Файл: Квартеты Бородина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Квартеты Бородина.

Сыграл основополагающую роль в формировании русского камерного искусства.

Оба квартета характеризуются той же широтой образов, плавностью течения мыслей, которые свойственны и его симфониям.

Но им присущи и своеобразные черты, отличающие их от эпических полотен Бородина:

большая лирическая сосредоточенность,

тщательная проработка различных элементов ткани (фактура).

В1-м квартете A-dur (1879) возвращается в классицизм.

Воснову темы ГП первого Allegro положена фраза из финала квартета op.130 Бетховена (As).

Но у Бородина это тематическое зерно получает развитие в духе русских народных песен.

Замкнутое, симметричное вопросо-ответное построение превращается в мелодию широкого дыхания.

Важная особенность, создающее ощущение непрерывного развития темы – отсутствие четких каденций и остановок.

Музыкальный склад квартета проникнут песенностью.

Тема Andante имеет особенно яркую связь с русской народной песней.

Излагается она с использованием принципов подголосочной полифонии.

Бородин в квартете широко использует и другие полифонические формы.

Например, в разработке первой части – фугато с двойным проведением темы во всех голосах.

Это фугато, как и полагается по законам классических сонатных разработок, является кульминацией.

Средний раздел Andante также представляет собой фугато, тема которого напоминает тему баховского типа.

Разнообразными полифоническими элементами изобилует и финал.

ГП основана на двойном контрапункте.

2-й квартет D-dur (1881) проще и миниатюрнее по форме.

Основная его сфера – это мечтательно-задушевный лиризм.

Широкой лирической песенностью обладают обе темы первого Allegro.

Интересно и необычно написано скерцо.

Оно лишено той остроты, которая присуща большинству бородинских скерцо.

Как и весь квартет, скерцо выдержано в лирическом складе.

Вторая его тема напоминает изящный вальс.

Несколько выделяется среди остальных частей квартета финал.

Тема ГП имеет подчеркнуто угловатые интонации.

Ее изложение интересно с полифонической точки зрения.

Два мотива, данные в кратком вступительном Andante раздельно, в виде вопроса и ответа, конрапунктически объединены в ГП, как тема и противосложение.