ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II часть - состоит из двух контрастных эпизодов с дополнением: 1 эпизод - 7 тактов, 2 эпизод – 7 тактов, дополнение – 3 такта. Присутствует структурное суммирование. Схема ( а+b+b1 ).

В разделе « а » II части сильны песенные мотивы, характер более оживленный ( по сравнению с I частью). Происходит лиризация образного материала.

В разделе « b » намечается эмоциональный « накал », нарастает экспрессия. За счет использования большого количества средств музыкальной выразительности, усиливается неустойчивость, неуспокоенность.

III часть – Схема ( a+a1+b+b1+c ). Раздел «с» написан в ритмическом укрупнении. Его можно рассматривать как вторгшееся мелодико-контрастирующее построение, которое завершает всю III часть и произведение вцелом.

Общая структура частей произведения :

А ( I часть )+ В ( II часть ) + С ( III часть )

Вцелом , можно сказать , что трехчастная безрепризная форма создает ощущение завершенности, драматической уравновешенности всех частей произведения, а кульминация является логическим завершением развертывания музыкального материала.

Тональный план :

Жанровые истоки :

Можно сказать, что в своем произведении Мурадели обращался не к одному, а сразу к нескольким жанровым источникам. Из этого следует, что партитура приобрела более глубокие образные связи, а также интересные стилистические соотношения.

I часть:

Строгая возвышенная хоральнось соседствует с песенностью II части, а также с яркой, героической III частью, в которой черты гимничности соседствуют с маршеобразной ясностью.

II часть:

Нарастание мелодического материала посредством постепенного включения хоровых парий. (А+Т) , (А+Т+В) и, наконец (С+А+Т+В).

Подготовка частной кульминации II части и, с ее помощью, подход к главной кульминационной вершине всего произведения (55 – 62 такты).

37 – 43 такты – кульминация второго раздела. Активное взаимодействие мелодических и гармонических линий развития. «Вершина» тонального плана произведения. Обогащение музыкального материала яркими мелодическими ходами, выразительными интервальными скачками.


43 такт – возрастает экспрессия; за счет использования хроматики в диатонических построениях увеличивается колористическая сторона гармонирующих созвучий.

III часть:

Структурные составляющие:

  1. Маршеобразные компоненты ( равносочетающиеся пунктирный и триольный ритмы, остинатные ритмические конструкции)

  2. Гимнические компоненты ( divisi во всех партиях , хоровые tutti, диалогический способ изложения)


Глава 3.Вокально-хоровой анализ

Произведение В.И.Мурадели написано для смешанного четырехголосного хора a cappella, с divisi в каждой партии.

Выбор композитором данного состава для воплощения художественных образов, обеспечил наибольшую выразительность в прочтении стихотворения А.Одоевского.

Разнообразие тембровых красок, использование голосов в различных тесситурах, охват большого диапазона всего хора - всё это помогло Мурадели воплотить главную идею – идею всеобщего единения, просвещения и освобождения народов.

Изложение хоровых партий:

Сопрано: Тенора:

Альты: Басы:

Общий диапазон:

В общем, Мурадели использует удобные тесситурные условия для всех партий и для создания естественного ансамбля в хоре. Соотношение хоровых партий относительно одинаковое. Благодаря аккордово-гармонической фактуре создается динамическое равновесие. Все же , следует указать на некоторые существенные моменты.

Например : 42 – 43 такты – cresc в восходящем движении значительно усложняет исполнение, следует применить метод искусственного ансамбля.

Яркие патетические образы III части следует исполнять плотным и крепким звуком. Можно сказать, что допустимо применение «драматических» тембровых красок хорового звучания.

Напротив, в построениях более певучих, сосредоточенных, хотелось бы слышать более утонченные хоровые краски.

Хоровой ансамбль:

Фактурный ансамбль;

Предусматривает относительное равновесие голосов в гармоническом контексте. Наличие плотной гомофонно-гармонической фактуры в данном произведении способствует ясному интонированию, т.е. тесное расположение более удобно для достижения хорошего ансамбля, нежели широкое.

Динамический ансамбль:

В I части предполагается абсолютная, идеальная темброво – динамическая слитность в звучании хоровых партий. Однако, следует

вычленить мелодико – тематический материал, на протяжении всей I части проходящий в партии Сопрано. Также следует обратить внимание на динамические нюансы.


