Файл: М.Д. Скурский Общие сведения по участку автомобильной дороги, мостовому переходу. Подготовка исходной графики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
10
тальную привязку начала и конца вашего фрагмента автодороги, местоположения мостового перехода к имеющимся на выкопировке из административной карты области и топографическом плане географическим и другим ориентирам местности. Укажите наличие или отсутствие на плане местности полевых дорог, особенно рядом с вашим фрагментом дороги. Охарактеризуйте профиль дороги от начала вашего фрагмента до конца с указанием мест препятствий ее проложения, поворотов, пересечений ручьями, озерами, болотами; мест (участков) прохождения дороги по косогорам рек и склонам гор, мест с неблагоприятными почвенными и геологическими условиями, горными хребтами, отдельными возвышенностями, глубокими котлованами; пересечений с железными дорогами, большими водотоками. Всякий раз обязательно по тексту дайте привязку таких участков к пикетам продольного профиля со ссылкой на соответствующие графические приложения. Пикет - это точка на местности (плане или продольном профиле). На местности она обозначается колышком, служит ориентиром для установки рейки при нивелировании и для закрепления трассы (мостового перехода) на местности.
Далее по тексту укажите, на чьих землях располагается линия трассы дороги (землях гос. фонда, лесхоза и т. п.), свободна ли она от застройки, занята ли пашнями, лугами.
На графике (топографическом плане с профилем дороги, продольном профиле дороги) обозначьте имеющиеся и необходимые мостовые переходы через водотоки, также водопропускные трубы. По тексту в скобках делайте ссылки на текстовые и графические приложения и используемые материалы. При получении заданий по реконструкции, ремонту автодороги укажите также направление и тип дороги, тип покрытия, ширину дороги, дорожные сооружения: насыпи, выемки, трубы, мосты (их грузоподъемность, ширину, длину, материал постройки), переправы, броды, крутизну подъемов и спусков (с привязкой к пикетам).
Далее обоснуйте класс строительного сооружения в зависимости от степени его ответственности, капитальности, срока службы на основании [38, с. 1] и других требований [21, с. 37; 38; 44].
Для определения ответственности зданий и сооружений, характеризуемой экономическими, социальными и экологическими последствиями их отказов, установлены три уровня ответственности: I - повышенный, II - нормальный, III - пониженный. Повышенный уровень ответственности следует принимать для зданий и сооружений, отказы ко-
11
торых могут привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям. Нормальный уровень ответственности следует принимать для зданий и сооружений массового строительства (жилье, общественные, производственные, сельскохозяйственные здания и сооружения). Пониженный уровень ответственности следует брать для сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Отнесение объекта к конкретному уровню ответственности производится генеральным проектировщиком по согласованию с заказчиком согласно
[12], с учетом [13].
Обоснуйте к а т е г о р и ю дороги на основе прежде всего перспективной интенсивности движения согласно [38, табл.1; 32]. Укажите для этого народнохозяйственное, административное значение своего линейного сооружения, исходную интенсивность движения (количество автомобилей в сутки, марки транспортных средств, скорость движения; число полос движения, ширину полосы движения, ширину обочин, земляного полотна). Примером изложения этих данных могут служить [33, с. 21] и др. (фонды кафедры геологии).
Далее обоснуйте с т а д и ю инженерно-геологических изысканий. Она, как правило, соответствует стадии проектирования автомобильной дороги либо мостового перехода [32]. Следует иметь в виду, что инже- нерно-геологические изыскания для проектирования линейных сооружений (дорог, мостовых переходов), их ремонта, реконструкции проводятся не более чем в два этапа (в две стадии). Это инженерногеологические изыскания для технического проекта и для рабочих чертежей (рабочей документации). Но чаще они проводятся в одну стадию
–составления технорабочего (рабочего) проекта строительства автомобильной дороги с детальностью, достаточной для составления рабочей документации. К примеру, Технорабочий проект на строительство автомобильной дороги Новосибирск – Красноярск на участке Тяжинский
–Итатский ПК 285 – ПК 320, том I, части I – VIII, Кемерово, 1975 (фонды кафедры геологии).
