ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Программа, тематика контрольных работ и методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей
(в том числе сокращенные сроки обучения)
Составители Г.В. Борисова С.А. Ковалевский В.А. Осипов
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 4 от 27.11.02.
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 230500 Протокол № 6 от 28.11.02.
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
Цель преподавания дисциплины
Дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах прошлого органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать закономерности и особенности российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
Задачи изучения дисциплины
1.Показать роль и место истории в обществе, системе гуманитарных наук, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
2.Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, а также место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
3.Научить студента анализировать и объективно оценивать факты истории и политической жизни, реферировать политические и исторические тексты, грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения.
Обучение по заочной форме имеет ряд особенностей и делится на определенные этапы.
Установочная лекция. На ней студентов знакомят с целями и задачами курса, требованиями, предъявляемыми кафедрой к контрольным работам, зачетам, экзаменам, с учебной литературой по предмету. Лекция имеет характер консультации, поэтому уже здесь студент должен задать все не ясные для него вопросы.
Самостоятельная работа. В период между установочной лекцией и сессией студент самостоятельно изучает курс отечественной истории в соответствии с рабочей программой курса, используя учебную литературу. Приведенный ниже список учебников и пособий носит рекомендательный характер. Можно использовать иную литературу, желательно изданную не ранее второй половины 90-х годов. В процессе изучения студент фиксирует возникающие вопросы по курсу (неясные термины, проблемные темы и т.п.), чтобы выяснить их на консультациях в период сессии.
2
Самостоятельная работа помогает студенту успешно выполнить контрольную работу по курсу и сдать экзамен (зачет).
Контрольные работы. Тематика и порядок их выполнения определены ниже. К сдаче зачета и экзамена по курсу допускаются студенты, выполнившие письменные контрольные работы.
Лекции перед экзаменом (10-12 часов) носят консультационный характер и не могут вместить курс в полном объеме. Они затрагивают только наиболее сложные темы. Преподаватели проводят обобщения, прослеживают тенденции, останавливаются на частностях, не нашедших отражения в учебной литературе, новых фактах, концепциях.
Экзамен (зачет) состоит из устного ответа студента на вопросы экзаменационного билета. Дополнительно могут быть заданы вопросы по теме контрольной работы. Переэкзаменовка проводится по согласованию с преподавателем.
ПРОГРАММА КУРСА
ТЕМА 1. Историческая наука: сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология исторической науки. История России – часть всемирной истории.
ТЕМА 2. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян. Становление ранних средневековых государств. Древняя Русь: роль географического, этнического, конфессионального и внешнего факторов в становлении русской государственности. Русь в XI-XII вв., особенности социального строя. Социально-политические процессы на русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда.
ТЕМА 3. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Особенности формирования единого российского государства и процесс централизации. Предпосылки, особенности и этапы складывания абсолютизма в России. XIII век в мировой и российской истории. Дискуссионные проблемы генезиса самодержавия.
ТЕМА 4. XIХ век – основные тенденции развития всемирной истории. Особенности социально-экономического развития России.
3
Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Становление индустриального общества: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIХ в. Реформы и реформаторы. Русская культура XIХ века и ее вклад в мировую культуру.
ТЕМА 5. ХХ век в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономической и социальной модернизации. Революции и реформы. Россия в начале ХХ века: индустриальная модернизация, российские реформы в контексте всемирно-исторического процесса. Политические партии России. Генезис, классификация, программы, тактика.
ТЕМА 6. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Россия 1917 г. Гражданская война: результаты и последствия. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Новая экономическая политика. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Внешняя политика. Культура 20-х годов.
ТЕМА 7. Социально-экономические преобразования в 30-е годы
– курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
ТЕМА 8. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
ТЕМА 9. Социально-экономическое развитие, общественнополитическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
ТЕМА 10. Попытки осуществления экономических и политических реформ. НТР, ее влияние на ход общественного развития СССР в середине 60-80-х гг., нарастание кризисных явлений. СССР в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР.
ТЕМА 11. Становление новой российской государственности (1993-2003 гг.). Социально-экономическая модернизация. Культура
4
современной России. Внешняя политика в условиях новой геополитической ситуации.
Методические указания
квыполнению контрольной работы
Впроцессе выполнения задания у студентов формируются навыки работы с источниками и литературой, логического осмысления и изложения материала, анализа исторического прошлого и настоящего.
Выполнение контрольной работы предполагает два этапа: 1-й – подготовительный – изучение материала; 2-й – осмысление и письменное изложение задания.
Задания контрольных работ состоят из трёх частей: 1) конспект исторического документа, 2) теоретический вопрос, 3) тест.
Разработку задания необходимо начинать с изучения и конспектирования исторических документов. Студент должен знать, что конспект – это краткое изложение основных положений текста. Формальное переписывание документа будет оцениваться как ошибка.
Теоретический вопрос раскрывается на основе литературы, рекомендованной к каждой теме. Задача студента в том, чтобы наряду со знанием фактического материала (что и как было) использовать аналитический подход (почему было именно так, а не иначе, какой позитивный и негативный опыт представляет данное явление). Ответ на вопрос должен представлять анализ проблемы на основе рекомендованной литературы, объемом не более 3-4 страниц.
Выполняя тест, студент должен продемонстрировать знание основных исторических понятий, дат, имён. Будет правильно, если студент выполнит тестовое задание в процессе подготовки к экзамену, так как это позволит проверить свои знания. В ответах на тест исправления не допускаются.
Общий объем работы строго не устанавливается. Цель контрольной работы – показать умения и навыки студента в работе с источниками и литературой.
