Файл: Музыкальная орнаментика. Конспект лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Музыкальная орнаментика

15.09.14

Барочная музыка появилась в Италии и Франции. В Германии – продолжила свое развитие. Нидерланды – северная традиция. Ритм французской увертюры – четверть с точкой + восьмушка (восьмушка как шестнадцатая, укороченная). Зависимость от характера музыки. Точки ставили над нотами, указывая играть их ровно.

Слушаем: Рамо – Увертюра, 2 менуэта, «Выход четырех наций», «Польская ария».

Стиль лютни повлиял на клавесин. Аккорды раскладывались от баса.

Слушаем: Токката "Арпеджиато" – мелодия и бас не совпадают, Р.Хилл (Й.С.Бах) – «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» – арпедж. аккорды, богатая орнаментика.

Для Куперена свойственно ускорение на мелких длительностях.

На клавесин свое влияние оказала и гамба.

Слушаем: Марш, "Мечтательница"(Марэ) – раскручивание трели в кадансах, Экспромт Шуберта (пианофорте, Любимов)

22.09.14

Манера "иннегаль" - неровные ноты. Виды:

1) перетянутая первая нота

2) "ломбардский" ритм

3) ритм франц. увертюры

Слушаем: Луи Куперен (1626-1661) - Прелюдия без тактовых черт, Луи Маршан - Прелюдия d-moll, Форкере - Сарабанда - аккорды, где "+"сверху берутся раньше правой руки, Моцарт - Фантазия d-moll (пианофорте Вальтера)

29.09.14

Пансэ = бит = мордент

Трель = каданс

"бризе" - ломаный стиль

От франц. исполнителей - лютневый стиль, "иннегаль", орнаментика с верхней ноты

Слушаем: "Toccata settima", "Хроматическая фантазия и фуга" (Бах)

Диминуирование - расщепление длительности. "con discrezione" - свободно ("discrezione" - без тактовых черт)

Стиль "фантастико" = свобода + импровизационная выразительность

Слушаем: Штайер, Р. Хилл - "Хроматическая фантазия и фуга"

6.10.14

11 век - менестрели, устная традиция, зарождение сюиты

16 век - первые публикации, раздел на быстрые и медленные части

Фробергер - создал порядок сюиты: аллеманда, жига, куранта, сарабанда.

Аллеманда - "медитационность", с 18 века обрела торжественный характер, имеет затакт.

Куранта - два типа сложилось. Итальянский вариант более подвижен, французский - умеренный.

(Носина - книга о символике Баха, Арнонкур - читать)

Сарабанда - три вида ритм. рисунка

1) четверть - половинка / четверть - половинка


2) четверть - четверть - четверть / четверть - половинка

3) четверть - четверть с точкой - восьмая/ четверть - половинка

Жига - англ. танец. Впервые появился у верджиналистов. Итал. - более виртуозный вариант, франц. - характерный "прыгающий" ритм.

Гавот - изначально крестьянский танец, с 16 века - придворный, в 19 в. - вышел из моды. Живость +умеренность.

Бурэ - чуть быстрее гавота.

Менуэт - наиболее известный франц. танец. Первым использовал Люлли. Постепенно приобретал рафинированность, замедлялся.

Паспье - быстрый англ. менуэт на три восьмых.

Лур - шесть четвертей, медл. церемониальный танец.

Ария - серьезная пьеса с гомофон. аккомпанементом (у Телемана встречаются)

Слушаем: Итальянский концерт (2 часть) - Бах, Фробергер - аллеменда. жига, куранта, сарабанда

27.10.14

"гравичембало" - итал. название клавесина, "харпсихорд" - английское.

Верджиналы - имели прямоугольную форму. Таске, Бланше, Хэмш - французские мастера.

Дюкерс - из Фландрии. Киркман, Шуди - английские.

Конец 18 века - перестали изготовлять клавесины.

