Файл: А.Г. Захарова Метрология. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 180400.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.06.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

8.Что такое линейная развертка и какие измерения позволяет она осуществлять?

9.Каким образом можно с помощью осциллографа измерять силу тока и напряжение?

10.Описать возможности использования фигур Лиссажу для проведения измерений.

Литература: [1, c. 158-188; 2, c. 175-183; 3, c. 69-75; 4, c. 63-87; 5, c. 166-200].

ТЕМА 5. ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН МЕТОДАМИ СРАВНЕНИЯ С МЕРОЙ

Принципы измерений. Общая теория мостовых схем. Мосты для измерения сопротивления на постоянном токе. Мосты переменного тока для измерения емкости и угла потерь конденсаторов, индуктивности и добротности катушек и частоты. Потенциометры (компенсаторы) постоянного тока для измерений ЭДС, напряжения, токов и сопротивлений, потенциометры переменного тока для измерения комплексных величин. Устройство и принцип действия автоматических мостов и потенциометров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении мостовых схем важно понять разницу между мостами уравновешенными и неуравновешенными, а также знать их достоинство и недостатки. Необходимо уметь выводить основные расчётные соотношения, связывающие измеряемые величины с параметрами элементов мостовой схемы.

Изучение потенциометров (компенсаторов) следует начинать с уяснения самого принципа компенсации и только затем уже реализации этого принципа при создании измерительных устройств, в том числе автоматических.


10

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Изобразить схему одинарного моста переменного тока с комплексными сопротивлениями и написать условия равновесия.

2.В чём разница между мостами уравновешенными и неуравновешенными?

3.Объясните понятие чувствительности моста и поясните способы управления ею.

4.Каким образом компенсируются погрешности в мостовых

схемах?

5.Как расширяются пределы измерения компенсатора?

6.Изобразить трёхконтурную схему потенциометра и объяснить назначение каждого из элементов.

7.Представьте схему простейшего автоматического потенциометра постоянного тока и объясните принцип работы.

8.Каким образом в мостах и потенциометрах реализуется принцип сравнения с мерой? Что представляет меру?

Литература [1, c. 189-218; 2, c. 186-212; 3, c. 76-89; 4, c. 169-178].

ТЕМА 6. ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН ЦИФРОВЫМИ ПРИБОРАМИ

Основные понятия и определения, дискретное представление непрерывных величин. Квантование. Классификация цифровых измерительных приборов (ЦИП). Основные характеристики ЦИП. Узлы и элементы ЦИП. ЦИП последовательного счёта, поразрядного уравновешивания (кодо-импульсные) и считывания. Печатающие и запоминающие устройства. Аналого-цифровые преобразователи. Кодирование.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ЦИП автоматически вырабатывает дискретные сигналы измерительной информации, показания которых представляются в цифровой форме, т.е. происходит преобразование непрерывной во времени и по размеру измеряемой величины в цифровой код. Этот процесс, включающий в себя дискретизацию, квантование и кодирование непрерывной входной величины (аналоговой), и лежит в основе построения

11

современных ЦИП, поэтому необходимо сразу же разобраться в физической сущности этих преобразований. И хотя формально лабораторные мосты, потенциометры, параметрические магазины тоже относятся к ЦИП, т.к. показания их тоже дискретны, в настоящем разделе они не рассматриваются из-за отсутствия в них описанных выше процессов.

Классификация ЦИП строится в соответствии со способом преобразования аналог-код. Каждое преобразование вносит свои погрешности в результат измерений, поэтому при изучении материала необходимо уметь их выделять. Изучение ряда специальных узлов (триггеров, пересчётных устройств, ключей, логических элементов и др.) поможет наиболее полно представить себе работу прибора в целом и определить его возможности при измерениях конкретных величин.

Для облегчения процесса изучения функционирования ЦИП и АЦП различных систем желательна прорисовка упрощенных структурных схем, большинство из которых представлено в учебнике [1].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое дискретизация непрерывной во времени величины

x(t)?

2.В чём заключается принцип квантования по уровню?

