ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 1270
Скачиваний: 2
ИНФОРМАТИКА
Под редакцией профессора Н.В. Макаровой
Третье переработанное издание
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений
МОСКВА
"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА"
2000
УДК 004(075.8) ББК 32.97я73
И74
АВТОРЫ:
Н.В. Макарова, профессор, доктор педагогических наук – научное и общее редактирование;
предисловие; гл. 1,2,3,8,9,12 и 14;
Л.А. Матвеев, профессор, доктор экономических наук - гл. 13 и 14, подразд. 3.4; В.Л. Бройдо, профессор, кандидат технических наук - гл. 4, 5 и 7; ТА. Гаврилова, профессор, доктор технических наук- гл. 16 и 17; Е.Л. Рамин, доцент, кандидат технических наук - гл. 10 и 11; О.П. Ильина, доцент, кандидат экономических наук - гл. 8, 18 и 19;
В.Б. Ступак, доцент - гл. 6;
Е.В. Стельмашонок, доцент, кандидат экономических наук - гл. 15
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра «Информационные системы в экономике и менеджменте»
Санкт-Петербургского государственного технического университета; В.В. Александров, профессор Санкт-Петербургского института информатики
и автоматизации Российской академии наук, доктор технических наук; Г.А. Краюхин, профессор Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии, доктор технических наук
Данный учебник является победителем по дисциплине «Информатика» Всероссийского конкурса учебников
нового поколения по общим фундаментальным естественнонаучным дисциплинам
Информатика: |
Учебник. - 3-е перераб. изд. /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и |
И74 |
статистика, 2000. - 768 с.: ил. |
ISBN 5-279-02202-0.
1
Рассмотрены разделы информатики, определяющие базовый уровень подготовки специалистов: основы информационной культуры, современные технические средства и программный инструментарий новых информационных технологий (системное и прикладное программное обеспечение, инструментарий создания программных продуктов).
Для студентов, изучающих дисциплину «Информатика», преподавателей, слушателей институтов повышения квалификации; может быть использован широким кругом пользователей персонального компьютера.
И |
2404000000-057 |
188 − 2000 |
|
|
010(01) − 2000 |
УДК 004(075.8) |
|||
|
|
|||
|
|
|
ББК 32.97я73 |
|
ISBN 5-279-02202-0 |
© Коллектив авторов, 1997 |
|||
|
|
|
© Коллектив авторов, 2000 |
К ЧИТАТЕЛЮ
Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина "Информатика", изучение которой начинается со школьной скамьи, а затем, приобретая более целенаправленный характер, продолжается в высшем учебном заведении. Эта дисциплина достаточно новая и своим появлением обязана развитию индустрии информатики, бурному процессу информатизации, начавшемуся в нашей стране. Об информации начинают говорить как о стратегическом ресурсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.
Информатика, как никакая другая область знаний, характеризуется чрезвычайно высокой степенью динамики изменений. Кроме того, учитывая ее всепроникающий характер, благодаря которому происходит интеграция знаний, идей, в настоящее время трудно очертить границы информатики. Удается выделить лишь ее основные направления. В таких условиях создать учебник по информатике – задача непростая, но чрезвычайно актуальная. Решить ее взялся коллектив авторов – профессоров и доцентов из нескольких вузов Санкт-Петербурга. Учебник, который Вы держите в руках, отражает сегодняшнее понимание информатики как базовой дисциплины, имеющей общеобразовательное и общечеловеческое значение.
Этот учебник – фундаментальное издание по информатике в России. Он ориентирован на широкое использование в учебном процессе вузов разного профиля. Практическую сторону предмета отражает
Практикум по обучению технологии работы на персональном компьютере в наиболее распространенных программных средах, написанный теми же авторами. Практикум – обязательное дополнение к учебнику.
В учебнике нашли отражение основные теоретические и практические направления, что дает
возможность получить разносторонние знания о содержании и сущности базы информационной культуры, о современном состоянии и тенденциях развития компьютерной техники, сетей, офисной техники, о программном обеспечении, о важных составляющих современных информационных технологий, таких, как текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, интегрированные системы, операционные системы и оболочки.
Благодаря хорошо продуманной авторами методике изложения и четкой структурированности материала существенно облегчен процесс усвоения информатики.
Надеемся, что предлагаемый учебник поможет Вам освоить одну из самых передовых областей человеческой деятельности и стать информационно грамотным специалистом грядущего столетия.