1 – 6 такты pp – следует добиваться ровного, наполненного звучания голосов; нужно следить за кантиленностью звучания.

7 – 11 такты рр- cresc - f- dim -mp- dim –pp. Необходимо постепенное, без толчков, выполнение всех подвижных нюансов; для этого следует воздействовать на силу звука посредством опертого однотипного певческого дыхания.

Во II части требуется еще более гибкое исполнение динамических нюансов. Волнообразная динамика II части отражает ее неустойчивый и переменчивый характер. Нужно очень четко следить за исполнением всех динамических указаний, особенно в 40 – 43 тактах, так как они являются частной кульминацией. Здесь следует помнить об опертости вокального дыхания, аккуратно готовить предстоящую динамическую кульминацию и сразу же «войти» в р sub, не потеряв темпа и характера звучания.

32 такт – необходимо вывести на первый план реплику Тенора 1 – она подчеркивает взволнованную патетичность всеобщего настроения.

III часть начинается с авторского указания ff. Далее никаких пометок относительно динамических нюансов нет. Из этого следует, что всю III часть нужно исполнять в указанной динамике. Однако, на практике малое количество исполнительских составов сможет выполнить данное указание. Хормейстеру следует самостоятельно, с учетом вокальных возможностей своего хорового коллектива, составить динамический план III части.

46т – 50 ff , 51 – 54 mf, 55 – 58 f, 58 – 67 ff.

Ритмический ансамбль:

В данном произведении следует обратить внимание на несколько различных задач, стоящих перед коллективом.

I часть - темп Adagio может спровоцировать исполнителей на понижение интонации. Так как ритмический ансамбль неразрывно связан с хоровым строем, следует особо внимательно следить за интонационными линиями. Чтобы не допустить изъянов в интонировании, необходимо постоянно ощущать ритмическую пульсацию на длинных нотах.

Еще один важный момент – одновременное синхронное вступление на слог «стру» (..струн вещих пламенные звуки…).

Для наиболее точного, быстрого проговаривания согл. И для получения плотного, насыщенного звука на pp ,следует выбрать смешанную атаку звука. Она активизирует опору дыхания и усиливает внимание исполнителей.


Хоровой строй:

Вцелом, характер гармонических соединений, мелодическое положение аккордовых пластов и тесситурные условия благоприятны для поддержания хорового строя.

Однако, следует рассмотреть варианты исключений

I часть – мелодическое зерно. Вследствие повторяющегося интонационного материала могут возникнуть проблемы, касающиеся хорового строя. Они не появятся, если исполнители будут ощущать непрерывную ритмическую пульсацию ( о чем уже говорилось выше), а также будут искусственно «завышать» интонацию.

Мелодические скачки в партии Сопрано также могут вызвать у исполнителей затруднения. Чтобы этого избежать, необходимо картовые скачки активно пропевать с заметным стремлением к верхней ноте, но желательно не делать на ней акцента, либо удара. А последующие нижние ноты (фа - диез) исполнять остро, с тяготением вводного тона в G dur.

12 – 16 такты – реплики мужского хора должны исполняться собранно, но не слишком глубоко, иначе это приводит к понижению интонации и потере хорового строя. Скачок м.6 следует петь аккуратным звуком, не прибавляя динамику. Нужно сохранять высокую певческую позицию и эмоциональный тонус.

На постепенном нисходящем движении необходимо сохранять внутреннюю собранность и ясно артикулировать – все это поможет сохранить строй.

II часть: следует обратить внимание на самое начало. Вокальное развертывание каждой новой фразы начинается с унисона, поэтому необходимо верное предслышание и активный слуховой контроль.

II часть 36 – 43 такты. Яркие хроматические ходы требуют развитого интонационного чувства. Восходящее движение в g moll нужно активно пропевать, не забывать про хорошую опору на дыхании.

III часть: общехоровой унисон. Стремительное движение по звукам тонического трезвучия в триольном ритме. Изначально нужно проработать несколько тактов в медленном движении в удобной тесситуре, чтобы данный мотив интонационно закрепился и хорошо впелся.

Вокальные штрихи:

Богатство штриховой палитры позволяет выявить тончайшие грани художественных образов, выраженных в данном сочинении.

Legato – (связно) - является здесь господствующим способом звуковедения. Оно обеспечивает образование единой звуковой линии. При этом требуется максимально долгое пропевание гласных звуков. Это требуется для того, чтобы не нарушить связность и плавность развертывания музыкального материала.