Файл: культура древнего китая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 Культура Древнего Китая

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц­зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

Художественная культура

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развива­лись в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каж­дом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — поз­волили сформировать совершенно уникальное эстетическое созна­ние и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традицион­ной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соеди­няла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным фор­мам письменности – каллиграфическим надписям — придава­лось даже магическое значение. И они хранились в каждом до­ме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.


Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китай­ская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, со­зданный специально для созерцания, освобожденный от подчи­ненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связан­ный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалисти­ческую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является зна­ком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бам­бук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, наст­раивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красо­той и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пей­зажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.


Скульптура

Китайская скульптура была тесно связана с рели­гиозными культами. Найдено множество статуэток Танской эпо­хи, которые клали в могилы умершим. В многочисленных пещер­ных храмах сохранились памятники ранней буддийской скульптуры. Найдены изображения Будды, высеченные в скалах. В отличие от индийского Будды, отрешенного от всего земного, в китайском Будде при всей его одухотворенности гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое начало. Так, в окрестностях города Пинчэна в скале был высечен старинный буддийский монастырь Юньган (Храм заоблачных высот). Огромные пятнадцати- и семнадцати метровые фигуры «великого учителя» Будды и поныне заполняют тесные ниши его пещер. Они сидят и стоят, срастаясь с массивом скал. Вокруг них вся поверхность скалы и снаружи и изнутри испещрена мелкими и крупными рельефами и статуями, покрывающими стены храма, словно каменный ковёр. Никакой системы в расположении пещер не было. Они высекались в разное время и в разных местах. Это целый город - лабиринт в горах, с множеством огромных гротов и крошечных ниш, многие из которых, помещались на гигантской высоте, соединялись прежде висячими балконами и недоступны сейчас для человека. Люди изваяли из камня целые повести и легенды, мифологические и религиозные притчи о жизни Будды и его учеников. В пещерах на потолках изображены индийские боги, змеиные головы, что присущи, скорее, индийской культуре, нежели китайской. Особенно периоду Сун. Изображение индийские святых говорит о том, что скульптура Китая много взяла из индийской скульптуры и культуры. Хотя, начиная со средневековья, мы наблюдаем постепенную ассимиляцию иноземных образов, можно прочесть историю сложения нового скульптурного стиля Китая. Уже в V - начале VI века рядом с огромными и тяжеловесными фигурами Будды появляются стройные и изящные, вычерченные смелой рукой опытного китайского мастера графические рельефы. Здесь в буддийских легендах, можно уже увидеть лица китайского типа. Китайские по рисунку одежды, мягкими линейными складками напоминающие живописный метод Гу Кай - чжи, облекают бесплотные тела. Всё здесь исполнено с тем блестящим мастерством и изяществом владения ритмом линий, которым так славились рельефы Древнего Китая и станковая живопись.

Китайская живопись

В пещерах сохранилась настенная живо­пись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески пора­жают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сирене­вых и розовых оттенков.


Китайские художники охотно рисовали пейзажи на шелке. В некоторых картинах поражает одна особенность: например, на фоне величественных гор фигурки людей чрезвычайно малы. Эта несоразмерность вытекала из даосистского мировоззрения худож­ников. Согласно философии даосизма, человек незначителен по сравнению с первопричиной мира — дао, воплощенной в величе­ственных явлениях природы. Определенное своеобразие придава­ли китайской живописи на шелке текстовые пояснения к карти­нам. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной ки­тайской мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими кисточка­ми, специально предназначенными для каллиграфических надпи­сей. Рисунок и текст в китайской живописи на шелке всегда были настолько связаны по смыслу, что воспринимались зрителем как единое целое.


Художественный промысел

К художественным промыслам Ки­тая того времени следует отнести резьбу по камню (преимуще­ственно по нефриту), живопись по шелку, изготовление лакиро­ванной мебели и других изделий. Ремесленники работали с серебром и золотом, полудрагоценными цветными камнями. Эти материалы также широко использовались ремесленниками в Индии, Персии и многих других странах, но поделки из нефрита, живопись по шелку и лакировка были китайской спецификой. К этому следует добавить тончайший полупрозрачный китайский фарфор. Изде­лия из фарфора изготавливали во многих странах Востока, но та­кого мастерства, как китайцы, в этом искусстве не достиг никто.

Изобретение книгопечатания

Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления каменных печатей с надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркаль­ного отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопе­чатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.

В правление династии Хань во II в. н. э. на камень были переведены все сочинения Конфуция. Однако прошло, по край­ней мере, еще два столетия, пока было освоено размножение тек­ста с каменных или медных матриц путем изготовления их гли­няных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилог­рафия). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным ото­бражением текста.

Самая древняя в мире печатная книга — «Сутра Праджна», сборник буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г.

В X в. таким же способом с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Одна­ко это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки.

Следующим шагом в книгопечатании стало изобретение на­бора подвижных глиняных литер, которые можно было пере­ставлять. Большие затруднения пришлось преодолеть в связи с развитием иероглифической письменности. Наборщик должен был оперировать тысячами иероглифических знаков, что значи­тельно затрудняло изготовление типографских матриц. Но упор­ные китайцы все же пошли на изготовление тысяч отдельных переставляемых иероглифов. Это произошло в XI в. Работа наборщика с таким огромным количеством знаков была адским трудом. С 1400 г. регулярное книгопечатание по китайским рецептам началось в Корее. Книги распространялись по всем крупным городам Ки­тая, расширялся круг читающих, появились частные собрания книг и библиотеки.