Файл: Е.А. Манузин Стратегический менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18

тельность которого может быть представлена в виде пяти последовательных этапов:

1)углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий;

2)принятие решений по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов;

3)принятие решения по поводу организационной структуры;

4)проведение необходимых стратегических изменений;

5)пересмотр плана осуществления стратегии, если этого требуют новые обстоятельства.

Сердцевину процесса выполнения стратегии, его содержание составляют стратегические изменения, посредством которых и создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Вместе с тем, студенту необходимо уяснить, что изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько организация готова к эффективному осуществлению стратегии. Готовность организации, в свою очередь, во многом зависит от условий внешней среды.

Стратегические изменения могут затрагивать все аспекты деятельности предприятия. Однако наибольшую значимость для успешной реализации стратегии имеют изменения, осуществляемые в организационной структуре компании и ее корпоративной культуре. При этом основной целью таких изменений является обеспечение соответствия принятой стратегии как организационной структуры, так и корпоративной культуры компании.

19

Студенту необходимо рассмотреть, какие типовые организационные структуры могут применяться в управлении фирмой, какие факторы определяют использование той или иной организационной структуры, и какими преимуществами и недостатками обладает та или иная из них.

Далее студенту следует раскрыть понятие корпоративной культуры и выявить возможные шаги по приведению корпоративной культуры в соответствие со стратегией фирмы.

Также следует обратить внимание на то, что при проведении в организации необходимых изменений основные трудности связаны с тем, что всякое изменение встречает сопротивление. Уменьшению и ликвидации такого сопротивления принадлежит ключевая роль при осуществлении стратегических изменений. При этом большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменению, оказывает один из следующих стилей проведения изменения: конкурентный стиль, стиль самоустранения, стиль компромисса, стиль приспособления и стиль сотрудничества [1,с.110-130; 2, с.95-96,417-470, 514-528; 3, с.194-210; 4, с.114-131; 5, с.209-211; 6, с.69-71; 7, с.175-182; 8, с.233-247; 9, с.362-376; 10, с.363-374].

Вопросы для самопроверки

1.В чем заключается особенность процесса выполнения стратегии ?

2.Из каких этапов состоит деятельность высшего руководства на стадии выполнения стратегии ?

3.Какова роль стратегических изменений при реализации стратегии и когда они необходимы ?

4.Какие типы организационных структур вы знаете ?



20

5.Что включает в себя понятие корпоративной культуры ?

6.Почему организационная структура и корпоративная культура должны соответствовать принятой стратегии ?Как такое соответствие достигается ?

7.С чем связаны основные трудности при проведении стратегических изменений в организации и как они преодолеваются ?

6.Стратегический контроль

Рассматривая процесс оценки и контроля реализации стратегии, необходимо уяснить, что стратегический контроль обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы.

Стратегический контроль - это координация функций стратегического анализа, целеполагания, планирования и коррекции стратегии; осуществление контроля за функционированием всей системы стратегического управления в целом, а также развитие стратегического информационного обеспечения.

При этом процесс стратегического контроля представляет собой упорядоченную систему, которая включает в себя 4 основных элемента:

1)установление показателей, по которым будет проводиться оценка реализации стратегии;

2)создание системы измерения и отслеживания параметров;

21

3) сравнение реального состояния параметров контроля с их желаемым состоянием;

4) оценка результата сравнения и принятие решения по корректировке.

Студент должен ознакомиться с содержанием каждого из приведенных элементов стратегического контроля [1, с. 133-137; 2, с.549-552; 3, с. 226-229; 4, с. 114-132; 5, с.220-222; 7, с. 210-212].

Вопросы для самопроверки

1.На выяснение чего направлен стратегический контроль ?

2.Назовите основные функции стратегического контроля.

3.Раскройте содержание основных элементов стратегического контроля.

7.Стратегия международной деятельности

Фирма, выходящая на международный рынок, обычно стремится достичь за счет этого таких целей, как рост масштаба/размера фирмы, повышение прибыльности и др.

