ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
Искусство фуги Баха
1.1742-49 - годы написания
2.цикл из фуг и канонов, написанных на одну тему и в одной тональности - d-moll
3.вопросы, вокруг которых не прекращаются дискуссии
-организация цикла (последовательность частей)
-заключительная фуга и окончание цикла
4. по поводу окончания цикла (неоконченной фуги)
-приписка в нотах рукой Ф.-Э. Баха: "При работе над этой фугой на том месте, где в противосложении проводится имя BACH, автор скончался
-Кристоф Вольф (глава фонда Баха) и Эрих Бергель (дирижер, музыковед) предполагают, что, на самом деле, фуга была написана до конца 5. по поводу организации цикла: концепция Ольги Курч
-на основе анализа ОИ (оригинального издания)
-влияние гематрии и числовой символики
-на титульном листе ОИ название цикла записано на 4-х строках
Die Kunst der Fuge
durch
Johann Sebastian Bach
1)гематрия первых двух строк в сумме дает число 162: именно такое количество тактов содержат в сумме первые две фуги
2)гематрия двух последних строк в сумме дает число 210: именно такое количество тактов содержат в сумме две следующие фуги
3)само число 210 содержит троекратное повторение числа 14 (14 х 14 + 14) - числовой символ имени Баха
4)отсюда следует, что первые четыре фуги зашифровывают имя автора и название сочинения
5)далее следует тройка фуг, объединенных использованием приема - ответа в обращении
6)темы этой группы фуг имеют по 14 звуков - еще одно напоминание о имени Баха
7)вторая (условно) часть цикла - усиленное повторение первой , поскольку также содержит две подгруппы: в первой - четыре фуги (две двойные), во второй - три (зеркальные)
8)завершает цикл четверка канонов; порядок, согласно данной концепции, следующий
канон в октаву (в контрапункте примы) = 8 и 1 канон в дуодециму (в контрапункте квинты) = 12 и 5 канон в дециму (в контрапункте терции) = 10 и 3
канон в увеличении и обращении (в контрапункте октавы) = 8
9)таким образом образуется цифровой ряд: 1 - 12 - 5 - 10 - 3, который обрамлен восьмерками (1 = А, 12 = М, 5 = Е,
10+3 = N)
10)одно из символических истолкований числа 4 - крест; двуперстное крестное знамение можно выразить формулой 4
х2; получается, что восьмерки, обрамляющие данный цифровой ряд, означают крестное знамение, которое всегда сопровождает слово AMEN
6. по поводу организации цикла: концепция Вязковой первая часть
1)фуги №1-4
-особое значение
-дают общую "установку": принцип соотношения прямого движения и противоположного
-двум фугам на тему в прямом движении (тезис) отвечают две фуги на тему в противоположном (антитезис)
2)фуги №5-7
-т.н. контрафуги, имеющие ответ в обращении (синтез)
3)фуги №8-11
-крайняя пара - тройные фуги, средняя - двойные
-т.к. фуга №8 является обращением начальной темы цикла, а фуга №11 - обращением темы фуги №8, получается, что данное обращение обращения восстанавливает изначальный вид темы и логически замыкает первую часть цикла
вторая часть
-"зеркальные фуги": №12 (1,2) и №13 (1,2)
-в первой паре фуг (четырехголосные) исп. просто обратимый контрапункт
-во второй паре (трехголосные) исп. и обратимый, и вертикально-подвижной контрапункт
каноны
-оставляет порядок, который соответствует ОИ а) в увеличении и обращении б) в октаву в) в дециму
г) в дуодециму
неоконченная фуга