Президент Международной академии наук высшей школы, д-р техн. наук, профессор,
2
Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации
В. Е. Шукшунов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Прошло совсем немного времени, как в школах и вузах страны начали изучать информатику. Сейчас
она претендует на звание базовой дисциплины в системе высшего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами (математикой, физикой, химией, естествознанием, биологией, историей) призвана создавать фундамент профессионального образования в вузе.
К сожалению, до сих пор нет единой точки зрения на область знаний под названием "Информатика" и соответствующую ей дисциплину. Одни говорят – это веление времени, дань моде, явление преходящее или считают информатику сложной премудростью, где к тому же требуется познать характер некоего современного монстра – персонального компьютера и научиться управлять им. Другие воспринимают информатику лишь как практическую дисциплину, где учат "правильно нажимать кнопки" персонального компьютера. (Надеемся, что вы с юмором отнесетесь к такой трактовке информатики.)
Однако кто поработал в солидной фирме, знает, что информатика и связанные с ней информационные технологии – необходимый атрибут профессиональной пригодности в обществе. Претендент на
престижную работу должен обладать не только профессиональными знаниями и владеть иностранным языком, но и свободно разбираться в информационной технологии работы на персональном компьютере, что как раз и дает изучение информатики.
Наступило время, когда профессионал – юрист, инженер, экономист, социолог, журналист – уже с трудом справляется с потоками информации. Специалисту, чтобы на должном уровне выполнять свои обязанности, необходимы инструментарий и методология его применения для обработки информации. Это сравнимо с использованием средств передвижения: теоретически человек может пешком преодолеть любое расстояние, но современный темп жизни просто немыслим без применения автомобиля, поезда, самолета и т.д. То же самое происходит и в области, связанной с обработкой информации: теоретически человек сам может переработать без компьютера любую информацию, но сделает это эффективнее, если овладеет знаниями и умениями, которыми располагает информатика.
Разные взгляды на область знаний, названную "Информатикой", и на ее границы определили и разные подходы к формированию содержания курса в вузе. В настоящее время существует несколько примерных программ по дисциплине "Информатика", и каждое учебное заведение, ориентируясь на одну из них, проводит обучение в соответствии с потребностями своей предметной области.
В связи с этим перед авторами учебника встала непростая задача - определить, что и в каком объеме нужно знать студенту по базовой дисциплине "Информатика".
Решение задачи велось в двух направлениях:
§отбор содержания и выделение наиболее значимых тем и аспектов, которые могли бы составить ядро дисциплины;
§разработка методики изложения и структурирования материала.
Известно мнение широкого круга специалистов по компьютерной технике, информационным системам и технологиям, что информатика – это, скорее, дисциплина практического направления, где
студент приобретает навыки работы на персональном компьютере в наиболее распространенных программных средах, и вопрос состоит только в том, какие из них выбрать. Если ориентироваться на такой подход, то, учитывая высокую динамику замены одних программных продуктов и технических средств другими, вряд ли когда-нибудь удастся своевременно создать учебник по этой дисциплине.
По мнению авторов, информатика служит прежде всего для формирования определенного мировоззрения в информационной сфере и освоения информационной культуры, т.е. умения целенаправленно работать с информацией, профессионально используя для ее получения, обработки и
передачи компьютерную информационную технологию и соответствующие ей технические и программные средства. Такой подход позволил авторам выделить в рассматриваемой области:
3
§относительно стабильные базовые знания (ядро), отраженные в учебнике по информатике;
§ динамично изменяемые знания, которые составили содержание практикума – практического руководства по освоению конкретных программных сред персонального компьютера.
Примечание. Взаимосвязь разделов учебника с практикумом представлена на схеме.
Учебник по информатике содержит базовые теоретические и практические сведения, которыми должен владеть любой профессионал независимо от рода его деятельности. Учебник разбит на пять разделов, отражающих следующие аспекты информатики: основы информационной культуры, техническая база информационной технологии, системное программное обеспечение компьютера, прикладные программные продукты, инструментарий технологии программирования. Каждая глава учебника написана как автономная часть, и при ее изучении необязательно знать содержание предыдущих глав. Вы можете читать учебник с любой интересующей вас темы.
Цель учебника:
§дать целостное представление об информатике и ее роли в развитии общества;
§раскрыть суть и возможности технических и программных средств информатики;
§сформировать понимание – с какой целью и каким образом можно использовать информационные системы и технологии.