Вдве стадии (инженерный проект, рабочие чертежи) выполняют проектирование мостового перехода и то чаще лишь для больших мостов в сложных инженерно-геологических условиях [25; 5]. Вопросы стадийности инженерно-геологических изысканий линейных сооружений, последовательности их проведения проработайте также по следующим литературным источникам: [20, с. 53 21; 26; 18; 34]; производ-
12
ственные отчеты и проекты строительства (ремонта, реконструкции) автодорог и других линейных сооружений (фонды кафедры геологии).
2.2. Инженерно-геологическая, картографическая изученность района и фрагмента автомобильной дороги, мостового перехода. Критический анализ и оценка ранее проведенных инженерно-геологических работ
Начните этот раздел с анализа и оценки ранее проведенных авторскими коллективами региональных инженерно-геологических исследований с указанием авторов, годов их проведения. Сведения для этого возьмите из [17, с. 30-32]. По этому источнику укажите принадлежность вашего объекта к конкретному инженерно-геологическому региону первого, второго порядка, инженерно-геологическому подрайону согласно Схеме инженерно-геологического районирования [17, с. 30-32, рис.2]. Скопируйте эту схему (или ее фрагмент), покажите на ней ярко свой объект, снабдите условными обозначениями и вложите здесь же в текст в качестве текстового графического приложения, придав ему номер (приложение № ...). Здесь же приведите краткую инженерногеологическую характеристику вашего инженерно-геологического подрайона по указанному литературному источнику.
Далее по тексту, при наличии материалов, обычно указываются масштабы ранее проведенных инженерно-геологических съемок и ин- женерно-геологических карт по ним.
Охарактеризуйте степень инженерно-геологической изученности площади (территории) проложения профиля вашего фрагмента автомобильной дороги (мостового перехода), то есть стадию и состав ранее выполненных инженерно-геологических изысканий, период производства, результаты и авторов работ. Для этого используйте производственные проекты, отчеты по инженерно-геологическим изысканиям прошлых лет, учебные инженерно-геологические карты и др. (фонды кафедры геологии).
13
2.3. Природно-климатические условия района автомобильной дороги, мостового перехода
2.3.1. Физико-географические условия района
2.3.1.1. Климатические условия Климатические условия оказывают особенно большое влияние на
условия эксплуатации, выбор конструкций дороги и мостовых переходов.
Укажите принадлежность вашего объекта к определенной (конкретной) дорожно-климатической зоне по карте дорожноклиматического районирования СССР согласно [38] либо по [2, с. 9]; также принадлежность к климатическому району, подрайону, зоне влажности согласно [39]. Далее приведите сведения о температуре (летней, зимней, среднегодовой) по месяцам года и т.п. по этому же СНиПу. Охарактеризуйте величину снежного покрова (мощность), снегозаносимость, метели по временам года и их продолжительность, период снежного покрова во времени в году, глубину промерзания грунтов основания дороги, мостового перехода. Нормативная глубина сезонного промерзания рассчитывается по [35]. Укажите количество осадков по периодам года, режим увлажнения, радиационный режим, продолжительность летнего, зимнего периодов, направление (розу) ветров в румбах, их скорость, силу ветра по месяцам года [39], атмосферное давление, его изменение в динамике, период ледостава на речной сети, продолжительность весенних паводков. Источники этих сведений, кроме уже указанных: многотомник "Физико-географическая характеристика территории СССР", Большая советская энциклопедия, Атлас Кемеровской области, справочник гидрометеорологической службы Кемеровской области, отчеты и проекты по инженерно-геологическим изысканиям для строительства (реконструкции, ремонта) дорог, мостовых переходов (фонды кафедры геологии).
Укажите, к какой зоне влажности (влажной, нормальной, сухой) относится территория строительства вашего объекта согласно [39]. По нему же укажите степень суровости условий, также число дней с переходом температуры воздуха через 0оС.
14
Для характеристики глубины промерзания грунтов и их зависимости от рельефа и мощности снежного покрова воспользуйтесь также следующими источниками: [41; 37].
В качестве примеров полноты характеристики климатических условий местности, а также других разделов практической работы №1 проанализируйте [33] (фонды кафедры геологии), [2, с. 5-9].