5
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа должна быть выполнена в школьной тетради. Страницы работы нумеруют, оставляют поля для замечаний рецензента (не менее 2,5 см). На обложке тетради указывают фамилию, инициалы, шифр студенческого билета, номер контрольной работы и домашний адрес студента. На первой странице текста – номер контрольной работы, название задания, план. При изложении темы каждый раздел (вопрос плана) выделяют подзаголовком; цитаты дают в кавычках, в подстрочных примечаниях указывают их источник (отсутствие ссылок на источники рассматривается как недостаток работы). В конце контрольной работы приводят список использованной литературы, ставят подпись и дату выполнения работы.
Ссылку на литературу следует оформить аналогично списку рекомендуемой литературы в данном методическом пособии, указав при этом номер страницы. При записи подряд ссылок на одно и то же издание во второй и последующих ссылках приводят слова «Там же».
Работа, оцененная рецензирующим ее преподавателем положительно, возвращается студенту с пометкой «зачтено» или «допуск» и с соответствующей рецензией. В случае незачета студент должен переделать работу целиком или частично, в зависимости от замечаний. На повторную проверку высылают оба варианта (незачтенный и доработанный).
Задания распределяются по алфавитному принципу: фамилии на
А – задание I; Б – II; В – III; Г, Ф – IV; Д, Х – V; Е,Ц – VI; Ж, Ш – VII; З, Щ – VIII; И, Э – IX; К – Х; Л,Ч – ХI; М – ХII; Н – ХIII; О – ХIV; П – ХV; Р – ХVI; С – ХVII; Т,Ю – ХVIII; У,Я – ХIХ.
Задание 1
Документ для конспектирования: «Русская правда». Пространная редакция.
Вопрос для письменного изложения: Норманнский фактор в образовании древнерусского государства.
6
Источники
1.История России. Документы, материалы. – Кемерово, 2002. –
С. 4 – 19.
2.Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., 1999. – С. 47 – 56.
Литература
1.Орлов А.С. История России: Учеб. для вузов. – М., 2000. – С. 20
–27.
2.Седов В.В. Русский каганат IХ века // Отечественная история. –
1998. – № 4.
3. Яманов В.Е. Рорик Ютландский и летописный Рюрик // Вопросы истории. – 2000. – № 4.
Тесты
1.Что в Древней Руси называли полюдьем:
а) сбор князем доли с подвластных ему земель; б) собрание княжеской дружины;
в) ополчение, состоявшее из всех мужчин племени; г) княжеский суд над общинниками?
2.Установите соответствие между именами правителей и принятыми ими законодательными документами:
а) Иван III;
б) Ярослав Мудрый; в) Иван VI;
г) Петр I;
д) указы о «заповедных летах»; е) указ о единопослушании; ж) Судебник 1497 г.; з) «Русская правда».
7
Задание 2
Документ для конспектирования: Духовная грамота Московского князя Ивана Калиты (около 1339 г.).
Вопрос для письменного изложения: Последствия монголотатарского нашествия.
Источники
1. История России. Документы, материалы. – Кемерово, 2002. –
С. 20 – 22.
Литература
1.Горский А.А. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от Орды // Вопросы истории. – 1995. – № 5.
2.Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х гг. ХV в. Причины, особенности, результаты // Отечественная история. – 1998. – № 4.
3.Орлов А.С. История России: Учеб. для вузов. – М., 2000. – С. 5058.
Тесты
1.Установите соответствие между событиями и датами: а) битва на реке Калке; б) оборона Рязани; в) оборона Киева;
г) завершение подхода Батыя на Запад;
д) 1237; е) 1240; ж) 1242; з) 1223.
2.Как на Руси назывались родовые владения бояр:
а) вотчины; б) посады; в) поместья; г) станы?
8
Задание 3
Документ для конспектирования: Соборное уложение 1649 г. Вопрос для письменного изложения: Предпосылки возвышения Москвы.
Источники
1.История России. Документы, материалы. – Кемерово, 2002. –
С. 28-32.
2.Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., 1999. – С.147 – 150.
Литература
1.Горский А.А. К вопросу о причинах возвышения Москвы // Отечественная история. – 1997. – № 1.
2.Орлов А.С. История России: Учеб. для вузов. – М., 2000. – С. 6268.
3.Тюльпанов Б.М. Начало Москвы // Вопросы истории. – 1997. –
№1.
Тесты
1. Феодальная война во второй четверти ХV в. велась между:
а) Василием II темным и коалицией удельных князей; б) Иваном III и ханом Ахматом;
в) Дмитрием Донским и Мамаем; г) Иваном IV Грозным и боярством.
2. Какое из приводимых положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.:
а) введение опричнины; б) запрещение передавать поместья по наследству;
в) установление Юрьева дня; г) объявление крепостного состояния крестьян наследственным?
9
Задание 4
Документ для конспектирования: Грамота на права, вольности и преимущества благороднаго российскаго дворянства (1785 г., 21 апреля).
Вопрос для письменного изложения: Административные преобразования Петра I.
Источники
1.История России. Документы, материалы. – Кемерово, 2002. – С. 60-63.
2.Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., 1999. – С. 214-217.
Литература
1.Анисимов Е.В. Время петровских реформ (1700-1725). – М., 1996.
2.Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. – 1993. – № 6.
3.Орлов А.С. История России: Учеб. для вузов. – М., 2000. – С. 136145.
Тесты
1. Как назывался основной налог с податных сословий, введенный Петром I в начале ХVIII в.:
а) выкупные платежи; б) оброк; в) пожилое;
г) подушная подать?
2. К внутренней политике Екатерины II нельзя отнести:
а) учреждение Вольного экономического общества; б) созыв Уложенной комиссии; в) учреждение Сената; г) губернскую реформу.