ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности «Современное хоровое исполнительское искусство»
Предшествующий уровень подготовки абитуриента – среднее профессиональное музыкальное образование.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании, о среднем (полном) общем образовании или высшем профессиональном образовании.
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
1. специальность, по разделам: o Дирижирование (2 тура)
1 тур, 2 тур o Коллоквиум
o Сольфеджио (письменно и устно) o Гармония (письменно и устно)
oФортепиано
2.русский язык (письменно) литература (устно)
Программа вступительного экзамена по специальности
Дирижирование (1 тур)
Дирижирование (под фортепиано) двумя произведениями (одно – a cappella, другое с сопровождением), контрастными по выразительным средствам.
Каждый тур экзамена по специальности оценивается отдельно.
Коллоквиум
На коллоквиуме осуществляется проверка:
знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища
умения рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию
общих знаний в области культуры и искусства
Дирижирование (2 тур)
Работа с хором (15 минут) над произведением a cappella, из числа предложенных комиссией (по жребию).
Примерная сложность произведения для работы с хором:
Чайковский, «Ночевала тучка золотая»
Танеев, «Серенада»
Шуман, «Вечерняя звезда»
Мендельсон, «Подснежник» и т. п.
Каждый тур экзамена по специальности оценивается отдельно.
Сольфеджио
Письменно
Трехголосный диктант смешанного (гомофонно-полифонического) склада.
Время записи – 25-30 минут, количество проигрываний – 8-10.
Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Д. Блюм. «Систематический курс музыкального диктанта», №№ 826, 866, 872.; Т. Мюллер «Двух- и трехголосные диктанты». – М., 1978. №№ 78, 132.
Устно
пение и определение на слух любых интервалов (взятых изолированно и в тональности), всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением, альтерированных аккордов субдоминанты и доминанты
пение и определение на слух однотональных и модулирующих построений (включая тональности I степени родства)
определение на слух модуляций в далекие тональности с постепенным возвращением через тональности I степени родства
пение с листа: одноголосной мелодии в мажоре с альтерацией отдельных ступеней и модуляции в родственные тональности, в простых и сложных размерах, включая различные ритмические трудности; одноголосной народной песни в народных ладах; двухголосных примеров гармонического и полифонического склада, включающих мелодическую фигурацию и хроматизмы; трехголосных примеров гармонического склада (один голос играть, другой петь)
Примерная трудность заданий: Н. Ладухин. «Одноголосное сольфеджио», М., 1962, №№ 92, 113; И. Способин. «Двухголосное сольфеджио», М., 1960, №№ 103, 104, 112.
Гармония
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех видов диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты (DD), а также модуляций и отклонений в тональности I степени родства.
Примеры задач см. в сборниках: А. Мутли. Задачи по гармонии, М., 1964, №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов. Задачи по гармонии, М., 1974 (1994), №№ 123, 126, 149.
Время написания работы – 2 часа.
Устно
выполнение заданий за фортепиано – построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда); игра секвенций тональных и модулирующих, 2-4 аккорда в звене; игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода. Для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот.
гармонический анализ с листа произведений разных стилей Примеры: Бетховен – сонаты для фортепиано; Чайковский – Времена года; Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов – романсы; Викт. Калинников, Чесноков, Танеев, Щедрин – хоры.
ответы на теоретические вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
Фортепиано
1.Полифоническое произведение (например, Бах – прелюдия и фуга из ХТК; или Шостакович – прелюдия и фуга; или Хиндемит – интерлюдия и фуга и т. д.)
2.Произведение крупной формы (например, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт – сонаты; Мясковский – легкие сонаты и т. д.)
3.Произведение малой формы (например, пьеса русского или зарубежного или современного композитора)
4.Пьеса, самостоятельно подготовленная и исполняемая наизусть. Текст пьесы (1-2 страницы) предоставляется абитуриенту заранее, за 3 дня до экзамена
5.Чтение с листа:
в2 руки – произведение средней трудности
в4 руки – симфонии Гайдна, Моцарта, Шуберта
Примечание: одно из исполняемых произведений (полифония, крупная форма, пьеса) обязательно должно представлять современную музыку второй половины XX века и начала XXI века.