ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
7
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учеб. / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. – М., 1998.
2.Байе М.Р. Управление экономикой и стратегия бизнеса. – М., 1999.
3.Веселкина Т.С. Отраслевые и территориальные основы макроэкономических процессов в России: Учеб. пособие / Т.С. Веселкина, Л.М. Озорнова. – Новосибирск, 1993.
4.Вурос А. Экономика отраслевых рынков / А. Вурос, Н. Розанова. –
М., 2000.
5.Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. –
М., 1990.
6.Клейн Б. Вертикальная интеграция как право собственности на организацию // Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинте-
ра. – М., 2001.
7.Коуз Р. Фирма, рынок, право. – М., 1993.
8.Ледашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков / С.Б. Ледашева, Н.М. Розанова. – М., 1998.
9.Настенко А.Д. Прогнозирование отраслевого и регионального развития / А.Д. Настенко, Т.В. Васина. – М.: Гелиос АРВ, 2002.
10.Нечаев П.А. Актуальные проблемы отраслевого и межотраслевого менеджмента. – М., 1999.
11.Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М., 1995.
12.Хэй Д. Теория организации промышленности / Д. Хэй, Д. Мор-
рис. – СПб., 1999. – T.I.
13.Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-метод. пособие / Под ред. А.В. Сидоровича: МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2002.
8
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в курс «Экономика отраслевых рынков»
2 - 1
План
1.Методологические подходы к исследованию отраслевых рынков.
2.Содержание рыночных структур и отраслевых рынков, факторы, определяющие их развитие.
3.Поведение рыночных структур и его реализация.
Термины и понятия
Аспекты поведения фирмы: ценообразование, дифференциация, инвестиции и инновации. Гарвардская и чикагская методология исследования отраслевых рынков. Современная методология: строгая теория, исторический и статистический анализ.
Реферат: Предмет и методы исследования отраслевых рынков.
Тема 2. Фирма и рынки в современной экономике
2 - 1
План
1.Типология и теоретические концепции фирм.
2.Целевые устремления фирмы.
3.Содержание и структура рынков.
Термины и понятия
Технологическая, контрактная и стратегическая концепции фирмы. Критерии классификации фирм. Проблемы выбора цели и максимизации прибыли фирмы. Модель цели индивидуального собственника. Проблема «заказчик – исполнитель». Границы рынка и отрасли.
Реферат: Фирма в рыночной экономике.
9
Тема 3. Рынки с монопольной властью
2 - 1
План
1.Типы рыночных структур.
2.Источники и факторы поддержания монопольной власти на рынке.
3.Монополия: формы, последствия, эффективность, регулирование.
Термины и понятия
Источники монопольной власти: авторские права, дифференциация продукции, концентрация производства, вертикальная интеграция. Предложение в условиях монопольной власти. Чистые потери на монопольном рынке. Х-неэффективность. Естественная монополия.
Реферат: Монопольный рынок.
Тема 4. Отраслевые барьеры
2 - 1
План
1.Содержание, причины появления и последствия реализации отраслевых барьеров.
2.Типология барьеров.
3.Показатели силы барьеров в рыночной экономике.
Термины и понятия
Потери от барьеров. Объективные и субъективные факторы возникновения отраслевых барьеров. Стратегические и нестратегические барьеры. Административное регулирование рынка.
Реферат: Естественные монополии в России.
10
Тема 5. Концентрация производства в рыночной экономике
2 - 1
План
1.Теоретические аспекты концентрации производства.
2.Эффект масштаба.
3.Регулирование концентрации производства.
Термины и понятия
Показатели концентрации: индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент концентрации, коэффициент Джини. Детерминантный и стохастический подходы к определению степени концентрации производства. Экономия издержек от комбинированного выпуска. Ограничения роста эффекта масштаба.
Тема 6. Вертикальная интеграция отраслевого производства
2 - 1
План
1.Формы и направления вертикальной интеграции.
2.Взаимосвязь вертикальной интеграции с эффектом масштаба и концентрацией производства.
3.Контроль над розничными ценами.
Термины и понятия
Формы и стимулы вертикальной интеграции. Картельные соглашения. Изменение технологии под влиянием вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения.
Реферат: Доминирование фирмы на рынке.
11
Тема 7. Продуктовая дифференциация на отраслевых рынках
4 - 2
Занятие 1
2 - 1
План
1.Товарная структура рынков.
2.Типы и показатели продуктовой дифференциации.
3.Товарные брэнды.
Термины и понятия
Однородный и дифференцированный продукт. Характеристики продукта. Границы продуктовой дифференциации. Показатели продуктовой дифференциации: перекрестная эластичность спроса, индекс энтропии, уровень рекламных расходов. Реальная и фантомная дифференциация. Экономическая природа и этапы развития брэндов.
Рефераты: 1. Теоретические аспекты концентрации производства. 2. Российские проблемы диверсификации производства.
Занятие 2
2 - 1
План
1.Модели продуктовой дифференциации.
2.Эволюция продуктовой дифференциации.
