Файл: Ю.А. Журавский Экономика отраслевых рынков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учеб. / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. – М., 1998.

2.Байе М.Р. Управление экономикой и стратегия бизнеса. – М., 1999.

3.Веселкина Т.С. Отраслевые и территориальные основы макроэкономических процессов в России: Учеб. пособие / Т.С. Веселкина, Л.М. Озорнова. – Новосибирск, 1993.

4.Вурос А. Экономика отраслевых рынков / А. Вурос, Н. Розанова. –

М., 2000.

5.Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. –

М., 1990.

6.Клейн Б. Вертикальная интеграция как право собственности на организацию // Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинте-

ра. – М., 2001.

7.Коуз Р. Фирма, рынок, право. – М., 1993.

8.Ледашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков / С.Б. Ледашева, Н.М. Розанова. – М., 1998.

9.Настенко А.Д. Прогнозирование отраслевого и регионального развития / А.Д. Настенко, Т.В. Васина. – М.: Гелиос АРВ, 2002.

10.Нечаев П.А. Актуальные проблемы отраслевого и межотраслевого менеджмента. – М., 1999.

11.Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М., 1995.

12.Хэй Д. Теория организации промышленности / Д. Хэй, Д. Мор-

рис. – СПб., 1999. – T.I.

13.Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-метод. пособие / Под ред. А.В. Сидоровича: МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2002.

8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в курс «Экономика отраслевых рынков»

2 - 1

План

1.Методологические подходы к исследованию отраслевых рынков.

2.Содержание рыночных структур и отраслевых рынков, факторы, определяющие их развитие.

3.Поведение рыночных структур и его реализация.

Термины и понятия

Аспекты поведения фирмы: ценообразование, дифференциация, инвестиции и инновации. Гарвардская и чикагская методология исследования отраслевых рынков. Современная методология: строгая теория, исторический и статистический анализ.

Реферат: Предмет и методы исследования отраслевых рынков.

Тема 2. Фирма и рынки в современной экономике

2 - 1

План

1.Типология и теоретические концепции фирм.

2.Целевые устремления фирмы.

3.Содержание и структура рынков.

Термины и понятия

Технологическая, контрактная и стратегическая концепции фирмы. Критерии классификации фирм. Проблемы выбора цели и максимизации прибыли фирмы. Модель цели индивидуального собственника. Проблема «заказчик – исполнитель». Границы рынка и отрасли.

Реферат: Фирма в рыночной экономике.


9

Тема 3. Рынки с монопольной властью

2 - 1

План

1.Типы рыночных структур.

2.Источники и факторы поддержания монопольной власти на рынке.

3.Монополия: формы, последствия, эффективность, регулирование.

Термины и понятия

Источники монопольной власти: авторские права, дифференциация продукции, концентрация производства, вертикальная интеграция. Предложение в условиях монопольной власти. Чистые потери на монопольном рынке. Х-неэффективность. Естественная монополия.

Реферат: Монопольный рынок.

Тема 4. Отраслевые барьеры

2 - 1

План

1.Содержание, причины появления и последствия реализации отраслевых барьеров.

2.Типология барьеров.

3.Показатели силы барьеров в рыночной экономике.

Термины и понятия

Потери от барьеров. Объективные и субъективные факторы возникновения отраслевых барьеров. Стратегические и нестратегические барьеры. Административное регулирование рынка.

Реферат: Естественные монополии в России.


10

Тема 5. Концентрация производства в рыночной экономике

2 - 1

План

1.Теоретические аспекты концентрации производства.

2.Эффект масштаба.

3.Регулирование концентрации производства.

Термины и понятия

Показатели концентрации: индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент концентрации, коэффициент Джини. Детерминантный и стохастический подходы к определению степени концентрации производства. Экономия издержек от комбинированного выпуска. Ограничения роста эффекта масштаба.

Тема 6. Вертикальная интеграция отраслевого производства

2 - 1

План

1.Формы и направления вертикальной интеграции.

2.Взаимосвязь вертикальной интеграции с эффектом масштаба и концентрацией производства.

3.Контроль над розничными ценами.

Термины и понятия

Формы и стимулы вертикальной интеграции. Картельные соглашения. Изменение технологии под влиянием вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения.

Реферат: Доминирование фирмы на рынке.

11

Тема 7. Продуктовая дифференциация на отраслевых рынках

4 - 2

Занятие 1

2 - 1

План

1.Товарная структура рынков.

2.Типы и показатели продуктовой дифференциации.

3.Товарные брэнды.

Термины и понятия

Однородный и дифференцированный продукт. Характеристики продукта. Границы продуктовой дифференциации. Показатели продуктовой дифференциации: перекрестная эластичность спроса, индекс энтропии, уровень рекламных расходов. Реальная и фантомная дифференциация. Экономическая природа и этапы развития брэндов.

Рефераты: 1. Теоретические аспекты концентрации производства. 2. Российские проблемы диверсификации производства.

Занятие 2

2 - 1

План

1.Модели продуктовой дифференциации.

2.Эволюция продуктовой дифференциации.