Практикум по информатике является необходимым, неотъемлемым дополнением учебника, своего рода самоучителем. С его помощью вы сможете самостоятельно освоить известные и распространенные программные среды: Windows 95, Windows 98, текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, систему управления базой данных Access, систему презентации Power Point и глобальную сеть Интернет. Каждая глава практикума автономна, т.е. работу с практикумом вы можете начать сразу с освоения конкретной интересующей вас в данный момент программной среды.
Примечание. Более поздние версии рассматриваемых программных продуктов, работающих в среде Windows 95, базируются на тех же принципах и имеют тот же основной состав режимов и команд. Поэтому эти программные среды вы можете также осваивать по нашему практикуму.
Цель практикума – научить пользоваться программным инструментарием компьютерной информационной технологии для работы:
§на локальном компьютере и при подключении его к сети;
§с документами и текстами;
§с данными, представленными в табличной форме;
§с базами данных.
Читая предисловие, задавайте вопрос: "Хотите ли вы подчинить широчайшие возможности компьютера своим интересам и пользоваться им профессионально в той области, где будете работать?" От вашего решения зависит настроение, с каким вы будете изучать материал учебника, закладывая тем самым фундамент информационной культуры, так необходимой вам в будущем. Познание информатики
– сложный процесс. Авторы попытались трудные вопросы изложить на доступном для понимания уровне. К сожалению, это не всегда удавалось. Слишком много таких аспектов в информатике, которые требуют не только запоминания, но и размышления. Разработанная структура учебника, по мнению авторов, как раз и будет способствовать наилучшему освоению основных аспектов информатики.
Как работать с учебником?
Учебник построен таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность студента. Каждая глава начинается с формулировки цели изучения. Далее перечислены основные темы предмета, обсуждаемые в данной главе. Чтобы обучение было эффективным, студент должен, прочитав главу, хорошо понять смысл этих тем. Для уверенности в том, что изучение главы прошло успешно и освоен
4
весь материал, воспользуйтесь нашей рекомендацией:
§во-первых, посмотрите перечень ключевых понятий, приведенный после текста, и попробуйте дать самостоятельно формулировку каждого из них. Если не помните, возвращайтесь к тексту главы. Там для облегчения поиска эти понятия вынесены в названия подразделов, выделены или курсивом или, если это базовые понятия, даны в линейках. В поиске ключевых понятий вам поможет и предметный указатель;
§во-вторых, постарайтесь ответить на все вопросы для самопроверки, которые приведены в
конце каждой главы. Отвечая на них, обращайтесь вновь к учебнику.
Завершается каждая глава списком рекомендованной к изучению литературы. Чтение этих книг поможет освоить и расширить знания по изучаемым проблемам информатики. А знать ее крайне необходимо, так как человек, решивший профессионально работать в избранной отрасли, должен систематически обрабатывать информацию, применяя информационные технологии. Надеемся, что в реализации этих задач сыграет свою роль и предлагаемый учебник.
От всей души желаем вам успехов!
Авторы выражают глубокую признательность доценту, канд. физ.-мат. наук Анатолию Николаевичу Канатникову за большую помощь в работе над учебником в процессе подготовки книги к изданию, а также всем коллегам, которые тем или иным способом бескорыстно помогали на протяжении всего периода работы, друзьям и родным, которые своей добротой и пониманием поддерживали в трудные минуты.
РАздел 1. основы информационной культуры
1.Глава. ПЕРЕХОД К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
1.1.ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
1.2.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
1.3.ИНФОРМАТИКА – ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Информатизация обеспечит переход общества от индустриального этапа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого мнения относительно выбора путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п. Мы посчитали необходимым рассказать об этом, чтобы, изучая конкретные разделы информатики, вы понимали ее место и роль в том обществе, в котором вам предстоит трудиться.
Цель главы – сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг, объяснить роль и назначение информатики.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ØОсобенности информационных революций
ØМодели информационного общества
ØСущность и цели процесса информатизации общества
ØПричины актуализации категории "информационная культура"
ØОпределение понятий: информационные ресурсы, продукты, услуги
ØОсновные виды информационных услуг
ØСтруктуру рынка информационных продуктов и услуг
ØСектора информационного рынка
ØПравовое регулирование на информационном рынке
ØОсобенности представления информатики как отрасли народного хозяйства, как
5