Термины и понятия
Модели продуктовой дифференциации: «линейный город» Хотеллинга, «круговой стол» Салопа, «выбор направления дифференциации» Ланкастера, бостонская классификация рынков. Диверсификация производства.
Реферат: Франчайзинг как форма продвижения товарных брэндов на рынок.
12
Тема 8. Олигополистическое взаимодействие
2 - 1
План
1.Теория олигопольного рынка.
2.Стратегии поведения фирмы на олигопольном рынке.
3.Ограничение ценовой конкуренции.
Термины и понятия
Дуополия Курно. Дуополия Штакельберга. Дуополия Бертрана. Ценовые лидеры и последователи. Парадокс ограничения ценовой конкуренции.
Реферат: Теории олигополии.
Тема 9. Рынок доминирующей фирмы: теоретические аспекты и российские особенности
2 - 1
План
1.Природа и условия доминирования на рынке.
2.Сверхприбыль.
3.Социально-экономические последствия доминирования.
Термины и понятия
Преимущество в издержках производства. Показатели качества продукта. Согласованные действия. Модель Форхаймера «ценовое лидерство». Динамические модели ценообразования.
Реферат: Стратегия и тактика фирмы.
13
Тема 10. Олигопольное взаимодействие: стратегии кооперации фирм в отрасли
2 - 1
План
1.Кооперативные стратегии.
2.Картелизация отрасли.
3.Регулирование межфирменного взаимодействия.
Термины и понятия
Открытые и скрытые соглашения. Картель. Кооперативное взаимодействие. Модель картеля. Жизнеспособность и нестабильность картеля. Санкции против картелизации.
Реферат: Российские проблемы диверсификации производства.
Тема 11. Ценовая дискриминация в отрасли
2 - 1
План
1.Рыночная власть и ее реализация.
2.Ценовая дискриминация.
3.Последствия ценовой дискриминации.
Термины и понятия
Типология ценовой дискриминации по Пигу. Первая, вторая и третья степени ценовой дискриминации. Нелинейное, сезонное и трансфертное ценообразование. Межвременная дискриминация.
14
Тема 12. Информационная составляющая отраслевых рынков: структура и асимметрия
4 - 2
Занятие 1
2 - 1
План
1.Информационные потоки в отрасли.
2.Неполнота и асимметрия информации.
Термины и понятия
Информационный поток. Устаревание информации. Потеря части информации. Когнитивные ограничения. «Рынок лимонов». Риск безответственности. Негативный отбор.
Занятие 2
2 - 1
План
1.Роль информации в ценовой конкуренции.
2.Развитие информационного рынка в России.
Термины и понятия
Информированные и неинформированные покупатели. Вытеснение качественных товаров. Снижение эффективности конкуренции. Информация как общественное благо.
Реферат: Развитие информационного рынка в российской экономике.
Тема 13. Инновационная деятельность рыночных структур
2 - 1
План
1. Содержание инновационной деятельности фирмы.
15
2.Виды и этапы инновационного процесса.
3.Влияние инноваций на структуру рынка.
Термины и понятия
Открытие. Изобретение. Новация. Образец. Рыночный продукт. Патентная защита. Альтернативная защита. Квазирента инноватора. Склонность к инновациям.
Рефераты: 1. Инновационный бизнес.
2. Венчурные инвестиции в рыночной экономике.
Тема 14. Регулирование отраслевых рынков
2 - 1
План
1.Промышленная политика государства.
2.Антимонопольное регулирование.
3.Внешнеторговая политика.
4.Модифицирование регулирования отраслевых рынков в условиях глобализации экономики.
Термины и понятия
Неэффективность рыночных структур. Оптимизация поведения субъектов рынка и уровня конкуренции. Потолки цен. Введение налога. Ценообразование Рамсея. Американская, европейская и японская модели антимонопольной политики.
Рефераты: 1. Государственное регулирование промышленного производства в России.
2. Антимонопольная политика в России.
16
ЛИТЕРАТУРА К РЕФЕРАТАМ
1.Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. – М., 1994. – Вып. 5.
2.Джоскоу П. Специфичность активов и структура вертикальных отношений: эмпирические свидетельства // Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинтера. – М., 2001.
3.Милгром П. Экономика, организация и менеджмент / П. Мил-
гром, Дж. Роберте. – СПб., 1999. – Т. 1, гл. 2, 9; Т. 2, гл. 16.
4.Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинтера. –
М., 2001.
5.Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конку-
ренции. – М., 1986.
6.Самуэльсон П. Монополистическая конкуренция — революция в теории // Теория фирмы. – СПб., 1995.
7.Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. – СПб., 2000.
8.Третьяк В. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевой рынок // Российский экономический журнал. – 2001. – № 10.
9.Уильямсон О. Вертикальная интеграция производства: сооб-
ражения по поводу неудач рынка // Теория фирмы. –
СПб., 1995.
10.Хикс Дж.Р. Годовой обзор экономической теории: теория монополии // Теория фирмы. – СПб., 1995.
11.Шерер Ф.М. Структура отраслевых рынков / Ф.М. Шерер,
Д. Росс. – М., 1997.
12.Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1989.