Файл: конфликтология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды конфликтов в лагере

1. Вожатый – вожатый

Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.

Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!! Если же, все-таки, у вас случилось так, что вы не можете даже видеть своего напарника, а бывает и такое, то вам все равно лучше проработать до конца смены, сжав зубы и изображая на лице миролюбивое выражение.

Замотивируйте напарника на взаимодействие. Определите вашу общую с ним цель работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день), укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия.

Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.

Если вам неудается договориться вдвоем, прибегните к помощи старшего вожатого.

Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде! Запомните это!

2. Вожатый – администрация, персонал

Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.

В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявление, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.

ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ ВОЖАТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ?

  • Дисциплины

  • Благодарности от родителей

  • Быть в хорошем свете перед вышестоящими органами

  • Отдохнуть

  • Чтобы их не допекли проблемами

  • Сэкономить материальные ресурсы

  • Сохранности материальной базы

  • Хороших отношений

  • Преклонения.

ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЖАТЫЙ?

  • Организации быта и материальной базы;

  • Уважение как к коллеге

  • Чтобы не мешали, не вмешивались во время рабочего процесса

  • Психологической поддержки и одобрения

  • Поддержания статуса руководителя

  • Взаимной защиты


Так или иначе, вам придется выполнять приказы администрации лагеря. Это ваше начальство, ваш работодатель, который за неисполнение или ненадлежащее исполнение вами ваших должностных обязанностей вправе вас уволить. При оформлении на работу ознакомьтесь с вашей должностной инструкцией и вашими должностными обязанностями. До начала сезона на общей планерке выясните требования администрации лагеря и их ожидания от вашей работы. Постарайтесь найти общий язык с персоналом лагеря. Особенно обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав.столовой, мед. персоналом. Это те люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере.

Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо «нужно мне» используйте «нужно детям».

При работе на отряде с воспитателем:

Разграничьте обязанности. Выясните, чем занимается воспитатель, а чем, по его мнению, должны заниматься вы. Еще раз прочитайте свою должностную инструкцию и посмотрите, не много ли обязанностей на вас «свесил» ваш воспитатель. Обязательно найдите с воспитателем общий язык, попытайтесь ему понравиться, не бойтесь попросить у него помощи.

Если воспитатель не выполняет свою работу или он лезет в вашу работу, попробуйте спокойно с ним поговорить, не доводя дело до конфликта. Если конфликта избежать не удалось, и вы не можете его решить, обратитесь к старшему вожатому.

Все конфликтные ситуации с администрацией лагеря и персоналом старайтесь решать не напрямую, а через старшего вожатого!!! Также всегда ставьте старшего вожатого в известность о возникших конфликтных ситуациях с администрацией лагеря или персоналом.


3. Вожатый – ребенок

Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия.

Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его.

Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта.

Конфликт легче предупредить, чем погасить!!! Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания. Старайтесь больше времени общаться с детьми, заработайте настоящий авторитет, сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-ребенок» станет гораздо меньше.

4. Вожатый – родитель

Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта. Необходимо:

  1. Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением

  2. Ни в коем случае по-детски не оправдываться

  3. Стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра

  4. По возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы.

Родители почти всегда защищают своего ребенка. Родители хотят, чтобы:

  • Дети не испортились после лагеря

  • Индивидуального внимания к ребенку

  • Слышать, что их ребенок очень хороший

  • дети хорошо отдохнули, т.к. дорогая путевка

  • у детей было идеальное питание, условия проживания, насыщенная программа, чтобы детям не было скучно и они не просились домой.

  • чтобы ребенка никто не обидел.


Необходимо объяснить родителям, что в лагере есть режим и дисциплина. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Нужно ждать от родителей поддержки и партнерства, но не решение наших проблем и говорит родителям то, что они хотят услышать.

Несколько общих приемов технологии убеждающего воздействия.

  • «Эффект первой фразы». Проявляйте свою индивидуальность, вызывая интерес слушающих к себе.

  • «Эффект паузы» и «Эффект интонации». Держите слушателя в интеллектуальном и эмоциональном напряжении

  • «Эффект экспромта» Умейте найти слова, относящиеся к конкретной обстановке и конкретному человеку.

  • Чем короче говоришь, тем больше скажешь.

  • Все хорошо в меру. Это касается серьезности и иронии, и горячности, и юмора.

  • Дайте возможность высказаться, до конца стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения другого, не отвергая ее сразу

  • Опережайте возможную критику. Ошибку признайте быстро и решительно

  • Секрет Сократа. Задавайте такие вопросы, чтобы собеседник вынужден был говорить «Да»

  • Кодекс взаимоотношений. Найдите верный тон, необходимую дистанцию общения.

  • Держите свои эмоции при себе. Ни в коем случае нельзя повышать голос на родителя, обижаться и тем более плакать. Вы взрослый человек, реагируйте на критику адекватно.

  • Эффект бутерброда: Хорошее-плохое-хорошее. Если вы хотите пожаловаться родителям на ребенка, запрячьте жалобы между двух положительных высказываний об этом ребенке.


5. Ребенок – ребенок

Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости,

В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе.

Возможные варианты решения:

  • Если один ребенок явно более слабый, помогать ему.

  • Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции

  • Показать уважение двум сторонам

  • Учить разрешать конфликты

  • Смотреть конфликт изнутри

  • Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник)

  • Дать совместную работу под присмотром

  • Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое

  • Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные

  • Конфликт – ситуация, при которой сторонам взаимодействия не хватает какого-либо ресурса. Наличие конфликта свидетельствует о развитии коллектива.

Первая ваша задача как вожатого – вовремя заметить назревающий конфликт, узнать причины и попытаться найти решение.

Техника «Я - высказывания».

у каждого человека своя точка зрения, свое мнение.

Прописываю свое состояние (плохо) /Описывать как мне плохо/

Мне кажется, что должно быть..., мне бы хотелось....

Сказать партнеру, что Я хочу.

Слова паразиты (агрессоры), которые нельзя использовать:

ты всегда, ты никогда…

этот, эти твои..., это твоя...

ты должен…

«ты враг народа»...

Сферы конфликтов:

Вожатые – вожатые

  • Возможные причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.

Вожатые – администрация, персонал

  • Возможные причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.

Вожатый - ребенок

  • Возможные причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки.

Ребенок - ребенок

  • Возможные причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости.

Условия мотивации партнера на взаимодействие:

Наличие общей цели.

  1. Наличие общего критерия оценки ситуации.

  2. Представления у партнера о будущем результате взаимоотношений, как наиболее выгодным.

  3. Наличие договора и его актуальные формы.

  4. Создание атмосферы психологического объединения. («Мы же с вами умные люди...»)

  5. Получение партнером косвенной выгоды от взаимодействия.

  6. Установление важности обоюдных вкладов в совместную деятельность.

  7. Подчеркивание значительности действий партнера.

  8. Внешние факторы.

  9. Возможность бесконфликтного раздела результата совместной деятельности.

  10. Обусловленность действий партнера.