3.Дать определение цифровому коду и записать некоторые из известных кодов.

4.Каковы функции аналого-цифрового преобразователя?

5.Назвать статические погрешности ЦИП.

6.Из чего складываются погрешность ЦИП при квантовании временного интервала?

7.Объяснить причины возникновения динамических погрешностей ЦИП.

8.Объяснить работу триггера как пересчётного устройства при их последовательном соединении.

9.Как работает дешифратор?

10. Объяснить принцип действия сравнительных устройств.

11. Представить блок-схему интегрирующего вольтметра с непосредственным преобразованием в код частоты. Дать его характеристики.


12

12. Охарактеризовать работу цифрового прибора поразрядного уравновешивания на примере мостового омметра.

Литература [1, с. 218-264; 2, с. 212-257; 3, с. 90-103; 4, с. 98-111]

ТЕМА 7. ИЗМЕРЕНИЯ МАГНИТНЫХ ВЕЛИЧИН

Задачи магнитных измерений. Основные магнитные величины, характеристики ферромагнитных материалов и силовых полей. Принципы построения приборов и способы измерения магнитного потока, магнитной индукции и напряженности магнитного поля. Аппаратура и образцы для испытаний ферромагнитных материалов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении этой темы необходимо классифицировать основные магнитные величины и определить связь между ними, что позволяет определять одни величины через измерения других. Рассматривая дальнейшее изложение материала необходимо обратить внимание на возможности использования разнообразных физических принципов и эффектов для построения на их основе измерительных приборов.

Весьма важны в практической деятельности и методы получения статических и динамических характеристик наиболее распространенных ферромагнитных материалов. Необходимо проанализировать измерительные возможности отечественных приборов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризовать методы измерения постоянного и переменного магнитного потока с выбором расчётных формул.

2.Какие магнитные величины являются основными и как они связаны между собой?

3.Перечислите основные статические характеристики ферромагнитных материалов.

4.Какие параметры ферромагнитных материалов можно определить по петле гистерезиса?

5.Назовите условия, необходимые для определения магнитных характеристик материала образца.

13

6.В чём заключается принцип действия дифференциального ферромодуляционного преобразователя?

7.Каковы основные динамические характеристики магнитных материалов?

8.Объяснить принцип измерения магнитного потока индукци- онно-импульсным методом.

9.Объяснить возможности использования датчика Холла для измерения магнитной индукции и напряженности поля.

10.Перечислите физические явления, используемые для измерений магнитных величин.

11.В чём сущность явления ядерно-магнитного резонанса?

12.Принцип действия веберметра.

13.Какие характеристики и как определяются осциллографическим методом?

Литература [1, c. 265-303; 2, с. 271-284].

ТЕМА 8. ИЗМЕРЕНИЯ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Принципы использования электрических приборов для измерения неэлектрических величин. Характеристики измерительных преобразователей. Реостатные, тензочувствительные, термочувствительные, термоэлектрические, пьезоэлектрические, фотоэлектрические, индукционные, емкостные, ионизационные и электролитические измерительные преобразователи - принцип действия, устройство, уравнение преобразования, измерительные схемы включения, погрешности, область применения.

Структурные схемы электрических приборов для измерения неэлектрических величин. Приборы для измерения механических величин, параметров движений, температуры, состава, концентрации вещества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При использовании электрических измерительных приборов и устройств, рассмотренных выше, для измерения любой неэлектрической величины обязательным является наличие первичного измерительного преобразователя этой величины в электрическую. Именно это определяет необходимость изучения принципов действия и кон-


14

структивных особенностей наиболее часто встречающихся измерительных преобразователей. Знание их статических характеристик (зависимостей типа "вход-выход") позволит не только правильно использовать сам преобразователь, но и подобрать соответствующий ему и обеспечивающий необходимую точность измерительный прибор или схему.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите основные элементы структурных схем электрических приборов для измерения неэлектрических величин.

2.Каковы преимущества дифференциального включения измерительного преобразователя?

3.В чём принципиальная разница между параметрическими и генераторными преобразователями? Привести примеры.

