ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
Музыкальная орнаментика
15.09.14
Барочная музыка появилась в Италии и Франции. В Германии – продолжила свое развитие. Нидерланды – северная традиция. Ритм французской увертюры – четверть с точкой + восьмушка (восьмушка как шестнадцатая, укороченная). Зависимость от характера музыки. Точки ставили над нотами, указывая играть их ровно.
Слушаем: Рамо – Увертюра, 2 менуэта, «Выход четырех наций», «Польская ария».
Стиль лютни повлиял на клавесин. Аккорды раскладывались от баса.
Слушаем: Токката "Арпеджиато" – мелодия и бас не совпадают, Р.Хилл (Й.С.Бах) – «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» – арпедж. аккорды, богатая орнаментика.
Для Куперена свойственно ускорение на мелких длительностях.
На клавесин свое влияние оказала и гамба.
Слушаем: Марш, "Мечтательница"(Марэ) – раскручивание трели в кадансах, Экспромт Шуберта (пианофорте, Любимов)
22.09.14
Манера "иннегаль" - неровные ноты. Виды:
1) перетянутая первая нота
2) "ломбардский" ритм
3) ритм франц. увертюры
Слушаем: Луи Куперен (1626-1661) - Прелюдия без тактовых черт, Луи Маршан - Прелюдия d-moll, Форкере - Сарабанда - аккорды, где "+"сверху берутся раньше правой руки, Моцарт - Фантазия d-moll (пианофорте Вальтера)
29.09.14
Пансэ = бит = мордент
Трель = каданс
"бризе" - ломаный стиль
От франц. исполнителей - лютневый стиль, "иннегаль", орнаментика с верхней ноты
Слушаем: "Toccata settima", "Хроматическая фантазия и фуга" (Бах)
Диминуирование - расщепление длительности. "con discrezione" - свободно ("discrezione" - без тактовых черт)
Стиль "фантастико" = свобода + импровизационная выразительность
Слушаем: Штайер, Р. Хилл - "Хроматическая фантазия и фуга"
6.10.14
11 век - менестрели, устная традиция, зарождение сюиты
16 век - первые публикации, раздел на быстрые и медленные части
Фробергер - создал порядок сюиты: аллеманда, жига, куранта, сарабанда.
Аллеманда - "медитационность", с 18 века обрела торжественный характер, имеет затакт.
Куранта - два типа сложилось. Итальянский вариант более подвижен, французский - умеренный.
(Носина - книга о символике Баха, Арнонкур - читать)
Сарабанда - три вида ритм. рисунка
1) четверть - половинка / четверть - половинка
2) четверть - четверть - четверть / четверть - половинка
3) четверть - четверть с точкой - восьмая/ четверть - половинка
Жига - англ. танец. Впервые появился у верджиналистов. Итал. - более виртуозный вариант, франц. - характерный "прыгающий" ритм.
Гавот - изначально крестьянский танец, с 16 века - придворный, в 19 в. - вышел из моды. Живость +умеренность.
Бурэ - чуть быстрее гавота.
Менуэт - наиболее известный франц. танец. Первым использовал Люлли. Постепенно приобретал рафинированность, замедлялся.
Паспье - быстрый англ. менуэт на три восьмых.
Лур - шесть четвертей, медл. церемониальный танец.
Ария - серьезная пьеса с гомофон. аккомпанементом (у Телемана встречаются)
Слушаем: Итальянский концерт (2 часть) - Бах, Фробергер - аллеменда. жига, куранта, сарабанда
27.10.14
"гравичембало" - итал. название клавесина, "харпсихорд" - английское.
Верджиналы - имели прямоугольную форму. Таске, Бланше, Хэмш - французские мастера.
Дюкерс - из Фландрии. Киркман, Шуди - английские.
Конец 18 века - перестали изготовлять клавесины.
