Файл: Б.В. Соколов Релейная защита и автоматика систем электроснабжения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
10
сти электрооборудования потребителей. Поэтому они получили широкое распространение на практике. Следует обратить внимание на вопросы согласования действия релейной защиты при наличии АПВ и принципы построения устройств АПВ.
Устройства автоматической частотной разгрузки (АЧР) являются важным элементом комплекса автоматических устройств для предупреждения (предотвращения) системных аварий. Следует уяснить назначение, принцип действия АЧР, выбор их уставок и согласование действия АПВ после действия АЧР.
Контрольные вопросы
1.Требования, предъявляемые к АВР.
2.Требования, предъявляемые к АПВ.
3.Структурная схема и назначение элементов АПВ.
4.Целесообразность применения АПВ и АВР.
5.Целесообразность применения ускорения релейной защиты до и после АПВ.
6.Применение АПВ при работе АЧР.
РАЗДЕЛ 2. Защита и автоматика элементов подстанций и потребителей электроэнергии
ТЕМА 6. Защита трансформаторов и автотрансформаторов
Виды повреждений и ненормальных режимов силовых трансформаторов. Требования ПУЭ. КЗ на вводах и выводах. Принципы выполнения РЗ понижающих трансформаторов. Токовая отсечка и дифференциальная токовая защита. Принцип действия, особенности выполнения, расчет уставок.
Газовая защита. Конструкция, особенности выполнения. Максимальная токовая защита. Особенности построения, расчет.
МТЗ с пуском по напряжению.
Защита трансформаторов от перегрузки. Особенности построения, расчет уставок.
Дифференциальная токовая защита трансформаторов на основе реле РНТ-565 и ДЗТ-11. Особенности построения, и расчет уставок.
[1, с. 372-394], [2, с. 544-583].
11
ТЕМА 7. Защита и автоматика трансформаторов без выключателей на стороне ВН
Особенности построения защиты. Схема действия защиты на короткозамыкатель и отделитель. [1, с. 418-427], [2, с. 535-537].
Методические указания
При изучении этой темы следует рассмотреть различные виды повреждений трансформаторов и их ненормальные режимы. При этом следует уяснить распределение токов КЗ между различными фазами на сторонах ВН и НН. Это важно для определения (выбора) схем построения защит и их чувствительностей.
При построении дифференциальной защиты трансформатора следует учитывать сдвиг фаз токов на НН и ВН в зависимости от схем соединения соответствующих обмоток, а также изменение величин сопротивлений и токов при регулировании напряжения и конструктивной разности измерительных трансформаторов тока, применяемых на сторонах ВН и НН.
Следует обратить внимание на способы уменьшения величины тока небаланса, подбора трансформаторов тока, схем их соединения и их вторичных цепей.
Важно рассмотреть роль насыщающегося промежуточного трансформатора тока и работу его в переходном режиме.
Особого внимания требуют вопросы расчета дифференциальной защиты на основе реле РНТ и ДЗТ, а также особенностей включения уравнительных и тормозной обмоток при построении схем защит.
Целесообразно уяснить особенности построения защит и обеспечение селективности их действия для трансформаторов подстанций при отсутствии выключателей на стороне ВН, а также особенности построения защит блока «линия – трансформатор».
Контрольные вопросы
1.Виды повреждений и ненормальные режимы трансформаторов.
2.Основные типы защит, устанавливаемых на трансформаторах, и виды повреждений (КЗ), на которые они реагируют.
3.Определение расчетной величины тока небаланса для диффе-
12
ренциальной защиты.
4.Схема включения трансформаторов тока в ДЗ в зависимости от схемы включения обмоток силового трансформатора.
5.Как обеспечивается несрабатывание ДЗ при бросках тока намагничивания?
6.Целесообразность применения МТЗ с пуском по напряжению для защиты трансформаторов.
7.Назначение токовой защиты нулевой последовательности и особенности ее построения.