Термины и понятия

Модели продуктовой дифференциации: «линейный город» Хотеллинга, «круговой стол» Салопа, «выбор направления дифференциации» Ланкастера, бостонская классификация рынков. Диверсификация производства.

Реферат: Франчайзинг как форма продвижения товарных брэндов на рынок.


12

Тема 8. Олигополистическое взаимодействие

2 - 1

План

1.Теория олигопольного рынка.

2.Стратегии поведения фирмы на олигопольном рынке.

3.Ограничение ценовой конкуренции.

Термины и понятия

Дуополия Курно. Дуополия Штакельберга. Дуополия Бертрана. Ценовые лидеры и последователи. Парадокс ограничения ценовой конкуренции.

Реферат: Теории олигополии.

Тема 9. Рынок доминирующей фирмы: теоретические аспекты и российские особенности

2 - 1

План

1.Природа и условия доминирования на рынке.

2.Сверхприбыль.

3.Социально-экономические последствия доминирования.

Термины и понятия

Преимущество в издержках производства. Показатели качества продукта. Согласованные действия. Модель Форхаймера «ценовое лидерство». Динамические модели ценообразования.

Реферат: Стратегия и тактика фирмы.

13

Тема 10. Олигопольное взаимодействие: стратегии кооперации фирм в отрасли

2 - 1

План

1.Кооперативные стратегии.

2.Картелизация отрасли.

3.Регулирование межфирменного взаимодействия.

Термины и понятия

Открытые и скрытые соглашения. Картель. Кооперативное взаимодействие. Модель картеля. Жизнеспособность и нестабильность картеля. Санкции против картелизации.

Реферат: Российские проблемы диверсификации производства.

Тема 11. Ценовая дискриминация в отрасли

2 - 1

План

1.Рыночная власть и ее реализация.

2.Ценовая дискриминация.

3.Последствия ценовой дискриминации.

Термины и понятия

Типология ценовой дискриминации по Пигу. Первая, вторая и третья степени ценовой дискриминации. Нелинейное, сезонное и трансфертное ценообразование. Межвременная дискриминация.

14

Тема 12. Информационная составляющая отраслевых рынков: структура и асимметрия

4 - 2

Занятие 1

2 - 1

План

1.Информационные потоки в отрасли.

2.Неполнота и асимметрия информации.

Термины и понятия

Информационный поток. Устаревание информации. Потеря части информации. Когнитивные ограничения. «Рынок лимонов». Риск безответственности. Негативный отбор.

Занятие 2

2 - 1

План

1.Роль информации в ценовой конкуренции.

2.Развитие информационного рынка в России.

Термины и понятия

Информированные и неинформированные покупатели. Вытеснение качественных товаров. Снижение эффективности конкуренции. Информация как общественное благо.

Реферат: Развитие информационного рынка в российской экономике.

Тема 13. Инновационная деятельность рыночных структур

2 - 1

План

1. Содержание инновационной деятельности фирмы.


15

2.Виды и этапы инновационного процесса.

3.Влияние инноваций на структуру рынка.

Термины и понятия

Открытие. Изобретение. Новация. Образец. Рыночный продукт. Патентная защита. Альтернативная защита. Квазирента инноватора. Склонность к инновациям.

Рефераты: 1. Инновационный бизнес.

2. Венчурные инвестиции в рыночной экономике.

Тема 14. Регулирование отраслевых рынков

2 - 1

План

1.Промышленная политика государства.

2.Антимонопольное регулирование.

3.Внешнеторговая политика.

4.Модифицирование регулирования отраслевых рынков в условиях глобализации экономики.

Термины и понятия

Неэффективность рыночных структур. Оптимизация поведения субъектов рынка и уровня конкуренции. Потолки цен. Введение налога. Ценообразование Рамсея. Американская, европейская и японская модели антимонопольной политики.

Рефераты: 1. Государственное регулирование промышленного производства в России.

2. Антимонопольная политика в России.

16

ЛИТЕРАТУРА К РЕФЕРАТАМ

1.Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. – М., 1994. – Вып. 5.

2.Джоскоу П. Специфичность активов и структура вертикальных отношений: эмпирические свидетельства // Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинтера. – М., 2001.

3.Милгром П. Экономика, организация и менеджмент / П. Мил-

гром, Дж. Роберте. – СПб., 1999. – Т. 1, гл. 2, 9; Т. 2, гл. 16.

4.Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинтера. –

М., 2001.

5.Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конку-

ренции. – М., 1986.

6.Самуэльсон П. Монополистическая конкуренция — революция в теории // Теория фирмы. – СПб., 1995.

7.Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. – СПб., 2000.

8.Третьяк В. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевой рынок // Российский экономический журнал. – 2001. – № 10.

9.Уильямсон О. Вертикальная интеграция производства: сооб-

ражения по поводу неудач рынка // Теория фирмы. –

СПб., 1995.

10.Хикс Дж.Р. Годовой обзор экономической теории: теория монополии // Теория фирмы. – СПб., 1995.

11.Шерер Ф.М. Структура отраслевых рынков / Ф.М. Шерер,

Д. Росс. – М., 1997.

12.Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1989.