При этом следует иметь в виду, что компания выходит за рамки привычного для нее национального рынка, и поэтому она должна учитывать особенности мирового рынка. Студенту необходимо рассмотреть следующие характерные особенности международных операций: разный уровень производственных издержек, колебание валютных курсов, особенности внешнеэкономической политики государств, характер международной конкуренции.


22

Изучая влияние на международную деятельность фирмы внешнеэкономической политики государства, следует выделить ее 4 основные вида:

1)стратегия изоляции;

2)стратегия протекционизма;

3)стратегия свободной торговли (фритредерство);

4)стратегия наполнения дефицитного рынка.

Характер международной конкуренции определяется значительным многообразием форм международной конкуренции. На одном конце спектра форм конкуренции находится многонациональная конкуренция, на другом – глобальная. Студенту необходимо иметь представление о том, в каком случае имеет место многонациональная конкуренция, а в каком – глобальная, и в чем их различие.

При изучении возможных вариантов деятельности фирмы на мировом рынке студенту необходимо рассмотреть следующие виды международных стратегий:

1)продажа иностранным фирмам лицензий;

2)укрепление национального производства и экспорт товаров на зарубежные рынки;

3)многонациональная стратегия;

4)глобальная стратегия низких издержек;

5)глобальная стратегия дифференциации;

6)глобальная стратегия фокусирования.

Студенту следует обратить особое внимание на суть многонациональной и глобальной стратегий и осуществить их сравнительный ана-

лиз [2, с.279-293; 4, с.150-152; 9, с.205-210; 11, с.133-143].

23

Вопросы для самопроверки

1.Какие цели преследует фирма, выходящая на международный рынок ?

2.Назовите характерные особенности международных операций и раскройте их влияние на результаты международной деятельности компании.

3.Какие виды внешнеэкономической политики государства вы знаете и в чем они заключаются ?

4.Осуществите сравнение многонациональной и глобальной конкуренций.

5.Перечислите и раскройте содержание основных видов международных стратегий.

6.Чем глобальная стратегия отличается от многонациональной ?

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

По курсу ”Стратегический менеджмент” студент должен выполнить контрольную работу, представляющую собой решение задачи, и реферат по одной из приведенных ниже тем. Работу следует оформить в обычной ученической тетради либо в машинописном виде и зарегистрировать в заочном деканате.

При решении задачи и написании реферата необходимо ссылаться на использованные литературные источники.

Номер варианта задачи и темы реферата определить в таблице по последней цифре шифра своей зачетной книжки.


24

Последняя цифра шифра

Вариант задачи

Номер темы реферата

 

 

 

0-1

1

1

2-3

2

2

4-5

3

3

6-7

4

4

8-9

5

5

ЗАДАЧА

На основании приведенных в таблице условий, характеризующих деятельность промышленного предприятия, студент должен составить SWOT-матрицу и проанализировать с ее помощью возможные стратегии дальнейшего поведения компании.

При выполнении задачи необходимо применить творческий подход. Студент может осуществлять анализ в условиях конкретной отрасли, рынка, применительно к конкретному продукту. При этом особое внимание нужно уделить не простому описанию положения предприятия во внешней среде, а выявлению и тщательному анализу возможных вариантов стратегии дальнейшего развития компании.

Характеристика

 

 

Вариант

 

 

 

1

2

3

 

4

 

5

 

 

 

 

Квалификация

 

 

 

 

Соответст-

Невысо-

Высокая

Высокая

-

 

вует теку-

работников

 

 

щим

по-

кая

 

 

 

 

 

 

требностям

 

Репутация

у

Хорошая

Недоста-

Падает

 

Высокая

 

Хорошая

точный

 

 

покупателей

 

 

имидж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидается

 

 

 

 

 

 

Стабиль-

изменение

 

 

 

Спрос

 

Падающий

потребно-

Растет

 

Падает

 

ный

стей

и

 

 

 

 

 

вкусов

по-

 

 

 

 

 

 

 

купателей