8.Принцип работы и построения газовой защиты.
9.Особенности расчета дифзащиты трансформатора с РПН.
10.Особенности построения и работы защиты трансформаторов без выключателей на стороне ВН.
11.За счет чего достигается увеличение чувствительности ДЗ по сравнению дифференциальной отсечкой при построении ее на основе реле РНТ-565 или ДЗТ-11?
12.Особенности построения защиты блока «линия-трансформатор».
ТЕМА 8. Защита высоковольтных электродвигателей
Требования ПУЭ, основные виды защит. Защита от КЗ на вводах и в обмотке статора. Защита от однофазных замыканий обмотки статора на землю. Расчет уставок. Защита от перегрузки и потери питания. Расчет токов самозапуска и остаточного напряжения на зажимах. [1, с. 431436], [2, с. 699-708].
Методические указания
При изучении этой темы следует рассмотреть виды повреждений электродвигателей, их режимы работы и пуска. При этом следует уяснить их поведение при понижении напряжения в питающей сети и при его восстановлении. Необходимо усвоить принципы выполнения защит, расчет (выбор) уставок и особенности построения принципиальных схем.
Особое внимание следует уделить вопросам пуска и самозапуска электродвигателей, поскольку эти режимы играют важнейшую роль при выборе и построении защиты минимального напряжения, выборе уставок токовых отсечек и максимальных токовых защит.
13
Возможность технологической перегрузки двигателей, способной вызывать их повреждение, следует учитывать при построении токовой защиты от перегрузки и действия ее на сигнал, на отключение либо на разгрузку механизма.
Необходимо также рассмотреть основные способы и схемы автоматического повторного пуска электродвигателей.
Контрольные вопросы
1.Ненормальные режимы работы двигателей.
2.Виды защит электродвигателей.
3.Учет пускового тока двигателя при выборе тока срабатывания защиты от многофазных КЗ.
4.Защита двигателя от замыкания одной фазы на землю.
5.Способы построения токовой отсечки двигателя.
6.Принцип работы защиты от потери питания ЭД.
7.Особенности защиты синхронного двигателя от асинхронного режима.
ТЕМА 9. Защита сборных шин
Виды защит и требования к ним. Дифференциальная защита шин, отстройка от токов небаланса. Токовая отсечка и дистанционная защита шин. Дифференциально-фазная защита. [1, с. 479-483], [2, с. 734-740].
Методические указания
К наиболее характерным причинам, вызывающим КЗ на шинах подстанции, относят: перекрытие шинных изоляторов и вводов выключателей, повреждение измерительных трансформаторов напряжения и тока, поломка изоляторов разъединителей и воздушных выключателей, ошибки обслуживающего персонала при переключениях в распределительных устройствах.
Необходимо уяснить, что КЗ на шинах могут привести к тяжелым последствиям для системы в целом. Специальная защита шин требуется в тех случаях, когда защита присоединенных к ним питающих элементов не обеспечивает необходимой селективности и быстроты отключения.
Следует ознакомиться с токовыми, дистанционными и дифферен-
14
циальными защитами шин. Особенно широкое распространение на практике получили дифференциальные токовые защиты, обеспечивающие быстрые и селективные отключения КЗ при различных схемах первичных электрических соединений.
Контрольные вопросы
1.Причины и виды КЗ на шинах.
2.Принцип работы дифференциальной защиты шин.
3.Принцип работы дистанционной защиты шин.
4.Контроль за исправностью токовых цепей в дифференциальной защите шин.
5.Выбор тока срабатывания дифференциальной защиты шин.
15
Составитель СОКОЛОВ БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ
РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА И АВТОМАТИКА СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 100400 «Электроснабжение»
Редактор О.А. Вейс
Подписано в печать 23.05.03. Формат 60×84/16.
Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,20. Тираж 100 экз. Заказ ГУ КузГТУ.
650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28. Типография ГУ КузГТУ.
650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.