Файл: Л.С. Таганов Решение численных задач средствами MS Excel.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.06.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
9
-запись функции непосредственно в ячейку рабочего листа. При этом значения аргументов (параметров) функции могут вводиться
ввиде конкретных чисел, если параметр имеет одно значение, или
ввиде адресов ячеек, в которых предварительно записаны значения этих параметров, если параметр имеет несколько значений, то он записывается в виде диапазона ячеек;
-использование готовой формы для вычисления функции. Для этого надо щёлкнуть мышкой по кнопке <Изменить формулу> на строке формул. На кнопке имеется символ <=>. Затем щёлкнуть мышкой по стрелке (маленький черный треугольник вершиной вниз) справа окна <Имя>. В результате этого действия раскроется список с именами 10 функций, использовавшихся ранее, и строка <Другие функции…>. Если нужная функция есть в списке, то надо встать на строку с именем этой функции и щёлкнуть мышкой. Если нужной функции нет в списке, то надо встать на строку <Другие функции …> и щёлкнуть мышкой. В появившейся форме <Мастер функций – шаг 1 из 2> выбрать нужную категорию функций в окне <Категория:>, а затем выбрать нужную функцию в окне <Функция:> и щёлкнуть мышкой по кнопке <Ok>. Дальше действовать согласно предписанию.
2.5. Возможные ошибки при применении функций (формул)
#ИМЯ? – неправильно введено имя функции или адреса ячейки.
#ДЕЛ/0! – значение знаменателя в формуле равно нулю.
#ЧИСЛО! – значение аргумента функции не соответствует допустимой величине. Например, Ln(0), Ln(-2), −3 .
#ЗНАЧ! – параметры функции введены неправильно. Например, вместо диапазона ячеек введено их последовательное перечисление.
#ССЫЛКА! – неверная ссылка на адрес ячейки (диапазон ячеек).
10
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Выполнение вычислений с применением стандартных функций
Цель работы: овладеть правилами, приемами и вычислительными средствами программы Excel при работе со стандартными функциями рабочего листа. Время на выполнение работы 8 часов.
1. Создание рабочей книги в своём каталоге
Содержание работы:
1.По окончании загрузки операционной системы, загрузить программу MS Excel, выполнив рекомендации на странице
2.Щелчком левой кнопки мышки развернуть меню <Сервис>, щёлкнуть левой кнопкой мышки по строке <Параметры> и в появившемся окне щёлкнуть мышкой по закладке <Общие>. В окошечке <Листов в новой книге > установить требуемое число листов и щёлкнуть по кнопке <Ok>.
3.На панели инструментов щёлкнуть по кнопке <Создать>.
4.Щелчком левой кнопки мышки развернуть меню <Файл> и щёлкнуть мышкой по строке <Сохранить как...>. В появившемся окне щёлкнуть по стрелке окна <Мои документы>. В раскрывшемся меню щёлкнуть по строке с адресом вашего каталога, а затем в нижнем окне <Имя файла> вместо стандартного имени записать своё название рабочей книги: “Лабораторные работы студента группы (название группы) Семёнова Семёна Семёновича”, после чего щёлкнуть по кнопке <Сохранить>. В последующем при работе с этим файлом такие действия не выполнять, если не требуется замена имени файла, а достаточно периодически щёлкать по кнопке <Сохранить> на панели инструментов.
5.На панели инструментов щёлкнуть мышкой по кнопке
<Открыть>. В появившемся окне щёлкнуть по стрелке окна <Мои документы>. В раскрывшемся меню щёлкнуть по строке с адресом вашего каталога, а затем щёлкнуть по
11
кнопке <Открыть>. На последующих занятиях начинать работу с выполнения только этого пункта.
2. Применение стандартных функций
Содержание работы:
1. Сформировать таблицу по следующей форме:
№ п/п |
х |
Функция 1 |
Функция 2 |
Функция 3 |
Для ввода символа <№> надо переключить клавиатуру на русский алфавит и нажать одновременно две клавиши: <Shift> и <#>.
Встолбце <№ п/п> для получения порядковых номеров использовать функцию СТРОКА()-К. К – это количество строк занятых выше строки, в которую вводится функция.
Встолбце <X> ввести формулу A+(i-1)*h, где А – это начальное значение Х, i – это адрес ячейки, в которой записана функция СТРОКА(), h – это величина шага, на которую увеличивается значение аргумента Х.
Пример:
|
A |
B |
C |
D |
E |
3 |
№ п/п |
x |
Sin(x) |
Cos(x) |
Exp(x) |
4 |
=СТРОКА()-3 |
=0+(A4-1)*0,1 |
=SIN(B4) |
=COS(B4) |
=EXP(B4) |
Функция КОРЕНЬ(х) имеет неопределённость при х<0, поэтому при её применении надо воспользоваться функцией ЕСЛИ().
