ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ИРМ XX века. Лекция от 13.9.13
Музыка и власть – проблема номер один.
Первый период – с 1917 по 1932.
1932: все художественные объединения распущены, и организованы творческие союзы, в том числе союз композиторов.
Второй период – сталинский, 1932-1956.
1956: XX съезд КПСС. Хрущев сделал доклад о преступлениях сталинских времен. 1991 (декабрь): распад СССР.
Третий период – 1956-1991.
Обзор периодов.
Первый период: 1917-1932.
Две революции. Февральская и октябрьская. Разные революции. Первая – демократическая; свержение самодержавия; обретение свобод. Вторая – коренной передом векового российского уклада; начать с нуля; всё должно стать иным. После революций наступила разруха. Основания разрушены. Ничего не создавалось. Началась гражданская война, которая привела к одичанию и огрублению нравов. Христианские добродетели были попраны. В 1921 Ленин признал, что всё идет к краху. Возник НЭП: допускалось частное владение землей. 1929 – год великого перелома. Конец НЭПа. Курс на коллективизацию. Создание колхозов. Индустриализация. Картина в искусстве. 1917, ноябрь: создана госкомиссия по просвещению (народный комиссариат просвещения, Наркомпрос). Программа действий: государственное музыкальное строительство. 1918, 12 июля: декрет о московской и петроградской консерваториях. Национализация культурных учреждений. 1918, вторая половина: национализация частных школ. Чистка: педагоги срочно переучивались, чтобы иметь возможность работать в новых условиях. 1918, 1 дек. – декрет научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях – это основа советского закона об авторском праве. Частная собственность должная быть уничтожена. Партийность. 1917, 27 окт.: декрет о печати; на деле это декрет о цензуре. Главлит. Главрепертком ( главный репертуарный комитет).
Луначарский (1875-1933). Во главе Наркомпроса с 1917 по 1929. Партийный с 1895. Писал театральные новеллы, занимался переводами; художественный критик, публицист; оратор; очень образованный. Любил Скрябина. Настаивал на том, что Скрябин х пророк революции. Крупные заслуги Луначарского на посту Наркомпроса (сохранение классического наследия). Луначарский спасал интеллигентов от голодной смерти; поддерживал их. Спасал от уничтожения библиотеки, храмы, бывший Императорский театр. При его содействии создавались филармонии; создалась государственная коллекция музыкальных инструментов.
Наркомпрос. Отделы – ИЗО (живопись), ТЕО (театр), МУЗО (музыка). 1906 – Народная консерватория – могли обучаться все желающие. Преподавали лучшие педагоги (в том числе Танеев). Открывались консерватории, народные дома. Любой рабочий мог прийти провести досуг. Общества попечения народной трезвости – устраивали народу развлечения культурного порядка. Концерты графа Шереметьева. Распахнулись двери «Мариинки», Большого театра, Зимнего дворца. Концерты –митинги проводились в залах народного собрания. Это были отрывки
из популярной классической музыки, плюс речи и пояснения. Общественные объединения – пролетарская культура – пролеткульт. С пролеткультом боролся Ленин. В 1920 пролеткульт прекратил свое существование. 1923: создалась РАПМ (российская ассоциация пролетарских музыкантов). Цель – создать пролетарское искусство. Массовые музыкальные продукции. Песня, хор – любимые жанры. Агитационный уклон. Оперы и симфонии попадались под подозрение. Композитор должен пройти через написание песен и хоров. Творчество РАПМ очень скромно. 1925: ПРОКОЛ (производственный коллектив) – группа композиторской молодежи. Первая советская оратория - «Путь октября». Коллективное сочинение ПРОКОЛа. 1924: АСМ (ассоциация современной музыки). РАПМ и АСМ. Полемика. Задачи АСМ – программа футуристского толка; создание новой музыки. АСМ не оговаривала стилистику. В АСМ вступали профессиональные композиторы. Расширение кругозора (своего и слушателя). Борьба с косностью. Просветительство. 1928: АСМ прекратила свое существование. РАПМ вытеснила АСМ. 1929-30 – расцвет РАПМ. 1925: публикация доклада о политике партии в области художественной литературы. Суть – ни одна организация не должна истинно коммунистической. Главное – достижение пролетарского единства.