Файл: Ю.В. Бурцев Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

Решая задачу, сначала нужно записать её условие, а затем, уяснив последовательность выполнения необходимых действий, решить её в буквенном виде, и только в окончательно полученную формулу подставить числовые значения тех или иных величин. Если какой-либо величиной приходится задаваться, то нужно объяснить, исходя из каких соображений выбрана именно эта величина. Окончательные результаты решения в числовом виде необходимо подчёркивать и указывать их размерность.

Текст работы должен быть написан чётко чернилами, с оставлением полей для замечаний рецензента. При вычерчивании схем и графиков следует пользоваться миллиметровой бумагой. Графики должны быть выполнены по лекалу. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, а в тексте – ссылки с указанием страниц.

Задача №1

В автотранспортное предприятие (АТП) поступила партия новых сухозаряженных аккумуляторных батарей (АБ) различных типов. Определить количество серной кислоты и дистиллированной воды для приготовления электролита, необходимого для подготовки этих АБ к эксплуатации. Типы АБ, их количество и время года эксплуатации приведены в табл. 2а (для нечётных) и 2б (для четных вариантов). Количество электролита, необходимого для заливки в новую АБ, и прочие данные по АБ взять из инструкций по эксплуатации АБ, имеющихся на каждом АТП.

Исходные данные для нечётных вариантов.

 

 

Таблица 2а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы АБ

 

 

Количество АБ для № варианта

 

 

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6СТ - 55

2

3

4

5

6

7

8

1

9

10

6СТ - 75

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

6СТ - 90

4

5

6

7

8

9

10

2

1

3

6СТ - 105

5

6

7

8

9

10

4

3

2

1

Климатическая

ОХ

Х

У

Ж

ТВ

Х

У

Ж

ТВ

ОХ

зона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время года

З

КГ

КГ

КГ

КГ

Л

КГ

КГ

КГ

КГ


11

Исходные данные для чётных вариантов

 

 

 

Таблица 2 б

Типы АБ

 

 

Количество АБ для № варианта

 

 

 

0

1

2

3

 

4

5

6

7

8

9

6СТ – 60

2

3

4

5

 

6

7

8

1

9

10

6СТ – 90

3

4

5

6

 

7

8

9

10

2

1

6СТ – 105

4

5

6

7

 

8

9

10

2

1

3

6СТ – 190

5

6

7

8

 

9

10

4

3

2

1

Климатическая

ОХ

Х

У

Ж

 

ТВ

Х

У

Ж

ТВ

ОХ

зона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время года

Л

КГ

КГ

КГ

 

КГ

З

КГ

КГ

КГ

КГ

Примечание: ОХ – очень холодно; Х – холодно; У – умеренная; Ж – жаркая; ТВ – тёплая, влажная; З – зима; Л – лето; КГ – круглый год.

Задача №2

Рассчитать рабочие характеристики системы зажигания четырёхтактного карбюраторного двигателя. По результатам расчётов построить графики зависимости от частоты вращения коленчатого вала следующих параметров:

- времени замкнутого состояния контактов прерывателя tз (от-

крытого состояния транзистора); - тока разрыва I p ;

- максимальных напряжений первичной U1max и вторичной U 2 max цепей системы зажигания.

Для контактно-транзисторной системы зажигания (КТ) параметры транзисторного коммутатора и его электрическую схему принять такими, как у коммутатора ТК-102, а для бесконтактно-транзисторной (БКТ) – как у коммутатора ТК-108-10. При этом необходимо учесть, что сопротивление германиевого транзистора составляет около 0,1 Ом, а кремниевого – 0,5-0,6 Ом. Необходимо также не упустить из виду, что максимальные значения напряжения первичной обмотки катушки зажигания в КТ и БКТ системах зажигания ограничиваются стабилитроном.

Число цилиндров двигателя Z ; минимальная nmin и максимальная nmax частоты вращения коленвала, в пределах которых нужно по-

строить характеристики, приведены в табл. 3 для каждого варианта задания. Там же приведены следующие данные: число витков w1, сопро-

тивление R1 и индуктивность L1 первичной обмотки; число витков вторичной обмотки w2 катушки зажигания; ёмкость конденсатора C1


12

и ёмкость вторичной цепи C2 ; добавочное сопротивление Rд, а также коэффициент потерь η. Для транзисторных систем зажигания приво-

дится суммарная величина закорачиваемой и незакорачиваемой частей добавочного сопротивления, а ёмкость C1 не приводится (берётся из

соответствующих схем транзисторных коммутаторов).

