Файл: В.И. Масорский Токопроводы электрических станций и подстанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра электроснабжения горных и промышленных предприятий
ТОКОПРОВОДЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ПОДСТАНЦИЙ
Методические указания к лабораторной работе для студентов направления 551700 “Электроэнергетика”
Составитель В.И.Масорский
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 4.11.99
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 551700 Протокол № 2 от 5.11.99
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2000
1
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Знакомство с назначением, классификацией и конструкциями токопроводов электрической части электростанций и подстанций.
В результате студент должен уметь эскизировать как сам токопровод, так и отдельные его компоненты и пояснить особенности их работы. В отчет помещаются материалы, необходимые для ответов на контрольные вопросы.
1. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Токопроводы предназначены для передачи и распределения электроэнергии, как правило, в пределах одной электроустановки и состоят из шин, изоляторов, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций, а также могут иметь защитные кожухи (оболочки или экраны) и другие элементы. Классифицируют токопроводы по конструктивному исполнению, области применения и способу изготовления.
По конструктивному исполнению различают токопроводы с гибкими и жесткими шинами (рис. 1) . К гибким относят токопроводы 6–35 кВ связи генераторов и силовых трансформаторов, гибкие линейные связи 35 кВ и выше, гибкую ошиновку распределительных устройств (РУ) 35 кВ и выше, а также подвесные токопроводы 6–35 кВ для электроснабжения промышленных предприятий. Токопроводы с жесткими шинами могут быть открытыми и закрытыми кожухами или экранами. Открытыми выполняют шинные линии 6–35 кВ (в том числе ошиновку РУ и токопроводы связи генераторов и силовых трансформаторов), жесткую ошиновку РУ 110 кВ и выше, а также подвесные жесткие токопроводы 6–10 кВ промышленных предприятий. К закрытым относят комплектные токопроводы до 1 кВ, получившие название шинопроводов, закрытую ошиновку и шинные мосты комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, токопроводы 6–10 кВ с твердой изоляцией, а также экранированные токопроводы 6–35 и 110 кВ и выше соответственно с воздушной и элегазовой изоляцией.
Область применения различных токопроводов на ТЭЦ средней мощности, крупных блочных электростанциях (КЭС, АЭС, а также
2
ГЭС, ГАЭС и ТЭЦ) и мощных подстанциях рассмотрим на примерах схем электрических соединений, показанных на рис.2, а–в, где цифры соответствуют номерам токопроводов, приведенных на рис. 1.
На ТЭЦ (рис. 2, а) в пределах машинного зала от выводов генератора до фасадной стены (участок АБ) используют жесткие шинные линии 4, а в цепях генераторов мощностью 60 МВт и выше – экранированные токопроводы 9. На участке БВ между машинным залом и закрытым распределительным устройством ЗРУ генераторного напряжения устанавливают гибкие токопроводы связи 1, жесткие открытые шинные линии (жесткие токопроводы связи) 4 или экранированные токопроводы 9. Электрические соединения (ВГ, ГЖ), в том числе сборные шины ДЕ в ЗРУ 6–10 кВ, выполняют жесткой ошиновкой (шинными линиями) 4. От реактора до выключателей отходящих кабельных линий (участок ПР) устанавливают открытые шинные линии (мосты) 4 или закрытые 7 шинные мосты КРУ. Сборные шины КРУ (участок УФ) также обычно выполняют ошиновкой 7, защищенной (закрытой) металлическими стенками отсеков шкафов КРУ.
Между ЗРУ и трансформатором связи Т1 на участке ЖЗ используют гибкие 1 или жесткие 4 токопроводы связи. В распределительном устройстве высшего напряжения (обычно РУ ВН 35 кВ и выше) все электрические соединения (ИК, ЛМ, НО и др.), включая сборные шины ЛН, выполняют гибкими 3 или жесткими 5.
Между ЗРУ и трансформатором собственных нужд Т2 при небольшой длине участка СТ применяют жесткие шинные линии 4, а при удаленной установке трансформатора Т2 от ЗРУ – гибкие токопроводы 1. В РУ 6 кВ собственных нужд ТЭЦ, собранном из ячеек КРУ, сборные шины ХЦ выполняют в виде закрытых линий 7, а ответвления от них – закрытыми 7 или открытыми 4 шинными мостами.