Слушаем: Шотландская гальярда, Королевская гальярда. "Каприччио хроматико" (инструмент 1586 г.), Соната ре минор, соната соль мажор (спинет), Вальс Шопена (1844 г., Бродвуд)

3.11.14

Доменико Скарлатти - родился 26 октября 1685 г. в Неаполе (на то время принадлежал Испании). Специально нигде не обучался, но многое постиг сам. В 16 лет - органист и композитор придворной капеллы. Скарлатти - музыкальный "клан". Д. Скарлатти использовал одномануальные клавесины. Некоторое время работал в Венеции (там активно развивался театр). Служба у Марии Казимиры, руководил капеллой, затем - органист в Ватикане. В дальнейшем уезжает в Португалию , Испанию...

Оспедале - воспитательный дом, приют для нуждающихся (появились в 13-14 веке). Эти заведения имели отличный хор, чудесный оркестр. Порпора, Хассэ, Гаспарини, Вивальди - преподавали там.

Существовала конкуренция оспедале с оперой. Это были 2 мощные линии венецианского искусства.

Гаспарини - за всесторонне развитие (изуч. Фрескобальди, партитур, обучение грамотному аккомпанементу)

Д.Скарлатти редко играл публично. Но отзывы имел восторженные. В отличии от исполнения Генделя.

На Скарлатти оказали свое влияние: итальянская школа + испанская музыка.

Примеры среди сонат:

опера-сериа и итал. интермеццо - К77

форм. контрапункт. техники - К86, К93

клавирные токкаты - К33

кончерто гроссо - К31


Особенности стиля:

Введение колорист. эффектов. Тонические звуки в аккордах доминантовой группы.

Пассажи терциями, секстами, перекрещивание рук. Кантабиле итал. оперы, частые секвенции.

Галантный стиль того времени - образы печали, непосредственности.

В Германии - сентиментальный стиль - широкое дыхание, сложные модуляции.

Слушаем: Штайер - Соната Скарлатти К69

Апподжиатура (форшлаг ) - мелкая нота (32-я, 16-я, 8-я). Зависит исполнение от того, какая нота идет дальше + трактовка исполнителя.

Трель (tr.) : от осн. звука, с верхней или нижней ноты, с разрешением или без него.

Тремоло - трель/повтор звука. Трель с ускорением и дальнейшей остановкой.

Слушаем: Скарлатти - Соната до мажор, Соната К144 Соль мажор, Гавот, Соната К427

10.11.14

Нойман - "Современная орнаментика"

Трель на разных языках - tremolo/trill - Италия, cadanse - Франция, shake - Англия.

Accent und trillo - акцент и трель

trillo mit mordant - трель с заключением

semitremolo = panse = мордент

turn = cadanse = группетто .

Свое влияние на Баха имели итал. и франц. школы.

К концу 16 века итальянские музыканты достигли совершенной техники диминуирования. Первый трактат - Ганасси. Цаккони (муз. теоретик) - разделил орнаменты на большие (пассажи) и маленькие (1-5 ноты). Возрастала роль диссонанса. Кавальери (примерно 1600 г.) - 4 мал. украшения ввел + создал первую таблицу. Пассажи - тоже украшения, на вкус исполнителя. Каччини - трель как повторение ноты. Groppo - раскручивание трели. В медленных частях - увеличение диминуирования.

Лилли - стиль богатого украшения. Привил его во Франции.

Около 1710 г. - заимствование франц. орнаментов в Италии.

Германия - доминировало влияние Италии, меньше - французское. Нем. орнаментика до Баха - это итальянская модель (17 ст).

Понятия речитатива, гармонии, сонаты, монодии, токкаты - из Италии. Там же существовали муз. академии (Корелли, Паскивини, А.Скарлатти - академики), в них продвигали интерес к античным, древним традициям.

Сильнее доминировало итал. влияние на католическом Юге Германии (Австрийские земли)

На Севере - протестанты - также перенимали итал. практику. Возникла таким образом итало-немецкая традиция.

Вторая линия - Франция. Здесь популярны франц. увертюра и балетные пьесы. После 1700 г. немцы переняли франц. орнаментику. Происходит передача галантному стилю жесткого контроля.

Украшения делили на дополнительные и главные.

Немецкая школа стала синтезом определенных шаблонов (трактат К.Ф. Баха)