4.Какие электрические величины могут быть измерены с помощью емкостных и индуктивных преобразователей?

5.Каковы пути применения фотоэлектрических преобразовате-

лей?

6.Охарактеризовать возможности использования приборов прямого и компенсационного преобразования неэлектрических величин.

7.Назовите преобразователи для измерения температуры.

8.Описать принцип действия газоанализатора.

9.В чём разница между индуктивным и индукционным преобразователями?

Литература [1, с. 303-353; 2, c. 284-330; 6, c. 576].

ТЕМА 9. ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ

Основные направления автоматизации измерений. Метрологические характеристики информационно-измерительных систем

(ИИС).

Структурные схемы ИИС и измерительно-вычислительных комплексов (ИВК). Агрегатный комплекс средств электроизмерительной техники (АСЭТ). Основные блоки ИИС и ИВК. Микропроцессоры и микроЭВМ в комплексах.

15

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении настоящей темы следует отметить объективную необходимость автоматизации процессов измерений и создания с целью последующей обработки информационных потоков.

С этой целью реализованы ИИС и ИВК. На основе структурных схем ИИС и ИВК необходимо рассмотреть взаимодействия технических средств, принципы их функционирования и конструктивные особенности наиболее важных блоков. Следует заострить внимание на роли интерфейса и средств вычислительной техники.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Описать основные направления автоматизации измерений и охарактеризовать их.

2.В чей различие между ИИС и ИВК? Каковы их функции?

3.Охарактеризовать средства сопряжения устройств в ИИС и

ИВК.

4.Что такое микропроцессор и каковы его возможности в условиях автоматизации измерений?

5.Описать типы унифицированных сигналов в ИИС.

6.Представить структурную схему сбора данных в ИИС с унифицированными преобразователями.

7.Объяснить принцип действия простейшей аналоговой устав-

ки.

8.Охарактеризовать виды представления информации в ИИС.

9.Объяснить назначения и принцип действия коммутатора.

10. Как работает система автоматического контроля (САК)? 11. В чём особенности метрологического обеспечения ИИС?

Литература [l, c. 352-374; 2, c. 331-361; 5, c, 356-382].

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Контрольное задание выполняется по варианту, соответствующему последней цифpe шифра номера зачетной книжки студента. Номера вопросов и задач, предлагаемых для решения, представлены в табл. 2, где числа верхней строки указывают на номер варианта.


16

Выполненное контрольное задание должно быть представлено в установленные учебным графиком сроки. Работы выполняются в обычных ученических тетрадях. На обложке необходимо четко указать следующие данные.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ "МЕТРОЛОГИЯ"

студента____________________________________________________

(Ф.И.О.)

_______курса, группа________________________________________

адрес_______________________________________________________

При выполнении контрольной работы необходимо выписывать условия задач полностью. Схемные решения вычерчиваются на страницах тетради, а графики на миллиметровой бумаге, вклеиваемой в тетрадь.

Текст и условные обозначения должны быть чёткими и ясными. С правой стороны оставлять поля. В конце работы представить список используемой литературы, проставить дату выполнения и свою подпись.

17

Таблица 2

1. Для измерения напряжения в сети 220В используются два вольтметра с классами точности 1,5 и 2,5 и пределами измерений 500В и 380В соответственно. Какой из двух вольтметров обеспечит большую точность измерений?

2.Определить класс точности миллиамперметра со шкалой (0-100) мА, если при его поверке абсолютная погрешность для оцифрованных отметок шкалы составила: 0,9мА; 1,2мА; 0,8мА; 0,5мА; 0,2мА.

3.С какой относительной погрешностью будет измерено напряжение в 50В вольтметром с пределом измерений (0-150) В и классом точности 1,5 ?

4.При поверке вольтметра получены следующие показания приборов (при ходе вверх и вниз):

Образцовый, В

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

150

Поверяемый, В

50

58,5

68

79,5

89

98,5

109,5

119,5

128

139

148

 

49

59

69

78

88

97,5

108

119

128

138

149

Определить абсолютную и относительную погрешности. Определить, к какому классу точности можно отнести поверяемый вольтметр.