ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.10.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
Диссонантная тональность с ЦЭ особой структуры (Прометей-аккорд)
1. определение
-тональная система позднего Скрябина
-ЦЭ кот. явл. особый аккорд ("прометеевское шестизвучие")
2.этапы эволюции гармонии Скрябина - функциональная инверсия - аккордовые ряды - тритоновые замены
- функциональные дубли - постальтерация
3.Прометей-аккорд (П-аккорд)
-центр всех сочинений Скрябина, начиная с op. 56
-генетическая связь с альтерированным доминантсептаккордом 3.1 определение
-полиаккорд, выводимый из обертонового ряда
3.3 структура
-расслоение на а) постоянный тритоновый базис (низ)
б) переменная надстройка (верх)
3.4 виды (за счет изменения верхней субаккордики)
-доминантообразный (малый мажорный септаккорд как преобладающая структура)
-тоникообразный (трезвучие, малый минорный, трезвучие с расщепленной терцией) на тритоне
-нейтральный (преобладающий состав кварто-квинтовый или целотоновый)
4. проблема построения целого
4.1 причина
-ограниченность ресурсов
-вся ткань выводится фактически из одного аккорда) 4.2 способы решения проблемы
А
-используется принцип симметрии, центром кот. явл. тритон
-П-аккорд транслируется
а) по малым терциям, образуя замкнутую систему, кот. ассоциируется с тонической функцией
б) полутоном выше основной позиции - ассоциация с функцией доминанты в) полутоном ниже - функция субдоминанты
Б
-использование основных (трех) видов П-аккорда (функциональное варьирование)
-ассоциация классической функциональной триадой а) неустойчивый доминантообразный П-аккорд б) устойчивый тоникообразный П-аккорд в) нейтральный П-аккорд
-возникает возможность функциональных оборотов типа "устой-неустой" на основе одного м того же аккорда В. примечание
-второй способ особенно важен в построении крупной формы (например, сонаты)