Слушаем: Шотландская гальярда, Королевская гальярда. "Каприччио хроматико" (инструмент 1586 г.), Соната ре минор, соната соль мажор (спинет), Вальс Шопена (1844 г., Бродвуд)
3.11.14
Доменико Скарлатти - родился 26 октября 1685 г. в Неаполе (на то время принадлежал Испании). Специально нигде не обучался, но многое постиг сам. В 16 лет - органист и композитор придворной капеллы. Скарлатти - музыкальный "клан". Д. Скарлатти использовал одномануальные клавесины. Некоторое время работал в Венеции (там активно развивался театр). Служба у Марии Казимиры, руководил капеллой, затем - органист в Ватикане. В дальнейшем уезжает в Португалию , Испанию...
Оспедале - воспитательный дом, приют для нуждающихся (появились в 13-14 веке). Эти заведения имели отличный хор, чудесный оркестр. Порпора, Хассэ, Гаспарини, Вивальди - преподавали там.
Существовала конкуренция оспедале с оперой. Это были 2 мощные линии венецианского искусства.
Гаспарини - за всесторонне развитие (изуч. Фрескобальди, партитур, обучение грамотному аккомпанементу)
Д.Скарлатти редко играл публично. Но отзывы имел восторженные. В отличии от исполнения Генделя.
На Скарлатти оказали свое влияние: итальянская школа + испанская музыка.
Примеры среди сонат:
опера-сериа и итал. интермеццо - К77
форм. контрапункт. техники - К86, К93
клавирные токкаты - К33
кончерто гроссо - К31
Особенности стиля:
Введение колорист. эффектов. Тонические звуки в аккордах доминантовой группы.
Пассажи терциями, секстами, перекрещивание рук. Кантабиле итал. оперы, частые секвенции.
Галантный стиль того времени - образы печали, непосредственности.
В Германии - сентиментальный стиль - широкое дыхание, сложные модуляции.
Слушаем: Штайер - Соната Скарлатти К69
Апподжиатура (форшлаг ) - мелкая нота (32-я, 16-я, 8-я). Зависит исполнение от того, какая нота идет дальше + трактовка исполнителя.
Трель (tr.) : от осн. звука, с верхней или нижней ноты, с разрешением или без него.
Тремоло - трель/повтор звука. Трель с ускорением и дальнейшей остановкой.
Слушаем: Скарлатти - Соната до мажор, Соната К144 Соль мажор, Гавот, Соната К427
10.11.14
Нойман - "Современная орнаментика"
Трель на разных языках - tremolo/trill - Италия, cadanse - Франция, shake - Англия.
Accent und trillo - акцент и трель
trillo mit mordant - трель с заключением
semitremolo = panse = мордент
turn = cadanse = группетто .
Свое влияние на Баха имели итал. и франц. школы.
К концу 16 века итальянские музыканты достигли совершенной техники диминуирования. Первый трактат - Ганасси. Цаккони (муз. теоретик) - разделил орнаменты на большие (пассажи) и маленькие (1-5 ноты). Возрастала роль диссонанса. Кавальери (примерно 1600 г.) - 4 мал. украшения ввел + создал первую таблицу. Пассажи - тоже украшения, на вкус исполнителя. Каччини - трель как повторение ноты. Groppo - раскручивание трели. В медленных частях - увеличение диминуирования.
Лилли - стиль богатого украшения. Привил его во Франции.
Около 1710 г. - заимствование франц. орнаментов в Италии.
Германия - доминировало влияние Италии, меньше - французское. Нем. орнаментика до Баха - это итальянская модель (17 ст).
Понятия речитатива, гармонии, сонаты, монодии, токкаты - из Италии. Там же существовали муз. академии (Корелли, Паскивини, А.Скарлатти - академики), в них продвигали интерес к античным, древним традициям.
Сильнее доминировало итал. влияние на католическом Юге Германии (Австрийские земли)
На Севере - протестанты - также перенимали итал. практику. Возникла таким образом итало-немецкая традиция.
Вторая линия - Франция. Здесь популярны франц. увертюра и балетные пьесы. После 1700 г. немцы переняли франц. орнаментику. Происходит передача галантному стилю жесткого контроля.
Украшения делили на дополнительные и главные.
Немецкая школа стала синтезом определенных шаблонов (трактат К.Ф. Баха)