Файл: Диссонантная тональность с ЦЭ особой структуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диссонантная тональность с ЦЭ особой структуры (Прометей-аккорд)

1. определение

-тональная система позднего Скрябина

-ЦЭ кот. явл. особый аккорд ("прометеевское шестизвучие")

2.этапы эволюции гармонии Скрябина - функциональная инверсия - аккордовые ряды - тритоновые замены

- функциональные дубли - постальтерация

3.Прометей-аккорд (П-аккорд)

-центр всех сочинений Скрябина, начиная с op. 56

-генетическая связь с альтерированным доминантсептаккордом 3.1 определение

-полиаккорд, выводимый из обертонового ряда

3.3 структура

-расслоение на а) постоянный тритоновый базис (низ)

б) переменная надстройка (верх)

3.4 виды (за счет изменения верхней субаккордики)

-доминантообразный (малый мажорный септаккорд как преобладающая структура)

-тоникообразный (трезвучие, малый минорный, трезвучие с расщепленной терцией) на тритоне

-нейтральный (преобладающий состав кварто-квинтовый или целотоновый)

4. проблема построения целого

4.1 причина

-ограниченность ресурсов

-вся ткань выводится фактически из одного аккорда) 4.2 способы решения проблемы

А

-используется принцип симметрии, центром кот. явл. тритон

-П-аккорд транслируется

а) по малым терциям, образуя замкнутую систему, кот. ассоциируется с тонической функцией

б) полутоном выше основной позиции - ассоциация с функцией доминанты в) полутоном ниже - функция субдоминанты

Б

-использование основных (трех) видов П-аккорда (функциональное варьирование)

-ассоциация классической функциональной триадой а) неустойчивый доминантообразный П-аккорд б) устойчивый тоникообразный П-аккорд в) нейтральный П-аккорд

-возникает возможность функциональных оборотов типа "устой-неустой" на основе одного м того же аккорда В. примечание

-второй способ особенно важен в построении крупной формы (например, сонаты)