.: Стройиздат, 1985. – 479 с.

36.Попов А.И. Мерзлотоведение и гляциология / А.И. Попов, Г.Н. Тушинский. – М.: Высш. шк., 1973. – 272 с.

37.Проектирование автомобильных дорог. Справ. инженерадорожника. – М.: Транспорт, 1989. – 437 с.

38.Региональная криолитология. – М.: Моск. гос. ун-т, 1989. –

325 с.

39.Розовский Л.Б. Инженерно-геологические прогнозы и моделирование / Л.Б. Розовский, И.П. Зеленский, В.М. Воскобойников. – Киев;

Одесса: Высш. шк., 1987. – 208 с.

40.Руководство по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах. – М.: Транспорт, 1978. – 140 с.

41.СН225-79. Инструкция по инженерным изысканиям для промышленного строительства. – М.: Стройиздат, 1979. – 45 с.

42.СНиП 1.02.07-87. Инженерные изыскания для строительства на вечномерзлых грунтах. – М.: Госстрой России, 1987. – 56 с.

43.СНиП 11.02.96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. – М.: Минстрой России, 1997. – 43 с.

44.СНиП 11-15-74. Основания зданий и сооружений. Нормы проектирования. – М.: Госстрой России, 1975. – 64 с.

45.СНиП 2.01.15-90. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основание положения проектирования. – М.: Госстрой России, 1990. – 67 с.

46СНиП 2.02.01-83. Основание зданий и сооружений. – М.: Госстрой СССР, 1985. – 40 с.

47.СНиП 2.02.04-88. Нормы проектирования. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. – М.: Госстрой России, 1988. – 92 с.

48.СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. – М.: Госстрой Рос-