ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Квартеты Бородина.
Сыграл основополагающую роль в формировании русского камерного искусства.
Оба квартета характеризуются той же широтой образов, плавностью течения мыслей, которые свойственны и его симфониям.
Но им присущи и своеобразные черты, отличающие их от эпических полотен Бородина:
большая лирическая сосредоточенность,
тщательная проработка различных элементов ткани (фактура).
В1-м квартете A-dur (1879) возвращается в классицизм.
Воснову темы ГП первого Allegro положена фраза из финала квартета op.130 Бетховена (As).
Но у Бородина это тематическое зерно получает развитие в духе русских народных песен.
Замкнутое, симметричное вопросо-ответное построение превращается в мелодию широкого дыхания.
Важная особенность, создающее ощущение непрерывного развития темы – отсутствие четких каденций и остановок.
Музыкальный склад квартета проникнут песенностью.
Тема Andante имеет особенно яркую связь с русской народной песней.
Излагается она с использованием принципов подголосочной полифонии.
Бородин в квартете широко использует и другие полифонические формы.
Например, в разработке первой части – фугато с двойным проведением темы во всех голосах.
Это фугато, как и полагается по законам классических сонатных разработок, является кульминацией.
Средний раздел Andante также представляет собой фугато, тема которого напоминает тему баховского типа.
Разнообразными полифоническими элементами изобилует и финал.
ГП основана на двойном контрапункте.
2-й квартет D-dur (1881) проще и миниатюрнее по форме.
Основная его сфера – это мечтательно-задушевный лиризм.
Широкой лирической песенностью обладают обе темы первого Allegro.
Интересно и необычно написано скерцо.
Оно лишено той остроты, которая присуща большинству бородинских скерцо.
Как и весь квартет, скерцо выдержано в лирическом складе.
Вторая его тема напоминает изящный вальс.
Несколько выделяется среди остальных частей квартета финал.
Тема ГП имеет подчеркнуто угловатые интонации.
Ее изложение интересно с полифонической точки зрения.
Два мотива, данные в кратком вступительном Andante раздельно, в виде вопроса и ответа, конрапунктически объединены в ГП, как тема и противосложение.