На КЭС и АЭС (рис. 2, б), а также мощных ТЭЦ и ГЭС участок АВ в блоке генератор – трансформатор Т1 и отпайку БГ к трансформатору собственных нужд Т2 выполняют экранированным токопроводом 9. На ГЭС средней мощности на участке АВ иногда применяют токопроводы с твердой изоляцией 8. Так как трансформаторы Т1 на КЭС, АЭС и крупных ГЭС обычно расположены на значительном удалении от РУ ВН (110 кВ и выше), на участке ДЕ используют гибкие линейные связи 2. Электрические соединения в РУ ВН выполня-
3
Рис.1. Классификация токопроводов
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Токо- |
|
Гибкие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прово- |
|
линей- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ды свя- |
|
ные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зи 6-35 |
|
связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кВт |
|
35 кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и выше |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
Рис.2. К определению области применения различных типов токопроводов. Элементы электрических схем: а - ТЭЦ, б - КЭС, в - подстанции
6
ют гибкой 3 или жесткой 5 ошиновкой. На ГЭС и ГАЭС распределительные устройства ВН могут быть элегазовыми. В этом случае применяют закрытые элегазовые токопроводы 10.
На участке ИК в цепи низшего напряжения трансформатора собственных нужд Т2 обычно устанавливают экранированные токопроводы 9. Электрические соединения РУ собственных нужд 6 кВ выполняют так же, как на ТЭЦ. Открытую жесткую ошиновку используют в РУ 0,4 кВ. От сборных шин отходят кабельные линии. Вместе с тем в сети низкого напряжения 0,4 кВ для питания мощных ответственных потребителей (участок ПР) иногда применяют закрытые шинопроводы 6.
На подстанциях (рис.2, в) электрические соединения РУ высшего и средних напряжений (в том числе сборные шины АБ и ВГ) обычно выполняют открытой гибкой 3 или жесткой 5 ошиновкой. В крупных городах иногда сооружают элегазовые РК, используя закрытые элегазовые токопроводы 10. Так как автотрансформаторы (или трансформаторы) при этом могут быть удалены от одного из распределительных устройств, то для соединения, например на участке ДЕ, применяют гибкие линейные связи 2.
От автотрансформатора (трансформатора) до ЗРУ низшего напряжения (участок ЖЗ) используют гибкие 1 или жесткие 4 токопроводы связи, и далее до токоограничивающего реактора (участок ЗИ) устанавливают только жесткие токопроводы (шинные линии) 4. За реактором на участке КЛ применяют закрытые 7 шинные вводы КРУ. Электрические соединения в ЗРУ выполняют закрытой 7 (реже – открытой 4) ошиновкой и шинными мостами КРУ.
По способу изготовления все токопроводы делятся на сборные и комплектные. Сборные токопроводы монтируют на месте установки из отдельных деталей. Комплектные токопроводы, собираемые из секций или блоков, изготовленных на заводе, могут поставляться вместе с измерительными трансформаторами тока и напряжения (например, экранированные токопроводы), разъединителями (блочная ошиновка ОРУ) и другим оборудованием. Кроме того, как элементы комплектных подстанций выпускаются элегазовые токопроводы, которые поставляются с коммутационными и другими аппаратами.
Основными требованиями, предъявляемыми к токопроводам, являются надежность, экономичность, удобство монтажа и эксплуатации, соответствие требованиям техники безопасности и промышленной эстетики.
7
Надежность токопроводов обеспечивается нормированным запасом прочности их отдельных элементов с учетом условий окружающей среды, монтажа и эксплуатации. Токопроводы должны: соответствовать номинальному напряжению электроустановки и наибольшему рабочему току; быть термически стойкими, т. е. оставаться работоспособными при нагреве шин большими токами короткого замыкания (КЗ); электродинамически стойкими, т. е. обладать прочностью при механических воздействиях, обусловленных токами КЗ. Кроме того, в рабочих и аварийных режимах должны сохраняться требуемые расстояния между шинами фаз, а также между ними и заземленным оборудованием. Токопроводы должны выдерживать ожидаемые ветровые и гололедные нагрузки (при наружной установке).
Степень надежности токопроводов должна соответствовать условиям их применения. Повышение надежности, как правило, связано с удорожанием токопроводов. Вместе с тем ее снижение повышает вероятность перерыва питания потребителей, приводит к возрастанию опасности аварий других, значительно более дорогостоящих элементов электроустановок. Так, требования высокой надежности к мощным генераторным токопроводам, по существу исключающим междуфазные К3, вызвали переход от дешевых открытых к дорогостоящим закрытым токопроводам с отдельными защищенными кожухами шинами каждой фазы (так называемым пофазноэкранированным токопроводам).