Пример: =ЕСЛИ(B4>0;КОРЕНЬ(B4);”неопред.”)
Функции Ln(x) и Log10(x) имеют неопределённость при x<=0, поэтому при их применении надо также воспользоваться функцией
ЕСЛИ().
Примеры: =ЕСЛИ(B4>0;LN(B4);”неопред.”)
=ЕСЛИ(B4>0;LOG10(B4);”неопред.”)
После заполнения первой строки таблицы формулами и функциями выполнить следующие действия:
-щёлкнуть мышкой по ячейке первого столбца и первой строки таблицы. Ячейка станет активной. Указатель мышки установить на правый нижний угол рамки активной ячейки (маленький
12
чёрный квадрат). Это маркер заполнения. Нажать левую кнопку мышки и поймать черный крестик, а затем при нажатой левой кнопке мышки протянуть по столбцу вниз так, чтобы в таблице получилось 15 строк; - выполнить аналогичные операции в остальных столбцах.
Таким образом, Вы выполнили табулирование заданных стандартных функций.
2.В первом столбце таблицы число номеров строк увеличить на 5.
3.Во втором столбце таблицы ввести: в 20 строке слово <Сумма>, в 21 строке слово <Ср. знач.>, в 22 строке слово <Макс.> и в 23 строке слово <Мин.>.
4.Вычислить сумму всех значений по каждой функции, используя функцию СУММ().
5.Вычислить среднее значение каждой функции, используя функцию СРЗНАЧ().
6.Вычислить максимальное и минимальное значения каждой функции, используя функции МАКС() и МИН() соответственно.
7.Оформить рамку таблицы. Для этого выделить все заполненные ячейки, установив указатель мышки на левую верхнюю ячейку, нажать левую кнопку мышки и протащить до правой нижней ячейки. Выделенный диапазон ячеек будет заключён в общую рамку, а фон диапазона ячеек будет иметь определённый цвет, например, синий, кроме первой ячейки. Щелкнуть мышкой по стрелке <Внешние границы> на панели инструментов (чёрный маленький треугольник вершиной вниз). В появившейся форме щёлкнуть по кнопке <Все границы>. Для размещения содержимого ячеек по центру надо щёлкнуть мышкой по кнопке <По центру> на панели инструментов.
13
Варианты заданий
|
|
|
|
|
Таблица 2.1 |
№ вар. |
Нач. х |
Шаг |
Функция 1 |
Функция 2 |
Функция 3 |
|
|
|
|
|
|
1 |
-0,1 |
0,1 |
Sin(x) |
Atan(x) |
Log10(x) |
|
|
|
|
|
|
2 |
-0,1 |
0,1 |
Cos(x) |
Asin(x) |
КОРЕНЬ(х) |
|
|
|
|
|
|
3 |
-0,2 |
0,2 |
Abs(x) |
Exp(x) |
Ln(x) |
|
|
|
|
|
|
4 |
-0,1 |
0,1 |
Tan(x) |
Acos(x) |
Log10(x) |
|
|
|
|
|
|
5 |
-0,1 |
0,1 |
Exp(x) |
Asin(x) |
Ln(x) |
|
|
|
|
|
|
6 |
-0,2 |
0,2 |
Sin(x) |
Acos(x) |
КОРЕНЬ(х) |
|
|
|
|
|
|
7 |
-0,2 |
0,2 |
Abs(x) |
Atan(x) |
Ln(x) |
|
|
|
|
|
|
8 |
0 |
0,1 |
Exp(x) |
Asin(x) |
Log10(x) |
|
|
|
|
|
|
9 |
-0,2 |
0,2 |
Cos(x) |
Atan(x) |
КОРЕНЬ(х) |
|
|
|
|
|
|
10 |
0 |
0,1 |
Tan(x) |
Acos(x) |
Ln(x) |
|
|
|
|
|
|
11 |
0 |
0,05 |
Exp(x) |
Asin(x) |
Log10(x) |
|
|
|
|
|
|
12 |
-0,05 |
0,05 |
Tan(x) |
Acos(x) |
КОРЕНЬ(х) |
|
|
|
|
|
|
Примечание: номер варианта соответствует номеру рабочего места.
