Файл: О программе и учебниках Музыка Т.И.Баклановой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования к уровню подготовки учащихся:

1 Класс

К концу первого класса ребенок :

  • узнает основную часть программных музыкальных произведений, может определить их названия;

  • может рассказать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

  • может связать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

  • владеет первоначальными певческими навыками;

  • выразительно исполняет народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

  • владеет первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

  • различает клавишные и струнные музыкальные инструменты;

  • умеет выразительно двигаться под музыку, выражая ее настроение.

К концу первого класса ребенок также может:

  • приобрести первоначальный опыт сочинения небольших мелодий;

  • освоить элементарные приемы игры на духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

  • участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов;

  • исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

  • выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

3 Класс

Изучив предмет «Музыка» в третьем классе по данной программе, учащиеся смогут:

Знать/понимать

  • слова и мелодию Государственного Гимна Российской Федерации;

  • смысл понятия «классическая музыка»;

  • названия изученных жанров и форм камерной, хоровой и симфонической музыки;

  • вошедшие в учебник шедевры оперного и балетного искусства, их названия и авторов;

  • особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;

  • виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль), музыкальные инструменты симфонического оркестра; названия певческих голосов в академическом хоре и оперном спектакле;

  • основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры:

  • основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки и знаний о ней;

  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

  • взаимосвязь народной и классической музыки;

  • вошедшие в учебник названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;


уметь

  • выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки ;

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

  • исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, работе с доступными источниками информации о музыке (книгами, Интернетом и др.), разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.


4 Класс.

В результате освоения предметного содержания курса по учебнику «Музыка» у учащихся четвертого класса должны:

  • расшириться музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки;

  • обогатиться духовно-эмоциональная сфера личности;

  • совершенствоваться умения решать учебные, музыкально-творческие задачи;

  • получить дальнейшее развитие музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство;

  • воспитываться художественный вкус;

  • развиваться навыки коллективной и самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Кроме того, в результате обучения в четвертом классе по учебнику «Музыка» учащиеся приобретут новые социально-личностные и музыкальные компетенции. В том числе, будут:

Иметь представление

  • о музыке как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и об отражении в ней исторических событий и личностей;

  • о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С.Баха, В.-А.Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;

  • о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов и т.д.), о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;

  • о старинной танцевальной музыке, об особенностях ее музыкально-выразительных средств, о происхождении и танцевальных движениях бальных танцев - вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

  • о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;

  • об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

  • о творчестве русских и советских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакове, М.Балакиреве, И.Стравинском, Д.Шостаковиче, И.Дунаевском, Г.Свиридове, Д.Кабалевском, А.Пахмутовой, В.Шаинском и др.) создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

  • о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

  • об авторской песне;

  • о понятиях «канон», «полифония» и других, раскрытых на доступном для четвероклассников уровне в учебнике, в «Словаре музыкальных терминов».


знать/понимать

  • слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов-классиков (В.-А.Моцарта и др.), а также нескольких песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;

  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки и знаний о них;

  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в музыке.

уметь

  • выразительно исполнять соло, в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные, с элементами двухголосия , каноны;

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки;

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Общие требования к уровню подготовки по музыке выпускников начальной школы

В результате изучения курса «Музыка» у выпускников начальной школы будут:

  • сформированы основы музыкальной культуры;

  • воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус;

  • развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Благодаря психологическому контексту программы, предусмотренному в ней применению креативных педагогических технологий, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов, проблемных методов обучения, школьники смогут:

  • открыто выражать свое отношение к искусству;

  • проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.

  • встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;

  • действовать самостоятельно в проблемно-творческих ситуациях в повседневной жизни.

С помощью данной программы и разработанных на ее основе учебников у учащихся:

  • сформируются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки;

  • обогатятся эмоциональная и духовно-нравственная сферы личности;

  • сформируются основные умения решать учебные, музыкально-творческие задачи;

  • получат развитие музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство;

  • воспитается художественный вкус;

  • разовьются навыки коллективной и самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Кроме того, приобретут значимые социально-личностные и музыкальные компетенции. В том числе, будут: