ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
Девятая симфония Шостаковича
!
!
С миниатюрной, скерцозной Девятой симфонии (1945) начинается новый этап в творчестве Шостаковича, для которого характерно усиление обмена между
отдельными жанрами и даже их функциональное взаимодействие.
!
Должна была родиться монументальная героическая песня Победы. Получилось произведение-антипод: небольшое, не торжественное, камерно-
облегченное по стилю.
!
Цикл имеет сюитно-контрастную логику чередования частей.
Тематизму симфонии присуща более прямолинейная жанровая окрашенность,
чем тематизму других симфоний Шостаковича.
!
Миниатюрные масштабы Девятой симфонии (22 минуты) обусловлены
отсутствием открытого драматического конфликта и «тезисностью» ее образов.
!
Сонатное аллегро I части по сжатости не имеет себе равных в музыке Шостаковича.
Повторение экспозиции дает полный перевес над разработкой.
Очевидно главенство функции показа над развитием.
!
Главная и побочная партии разграничены весьма наглядно. Обе партии трехчастны.
Контраст между партиями осуществляется простейшими средствами, через
выбор характеристической оркестровой фактуры, тембров и ритма.
!
Главная партия имеет типичные формулы бодрой музыки классической эпохи. Побочной партии предшествует сдвиг главной в ми минор.
Звук ми переосмысливается во вводный звук к доминанте будущего си-бемоль мажора побочной партии.
Так простейшее классическое соотношение ГП и ПП здесь поставлено в новые
условия и освежено.
!
С побочной партии в музыкальное действие вступает новый стилевой элемент
- песенка, основу которой составляют четыре звука.
!
В быстром развертывании I части очень заметными слуховыми ориентирами являются «выходы» новых тембров персонажей.
Струнной группе поручена почти вся ГП в экспозиции с ее настроением веселой массовой суеты.
ПП - выход важных солистов.
Основное сценическое пространство принадлежит флейте-пикколо. Тромбон, с его квартовыми возгласами, все время вмешивается в действие.
Таким образом, налицо контраст легкомысленного и грубого.
!
Вразработке намечается тенденция к колебаниям от простого к сложному.
Впервом своем разделе разработка вполне соответствует правилам добропорядочной раннеклассической разработки (оминоривание ядра ГП, последовательное включение тем).
Передом наступает в ц.14.
Во втором разделе грубому гротескному искажению подвергается ПП.
Втретьем - к зачину ГП (в обращении) прицеплена новая ритмоинтонация - разнузданный плясовой мотив в басах, который слегка ритмически варьирует
мотив некогда популярной польки «Ойра».
!
В репризе ГП не в состоянии вернуть свою прежнюю наивность и безмятежность, после разработки.
А ПП партии, источник смуты чувствует себя прекрасно.
Она даже немного смягчилась благодаря передаче мелодии солирующей скрипке.
Реприза ПП опущена, вместо этого начинается кода.
Центральное - и кульминационное - положение в коде занимает ПП в ее гротескном искажении, что и в разработке, и вдобавок сопровождаемая воинственным ритмом барабана.
Концовка коды - нечто абсолютно неожиданное.
После полной ладофункциональной дезориентации, накопления гармонической, тембровой и ритмоинтонационной неустойчивости эта оптимистическая
громогласная концовка явно имеет оттенок иронии.
!
II часть представляет собой сонату без разработки - А В А В - со связками переходами, сглаживающими и без того не слишком большой контраст между двумя образами, с тонально объединяющей репризой (h - f - h - H) и кодой на
материале главной темы.
!
Интересно, что в репризе оба образа мало изменены (целых 33 такта
повторяются точно - редкий случай у Шостаковича).
!
III часть (Скерцо) построена в сложной трехчастной форме с ярко контрастным средним эпизодом в духе тарантеллы (соло трубы) и столь же
ярким тональным контрастом (G - fis).
!
Ярким конструктивным элементом III части является мотив «скачки», который полностью пронизывает первый эпизод Скерцо, превращая его в сплошное нагнетание.
В репризе мотив «скачки» интересно перевоплощается. Он заметно смягчается.
Из него исчезают тритоны.
!
Окончание Скерцо полностью приглушено, размыта и attacca переходит в IV
часть.
!
IV часть, Largo, имеет очень интересное строение.
Она настолько мала по своей протяженности и структурно настолько импровизационно-свободна, что могла бы служить интродукцией к финалу.
Однако, значимость IV части в цикле очень велика.
!
В Largo два образно-интонационных элемента.
Их чередование A B A1 B1 исчерпывает всю музыку IV части. Первый из них - мощные унисонные фразы тромбонов и тубы.
Второй - скорбный монолог фагота.
!
Менее самостоятельную, но все-таки существенную роль в Largo играет еще один выразительный элемент: гулкие хоральные аккорды, завершающие унисонные фразы тромбонов.
Хоральность усиливает возвышенность происходящего.
!
Переход от Largo к финалу оттенен перевоплощением главного действующего лица - фагота, который сразу после своего проникновенного монолога заводит
юмористическую главную партию финала.
!
Трактовка формы сонатного аллегро в финале во многом перекликается с I частью: неконфликтное соотношение ГП и ПП, трехчастное строение главной,
перевес повторности над развитием.
!
В экспозиции есть одна особенность: ПП предваряет мотив польки «Ойра», знакомый по разработке и коде I части, но здесь окончательно приближенный к
первоисточнику.
!
!
!
!