2.3.1.2. Геоморфологические условия Геоморфология – это геолого-географическая наука о формах зем-
ной поверхности (рельефе), их происхождении, внешнем облике, эволюции и закономерностях географического распространения.
Вначале опишите (охарактеризуйте) в региональном аспекте схему геоморфологического районирования вашего инженерногеологического подрайона, морфогенетические категории рельефа [17]. Указанную схему скопируйте и вложите в текст в качестве текстового графического приложения.
Затем излагайте характеристику рельефа местности вашего объекта (фрагмента дороги, мостового перехода) от начала до конца с привязкой участков с разным рельефом к пикетам. Укажите возраст рельефа по возрасту верхних толщ осадочных пород.
Элементы рельефа для текста настоящего раздела "вычитывайте" из тщательного анализа топографической основы, топографического плана местности или карт геологического, инженерно-геологического содержания, составленных на топографической основе. Для этого изучите условные обозначения к топографическим картам, имеющимся в фондах кафедры геологии, а также по [45].
Следует знать, что рельеф – это есть совокупность всех форм земной поверхности для каждого конкретного участка и Земли в целом. Различают рельеф альпийский (горный, резко расчлененный с ледниковыми формами), антропогеновый (техногенный), барханный, бронированный (повторяет формы залегания твердых пластов горных пород), вторичный, вулканический, выработанный (скульптурный), высокогорный, плоскогорье, горно-ледниковый, горно-таежный, грядовый, денудационный, карстовый, моренный, эрозионный, мерзлотный, низкогорный, среднегорный, увалистый, равнинный (озерно-аллювиальные и другие равнины), полого-волнистый, спокойный и др. (Геологический словарь, 1978; [18, с. 203, 205]; Большая советская энциклопедия; учебники инженерной геологии, географии; [2, с. 9].
15
Охарактеризуйте с привязкой к пикетам продольного профиля дороги главнейшие э л е м е н т ы р е л ь е ф а, их очертания и геологическое строение: плато, холмы (возвышенности, не превышающие 200 м над уровнем их подошвы, плавно переходящие в равнину), бугры, гряды, впадины, ложбины, лога, котловины, "блюдца", воронки, плоские выпуклые склоны хребтов, вогнутые склоны лощин, рытвины, овраги, балки; крутизну скатов, их очертания. Охарактеризуйте ширину каждой из речных долин, форму и крутизну склонов, наличие на склонах перегибов, на бортах долин оврагов и балок эрозионных долин с пологими склонами, крутых участков (более 20о). В строении каждой из речных долин вашего объекта (фрагмент дороги, мостовой переход) выделите и охарактеризуйте пойму и террасы. Все это следует "вычитать" из топографического плана с нанесенным на него продольным профилем автомобильной дороги.
При неясности содержания геоморфологических терминов пользуйтесь геологическим словарем, учебниками по общей геологии: [47].
Укажите абсолютные отметки поверхности рельефа Земли (максимальные, минимальные), колебания этих отметок (в водораздельных участках рек и их долинах), размеры перепада относительных отметок рельефа, степень расчлененности водоразделов и бортов долин овраж- но-балочной сетью.
Далее выявите и изложите текстом генетические связи элементов рельефа с геологическим строением вашей территории профиля дороги. Установите приуроченность тех или иных элементов (форм) рельефа к определенным горным породам, рыхлым отложениям. Особенности рельефа неразрывно связаны с геологическим строением поверхности территории трассы вашего фрагмента дороги.
Ниже по тексту укажите с привязкой к пикетам на наименее устойчивые формы рельефа вдоль дороги (к примеру, песчаные холмы, сланцевые обнажения, крутые склоны, по которым уничтожен растительный покров ...), к тому же подверженные процессам эрозии.
Характеристику рельефа, его элементов завершите определением категории его сложности по табл. [3, с. 115].
Укажите, к какой зоне землетрясений относится ваш район инже- нерно-геологических изысканий по карте сейсмического районирования согласно СНиП 11-7-81 "Нормы проектирования строительства в сейсмических зонах".