8. Используя |
функцию |
РЯД.СУММ(), а |
также при |
необходимости функции ФАКТР(), КОРЕНЬ() |
и СТЕПЕНЬ(), |
||
вычислить сумму |
степенного |
ряда. Варианты заданий в таблице 2.2. |
14
Варианты заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2. 2 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степенной ряд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение |
|
|
Число |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
вар. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
слагаемых |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
x |
− |
|
|
|
|
|
x 3 |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
x |
5 |
|
|
|
− |
|
|
|
|
|
x |
7 |
|
|
+ |
|
|
|
|
x |
9 |
|
|
|
|
0,5 |
|
5 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
3 ! |
|
|
|
|
5 ! |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 ! |
|
9 ! |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
1 |
− |
|
|
|
|
x 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
x 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
x 6 |
|
|
|
|
|
|
|
x 8 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
2 ! + |
|
|
|
|
|
|
4 ! − |
|
|
|
|
|
6 ! + |
8! |
|
|
|
|
0,5 |
|
5 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
3 |
|
1 |
+ |
|
|
x + |
|
|
x 2 |
+ |
|
|
|
x 3 |
+ |
|
|
|
x 4 |
+ |
|
|
|
|
x 5 |
|
0,5 |
|
6 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
2! |
|
|
|
|
3! |
|
|
|
|
|
|
|
|
4! |
5! |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
4 |
|
1 |
− |
|
x + |
|
x 2 |
|
|
|
|
− |
|
|
x 3 |
+ |
|
|
|
|
x 4 |
|
|
− |
|
|
|
|
x 5 |
|
0,5 |
|
6 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
2! |
|
|
|
|
|
|
|
3! |
|
|
|
|
|
|
|
|
4! |
|
|
5! |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
x − |
|
|
|
x 3 |
|
|
|
|
|
x 5 |
|
|
|
|
x 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
x 9 |
|
|
|
|
|
|
|
x11 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
3 + 5 − |
7 + |
|
|
|
9 − |
11 |
|
|
|
|
0,5 |
|
6 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
1 |
− |
|
x 2 |
|
|
|
|
|
x 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
x 6 |
|
|
|
|
|
|
|
x 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
6 |
|
2! + |
|
|
4!−2! − 6!−4! + 8!−6! |
|
0,5 |
|
5 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
7 |
|
|
1 − |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
+ |
1 |
|
|
|
|
|
|
− |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
+ |
1 |
|
|
|
|
|
0,5 |
|
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
2 x 2 |
|
|
4 x 4 |
|
|
|
|
|
6 x 6 |
8 x 8 |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
9 |
|
1 + |
|
1 |
|
+ |
|
|
|
|
|
1 |
|
+ |
|
1 |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
1 |
|
+ |
1 |
|
|
|
|
|
1,5 |
|
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
x |
|
|
2x 2 |
|
3x3 |
|
|
|
4x 4 |
5x5 |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
Продолжение таблицы 2. 2
|
№ |
|
|
|
|
|
|
|
Степенной ряд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение |
|
|
Число |
|
|||||||||
|
вар. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
слагаемых |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
1 + |
|
1 |
|
|
+ |
|
1 |
|
|
+ |
1 |
|
|
+ |
1 |
|
|
|
|
1,5 |
|
5 |
|
||||||||
|
|
|
2 x 2 |
|
|
4 x 4 |
6 x 6 |
|
8 x 8 |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
11 |
|
|
1 − |
1 |
|
+ |
1 |
|
|
2 − |
1 |
|
|
|
+ |
1 |
|
|
|
|
|
1,5 |
|
5 |
|
||||||||
|
|
|
2 x |
|
3 x |
4 x |
3 |
|
|
5 x |
4 |
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
12 |
|
|
π 2 |
− |
1+ |
x2 |
|
+ |
x4 |
+ |
x6 |
+ |
x8 |
|
|
|
|
1,5 |
|
5 |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
32 |
42 |
|
52 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Ответить на контрольные вопросы и ответы написать на рабочем листе.
|
|
|
|
Варианты заданий |
|
|
|
|
|
Таблица 2. 3 |
|
|
№ |
|
|
Контрольные вопросы |
|
|
вар. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Что такое ячейка и как формируется её адрес? |
|
|
1 |
|
2. |
Способы применения стандартных функций рабочего |
|
|
|
|
|
листа MS Excel. |
|
|
|
|
1. |
Что такое диапазон ячеек и как его обозначают при |
|
|
2 |
|
|
записи в формулах? |
|
|
|
|
2. |
Как переименовать название рабочей книги? |
|
|
|
|
1. |
Способы адресации ячеек. |
|
|
3 |
|
2. |
Последовательность команд при создании и первичном |
|
|
|
|
|
сохранении рабочей книги (файла). |
|
|
|
|
1. |
Что может содержать отдельная ячейка? |
|
|
4 |
|
2. |
Способы вычисления суммы чисел в заданном |
|
|
|
|
|
интервале ячеек. |
|
|
|
|
1. |
Предназначение электронных таблиц MS Excel. |
|
|
5 |
|
2. |
Последовательность команд при вычислении функции с |
|
|
|
|
|
использованием готовой формы. |
|