Критерием экономичности токопроводов служат затраты, определяемые капитальными вложениями на их сооружение, издержками, т. е. расходами на текущий и капитальный ремонт, заработную плату обслуживающего персонала, стоимость потерь энергии и др., а также ущербом от возможного перерыва питания из-за отказа токопровода. При сравнении токопроводов различных конструкций в ряде случаев приходится учитывать затраты на другие части электроустановки, так как они зависят от конструкции передающих устройств. Так, переход от гибкой ошиновки к жесткой в ОРУ 110 кВ и выше приводит к уменьшению площади распределительного устройства, а следовательно, сокращению длины дорог, силовых и контрольных кабелей, снижению объема земляных работ, расходов на заземляющие устройства, молниезащиту и др.
Существенно влияет на оценку экономичности токопроводов расход цветных металлов, из которых выполняют шины и экраны токоведущих частей. Поэтому шины токопроводов, предназначенных
8
только для передачи энергии (токопроводов связи, генераторных, гибких линейных связей и др.), выбирают прежде всего из экономических показателей. Так, сечение шины считается оптимальным (экономичным), если затраты на ее изготовление и потери в ней энергии в нормальном рабочем режиме, отнесенные к одному году, будут минимальны.
Удобство монтажа и эксплуатации токопроводов обеспечивается простотой их конструкции, технологичностью изготовления, доступностью для осмотра и замены отдельных элементов и другими факторами. Так, в закрытых комплектных токопроводах предусматриваются окна (со специальными заглушками), через которые можно проводить осмотры температурных компенсаторов, контактных соединений, заменять изоляторы, подключать в ряде случаев ответвления.
Безопасность обслуживания токопроводов обеспечивается: надежностью их работы; выбором соответствующих расстояний от токоведущих частей до поверхности земли, заземленных конструкций, частей здания и ограждений; использованием защищенных шин (огражденных от прикосновения и попадания посторонних предметов сетками, коробами из перфорированных листов и др.), экранированных проводников и заземлением экранов. В зависимости от защитных свойств экранов закрытые токопроводы выполняют пыленепроницаемыми и брызгозащищенными.
2.ШИНЫ
Вкачестве проводников в токопроводах используют гибкие и жесткие шины.
Гибкие шины. Преимущественно гибкие шины получили распространение в токопроводах наружной установки 35 кВ и выше и некоторых токопроводах 6–20 кВ. В качестве гибких шин, как правило, используют многопроволочные витые алюминиевые и сталеалю-
миниевые, а также полые алюминиевые провода.
Алюминиевые провода выпускаются сечением от 16 до 800 мм2
исвиваются из 7–61 круглых проволок диаметром 2–3 мм. Скрутку средних повивов выполняют в противоположных направлениях, причем наружный повив имеет правое направление (рис. 3, а).
9
Рис.3. Витой провод (а) и поперечный разрез полого провода (б)
Всталеалюминиевых проводах внутренние повивы 1 – сердеч-
ник из стальной проволоки, а верхние 2 – из алюминиевой. Стальной сердечник увеличивает механическую прочность провода, а алюминиевая часть является токопроводящей. Хотя сечения стальных проволок в среднем в пять раз меньше, чем алюминиевых, стальной сер-
дечник воспринимает около 40% всей механической нагрузки. Такие провода имеют сечение алюминиевой части от 10 до 1000 мм2.
Полые а л ю м и н и ев ы е провода состоят из проволок фасонного сечения, образующих один повив и соединенных друг с другом в
замок без поддерживающего каркаса (рис. 3,б). Сечение полых алюминиевых проводов 500 и 640 мм2 при наружном диаметре соответственно 494 и 655 мм.
Вобозначении проводов буквы указывают их материал и конструктивные особенности: А – алюминиевые, АС – сталеалюминиевые, ПА – полые алюминиевые.
Взависимости от номинальных тока и напряжения в одной фазе токопровода может быть от 1 до 8 проводов. В токопроводах напряжением до 330 кВ использование шин из нескольких проводов обусловлено большими рабочими токами. Так как в установках напряжением 330 кВ и выше на проводах малых и средних сечений возникает нежелательный коронный разряд, для снижения направленности электрического поля и устранения условий его возникновения приходится применять провода большого диаметра (например полые), а также расщеплять шины, т. е. устанавливать в одной фазе несколько проводов на некотором расстоянии друг от друга.
При числе проводов в фазе три и более их обычно располагают по вершинам правильного равностороннего многоугольника, что обеспечивается дистанционными распорками, а также поддерживающими зажимами, укрепляемыми на изоляторах.