Файл: quot_Istoria_zapadnoevropeyskogo_teatra_quot.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Историческая обреченность мистерии была предуготована внутренней противоречивостью этого жанра. Жизнь, врывав­шаяся в мистерию, разрушала религиозную идею, ради которой мистерия существовала.

70

–Развитию мистерии мешало еще и то, что авторы ее не счи­тали себя свободными художниками, обладающими правом тво­рить оригинально и самостоятельно. Создавая свои произведе­ния, они видели в них раньше всего выполнение религиозного долга. Поэтому их главной заботой была согласованность драмы с текстом священного писания, а слога — с величественным сти­лем церковных книг.

Свободное творчество могло развиться, только освободив­шись от оков религии.


Представление мистерии

В день представления мистерии зрители уже с раннего утра рассаживались на деревянных помостах, выстроенных специально на городской площади. Повсюду слышался шум, смех, говор и ' крики. Установить тишину в этой многотысячной толпе было де­лом нелегким. В начале мистерии выступал автор или руководи­тель постановки и читал пролог, в котором рассказывалась исто­рия, послужившая сюжетом данной мистерии, воздавалась хвала господу и городским властям. Затем говоривший пролог мог тут же обратиться к актеру с предложением начать представление. В «Мистерии Страстей» он говорил исполнителю роли Иоанна Крестителя: «Иоанн, выходите вперед и начинайте свою речь».

Представление длилось целый день. Исполняли обычно ту •часть мистерии, которую можно было сыграть за один день: от десяти до двенадцати тысяч стихов. Поэтому крупные мистерии исполнялись в течение нескольких дней. После трех-четырех часов представления объявлялся перерыв. В перерывах публика обычно не расходилась, чтобы не лишиться с трудом добытого места. В антрактах для увеселения зрителей играла музыка, раз­носчики продавали различную снедь. Завершался день представ­лением эпилога, в котором рассказывалось о тех событиях, ка­кие были показаны, и о тех, которые будут показываться на следующий день. Часто заключительной фразой служило вежли­вое обращение к зрителям: «Сделайте милость, приходите снова».

Характер представления мистерии в значительной мере опре­делялся системой устройства сценической площадки, которая имела в средневековом театре три варианта: передвижной, коль­цевой и систему беседок.

Система передвижных сценических площадок была особенно распространена в Англии, Испании и во Фландрии.

Отдельные эпизоды мистерии показывались на так называе­мых «педжентах» (англ. pageant) — фургонах с высоким помо­стом, открытым со всех сторон. До выхода на сцену актеры

71

Постановка мистерии на передвижной сцене. XVI в.

скрывались под помостом. Показав определенный эпизод мисте­рии, педжент переезжал на соседнюю площадь, а на его место приезжал новый фургон со следующим эпизодом. И так до тех пор, пока все педженты не проходили через одну площадь.

Более распространенной формой сценического устройства была система кольцевого оформления. Этот принцип амфитеатра перешел в средние века от театральной архитектуры древних, которая была хорошо известна по развалинам в Бурже, Арле, Орлеане и других городах. Такой тип постановки мистерии в кругу амфитеатра был распространен в некоторых местно­стях Англии (например, в Корнуэльсе), причем в ряде слу­чаев он встречался также в постановках моралите (см. рис. на стр. 77).


На миниатюре Жака Фуке (1460) изображено в разрезе устройство мистериалъной сцены кольцевого типа (см. рис. нэ стр. 81). На сваях, вбитых по кругу, настлан сплошной помост, на котором сооружены обособленные друг от друга отделения. В «отделениях» расположены — справа рай, затем место для оркестра, дворец императора, две ложи для дам, в крайнем отде­лении слева находился ад—двухэтажная башня с входом в виде раскрытой пасти дракона. Основная масса зрителей стояла под

72

Мистериальная сцена в Валансьене. 1547 г.

Миниатюра Г. Кайо

сваями и окружала тесным кольцом актеров, исполнявших мисте­рию прямо на земле в центре площади, образованной кольце­вым помостом. Но действие в мистерии могло протекать не только в одном месте, но и перемещаться из одного отде­ления в другое и происходить одновременно в нескольких отде­лениях.

Кольцевая установка давала возможность ясно выявить ком­позиционный центр представления, но она была неудобна для зрителей, принужденных толкаться под помостами и задирать-голову то в одну, то в другую сторону.

Более совершенным и более распространенным типом сцени­ческого устройства является система беседок, расположенных на едином помосте по прямой линии и обращенных к зрителю фрон­тально. Пример такого сценического устройства мы находим на миниатюре Гюбера Кайо, изображающей представление мисте­рии в Валансьене (1547). На единой площадке слева направо находятся: 1) зал с верхним помещением для музыкантов; 2) рай на возвышении, над залом; 3) город Назарет в виде во­рот, перед которыми виден забор с калиткой; 4) храм; 5) город Иерусалим (в виде ворот); 6) дворец с находящейся внизу тем­ницей; 7) дом епископов в виде башни на задней стене; 8) золо­тые ворота; 9) чистилище в виде тюрьмы; 10) ад в виде раскры­той пасти дракона и расположенной над нею башни с платфор­мами; 11) море — бассейн с плавающим по нему корабликом.

Количество «беседок» в иных случаях бывало больше два­дцати. Подмостки, на которых устанавливались беседки, в среднем имели двадцать метров в длину и пять в ширину. Но длина под-

73

мостков иногда доходила и до шестидесяти метров (так было в городе Романе). Разновидностью этой системы показа мистери-альных представлений был спо­соб постановки, при котором бе­седки были рассеяны по площа­ди, а зрители, находящиеся в середине площади, переходили от одной беседки к другой (мистерия в Люцерне в 1583 г.). Наконец, в Донау-эшингене (XVI в.) беседки располагались по продольным краям помоста, пересекающего площадь.


