ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Во втором случае муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.
Муниципальный менеджмент возник в результате относительногo обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Муниципальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда существует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ориентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.
Таким образом муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями, и соответственно понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире по своему содержанию, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами муниципального управления. В местном самоуправлении субъект и объект – население муниципального образования, цель – решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.
Муниципальная деятельность — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.Муниципальная политика – это система взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации.
Муниципальное управление –это форма организации муниципальной деятельности. Предмет мун. деятельности -благоустройство жизни на территории муниципального образования. В муниципальной деятельности, как и в любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность. Соблюдение законности – предмет муниципального права, Определение целесообразности деятельности – вопрос мун. Политики как системы постановки и реализации каких-либо целей.
Признаки, характеризующие отличие мсу от гос.власти: Львом Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от гос.власти:
*1.)различие в характере власти. Местное самоуправление — власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
*2.)разграничение сфер компетенции. Речь идет обграниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
*3.)самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач;
*4.)территориально-ограниченный выборный принцип.
Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.
Т.о., местное самоуправление — это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
При новых подходах к управлению основное внимание переносится на постановку целей и задач, выработку инструментов их достижения, измерение и мониторинг результатов, оценку эффективности. Ярким примером успешного использования в государственной службе приемов менеджмента коммерческих организаций в последнее время стало стратегическое управление. Методы стратегического управления начинают успешно использоваться при осуществлении антикризисных мер в регионах и муниципальных образованиях, при управлении инвестиционной деятельностью или масштабными инфраструктурными проектами. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы муниципальных органов управления. Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления. Стратегия ― это общее направление развития. Если его нельзя указать точно, то все равно полезнее иметь не вполне четкое направление развития, чем никакого. Даже недостаточно четкое, но понятное общее направление можно воплотить в тактических шагах и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.Компонентами стратегического управления являются: стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроль.В мировой практике в системе стратегического управления получает широкое распространение новый метод контроля — бенчмаркинг. Это особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций. В рамках бенчмаркинга осуществляются поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение методам их работы и реализация передовых методов в собственных условиях. В процессе бенчмаркинга анализируется практика лучших организаций, ищется ответ на вопрос, что, как и почему делают лидеры для удовлетворения потребностей клиентов. Руководители коммерческих фирм, управляющие организациями общественного сектора и государственные служащие многих стран используют бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы, а также для передачи передового опыта управления успешно действующих организаций. Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов.
Известно, что развитие любого объекта — это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. Исходя из этого развитие муниципального образования можно представить как комплексный процесс качественных преобразований его экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к изменениям условий жизни человека. Социально-экономическое развитие территории — это объективный процесс, происходящий как в самом регионе, так и в стране в целом под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управленческих мер в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня. Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть и специфические характеристики его социально-экономического состояния. Перед всеми регионами стоит задача выхода из кризиса и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Специфика кризиса отдельных регионов определяется как объективными факторами (спецификой положения региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными (методами регионального управления и стабильностью условий ведения бизнеса). Именно последние определяют актуальность постановки проблемы эффективного управления социально-экономическим развитием территорий. Сегодня необходимо на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов разработать инновационную концепцию управления, связанную с изменением содержания и структуры общественного развития. В практику государственного и муниципального управления все больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в частном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. В практику регионального управления внедряются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой главным было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры. Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество.
результатам и др.
Экономические науки также несут свой вклад в развитие муниципального управления, это связано как с анализом состояния экономической базы муниципального управления (местного самоуправления), так и с экономической оценкой эффективности деятельности муниципального образования в целом, органов муниципального управления и отдельных должностных лиц местного самоуправления.
Исторические науки позволяют проследить эволюцию муниципального управления, использовать исторический опыт в нынешних условиях. А это совокупность знаний, навыков и умений, накопленная в сфере муниципального управления и имеющая практическую ценность в решении современных и будущих проблем муниципального управления. В теории и практике муниципального управления широко используются достижения социальных наук – социологии, политологии, психологии, философии. Вклад социологии в теорию и практику муниципального управления обусловлен тем, что именно эта наука дает знание о поведении людей и функционировании общественных институтов, без которых невозможно эффективное управление на муниципальном уровне. Особое значение в этой связи приобретает изучение муниципальных образований.
В развитие теории и практики муниципального управления, свой вклад вносят и родственные социологии науки – психология и политология. С психологией связано изучение индивидуального поведения людей, что важно, уже в силу того, что, никакие другие властные структуры так часто не имеют дело непосредственно с людьми, а, следовательно, муниципальные служащие должны обладать необходимыми знаниями в области психологии и психологии управления.Политология, с точки зрения проблем, решаемых на уровне муниципального управления, интересна, прежде всего, тем, что обеспечивает знаниями о поведении избирателей на выборах, а также о взаимодействии местных органов власти с политическими партиями и движениями.