При решении задачи необходимо изобразить принципиальную схему заданной системы зажигания. В табл. 3 приняты следующие обозначения типов систем зажигания (СЗ); К – классическая; КТ – кон- тактно-транзисторная; БКТ – бесконтактно-транзисторная.

Исходные данные для нечётных вариантов

 

 

Таблица 3

Парамет-

 

 

Величины параметров для № варианта

 

 

ры

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Z

8

6

8

4

6

8

4

6

8

8

Тип

КТ

КТ

БКТ

К

К

КТ

КТ

БКТ

КТ

К

nmin

150

160

170

180

190

200

155

165

220

200

nmax

5000

5100

4600

4700

4800

4900

5200

5300

6000

6200

w1

180

180

200

210

220

230

240

250

260

300

w2

41000

40000

38000

38500

30000

28000

29000

27000

23000

22000

R1, Ом

0,42

0,52

0,64

0,84

1,5

1,6

1,7

1,8

1,2

2,0

L1, Гн

3,5

3,6

4,2

4,4

4,6

6,3

6,5

6,8

7,2

7,5

C1, мкФ

0,17

0,19

0,21

0,23

0,25

0,27

0,29

0,31

0,33

0,35

C2 , пкФ

 

 

 

50

60

 

 

 

 

70

Rд, Ом

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

η

0,75

0,76

0,77

0,78

0,79

0,80

0,81

0,82

0.83

0,84


13

Исходные данные для чётных вариантов

Продолжение табл.

Парамет-

 

 

Величины параметров для № варианта

 

 

ры

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Z

6

8

4

8

8

6

8

8

6

4

Тип

К

К

БКТ

КТ

КТ

К

БКТ

КТ

К

К

nmin

150

160

170

180

190

200

155

165

220

200

nmax

6000

6100

5600

5700

5800

5900

6200

6300

5000

5200

w1

180

180

200

210

220

230

240

250

260

300

w2

40000

41000

38500

38000

31000

25000

27000

29000

22000

23000

R1, Ом

0,52

0,42

0,74

0,94

1,9

1,7

1,8

1,6

1,4

1,5

L1, Гн

3,5

3,6

4,2

4,4

4,6

6,3

6,5

6,8

7,2

7,5

C1, мкФ

0,17

0,19

0,21

0,23

0,25

0,27

0,29

0,31

0,33

0,35

C2 , пкФ

50

65

 

 

 

75

 

 

55

70

Rд, Ом

1,9

1,8

1,7

1,6

1,5

1,4

1,3

1,2

1,1

1,0

η

0,85

0,76

0,77

0,78

0,79

0,80

0,81

0,82

0.83

0,84

Угол замкнутого состояния контактов (угол открытого состояния силового транзистора) выбрать самостоятельно, в зависимости от числа цилиндров двигателя, в соответствии с рекомендациями учебников.

Задача №3

Подобрать передаточное число привода спидометра по приведенным в табл. 4 значениям внутреннего передаточного числа спидометра

icn передаточного числа главной передачи автомобиля iо, радиуса ка-

чения ведущих колёс rк. Определить абсолютную погрешность показания спидометра на скорости 90 км/ч при изменении радиуса качения колеса на величину rк, также приведенную в табл. 4. Погрешность определить как при увеличении радиуса качения, так и при уменьше-

нии его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходные данные для нечётных вариантов.

 

 

Таблица 4

Парамет-

 

 

Величины параметров для № вариантов

 

 

ры

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

icn

624

1000

624

624

1000

624

1000

624

624

1000

rк, м

0,292

0,313

0,352

0,463

0,51

0,29

0,34

0,53

0,49

0,32

iо

4,125

4,1

4,55

5,8

2,36

4,3

6,31

3,32

2,97

6,52

rк, мм

10

11

12

13

10

15

8

17

18

9