План мистерии в Донауэшингене. XVI в. '

Подмостки назывались в ми-стериальных рукописях «земля», «поле», что указывало на более позднее появление деревянного помоста. В раннее время перед беседками была просто земля. Беседки сооружались капиталь­но, чтобы в каждую могло за­браться несколько человек.

Райское жилище мистерии отделывали с такой щедростью, что один из авторов сравнивал его с самим небесным раем. Рай утопал в роскоши, дорогие ковры, парча и цветы обычно украшали обитель праведников.

Если рай вызывал всеобщий восторг, то ад должен был при­водить всех в трепет своими страшными орудиями пыток, огром­ным котлом, огнем и дымом, разверзшейся пастью дракона и т. п. Остальные места действия декорировались значительно проще: ворота с надписью «Назарет» или «Иерусалим» означали название города; золоченый трон, стоящий в беседке, указывал, что действие происходит во дворце; одной палатки было доста­точно, чтобы изобразить лагерь французского короля, а лодка со снастями обозначала корабль и море. Обычно значение мест действия разъясняли сами действующие лица.

1 1. Первые ворота. 2. Ад. 3. Гефсиманский сад. 4. Елеонская гора. 5. Вторые ворота. 6. Дом Ирода. 7. Дом Пилата. 8. Столб для бичевания Христа. 9. Столб с петухом. 10. Дом Кайафы. 11. Дом Анны. 12. Дом Тайной Вечери. 13. Третьи ворота. 14, 15, 16, 17. Могилы. 18, 19. Кресты разбойников. 20. Крест Христа. 21. Могила Христа. 22. Небо.

74

План мистерии в Люцерне. 1583 г.

–Значительно больше была развита сценическая техника:: искусно умели устраивать вознесение Христа — система блоков давала возможность подниматься в рай, а трюмы на помостах позволяли актерам внезапно проваливаться в преисподнюю.

Если к декорационному искусству устроители и зрители мистерии были нетребовательны, то к сценическим эффектам отношение было прямо противоположным. Театральное чудо являлось важнейшей частью мистериального представления, от яркости и точности его выполнения часто зависела судьба всей мистерии. В средневековом театре были специальные люди, за­нимавшиеся устройством сценических чудес, так называемые «conducteurs des secrets» (руководители секретов). Зритель мог поверить в любой легендарный сюжет, в любую небылицу, лишь бы ему воочию дали убедиться, что совершившееся перед ним действие натурально. Легко возбуждаемое воображение толпы не могло, однако, витать в эмпиреях абстрактной христианской фан­тастики; оно требовало какой-то материальной опоры, очевид­ного подтверждения совершающегося факта, которое дало бы основание для доверия ко всем чудесам религиозного сюжета. Когда в мистерии о святом Дезидерии приходят к пасущему стада святому и говорят, что бог избрал его епископом, Дези­дерии не верит. «Пусть расцветет этот куст шиповника, — гово­рит он, — и я вам поверю». И шиповник мгновенно расцветает.


Мистическая по своему содержанию и условная по форме,, мистерия обладала большим количеством грубо натуралистиче­ских деталей. На сцену выносили раскаленные щипцы и выжи­гали на теле грешников клейма. Убийства сопровождались пото­ками крови: бычьи пузыри с красной жидкостью прятались под рубаху, удар ножа протыкал пузырь, и человек обливался «кровью». Ремарка указывала: «Два солдата с силой ставят на колени и совершают подмену», то есть ловко подменяют че­ловека куклой, чтобы тут же обезглавить ее. Пытки и казни во-всех своих подробностях были похожи на реальные пытки и казни.

Когда праведников клали на горячие жаровни, бросали в яму с дикими зверями, кололи ножами или распинали на кресте, это-потрясало больше, чем любая проповедь. И чем более жестокой была сцена, тем сильнее она действовала. Нерон велит врачам разрезать живот своей матери Агриппины, чтобы узнать, откуда он явился на свет. Святую Маргариту пытают на протяжении: десяти тысяч стихов, и она все же остается верной христианкой.

«Нужна кровь» (il faut du sang) — такая короткая деловая' ремарка написана в «Мистерии Ветхого завета». «Нужна кровь», ибо только через страх, муки и жертвы можно укрепить веру.

Но сценическими «секретами» пользовались не только тогда, когда нужно было изобразить казни и пытки. Еще большее при-

76

План постановки английского моралите «Замок стойкости». XV в.

–менение театральные трюки получали при изображении «чудес». Так, после смерти мучеников их святые мощи совершали всевоз­можные чудесные исцеления: слепые прозревали, безногие начи­нали ходить, бесноватые обретали разум, мертвые воскресали. Высокой техники достигали и чисто постановочные чудеса. Изо­бражая вознесение Христа, его поднимали «на высоту сорока лок­тей». Голубь из белой жести слетал с неба и садился на голову Христа в момент его крещения в Иордане. Ангелы и апостолы спускались с неба на землю на облаке. Подъемная машина со сложной системой блоков работала в мистерии исправно. Не ме­нее совершенным было и водяное хозяйство. «Идет град и ливень», «Бьют фонтаны», «Моисей ударяет в скалу жезлом, и течет вода»— подобных ремарок в мистериях множество, и вы­полнение их не вызывало особых затруднений. Сохранилось сви­детельство о том, что фламандский художник Карл Ван Мотур устроил столь искусно всемирный потоп, что промокли почти все зрители, но «это привело их в особый восторг».