Файл: Курс лекций по КПс ОСП (8).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи коррекционной (специальной) педагогики и специальной психологии……………………………………………………………………………………..6

Тема 1:Предмет и задачи специальной педагогики и специальной психологии

Тема 2.Клинико-биологические и нейропсихологические основы теории и

Тема 3Основные закономерности аномального (нарушенного) развития

Тема 4.Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей

Тема 6.Дети с нарушениями слуха

Тема 7. Дети с нарушениями зрения

Тема 8. Лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые).

Тема 9. Организация и содержание коррекционной педагогической

Часть I. Дети с задержкой психического развития

Часть II.Организация и содержание коррекционной педагогической

Тема 10. Лица с нарушениями речи. Организация логопедической помощи

Тема 11. Комплексный подход к преодолению заикания у детей

Тема 12. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми,

Часть I. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и

Часть II. Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами

Часть III. Основные формы и методы психологической коррекции

Тема 14. Дети с комплексными (сложными и множественными)

Тема 16.Основы обучения и воспитания детей и подростков с

Часть I. Основы организации коррекционного обучения и воспитания

Возможностями развития.

7. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями развития

Часть II. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

В.П. Глухов

Коррекционная педагогика

с основами специальной психологии

Курс лекций по учебной дисциплине

Москва 2011

Автор:

Глухов В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор 80 научных и научно-методических трудов (включая учебники и учебные пособия) по психолингвистике, коррекционной педагогике и логопедии; один из ведущих специалистов по проблеме формирования связной монологической речи детей с системным речевым недоразвитием.

Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций)/ Учебное пособие для студентов гуманит. и педагогич. вузов. ‒ М.: В.Ю. Секачев: Изд-во Сфера, 2011. ‒ 278 с.

В пособии представлен курс лекций по учебной дисциплине «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». Данная дисциплина изучается студентами факультетов (отделений) «Педагогики и психологии» педагогических и гуманитарных вузов. Основная цель изучения данной дисциплины в вузе ‒ сформировать у студентов систему теоретических знаний об особенностях развития, обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии и подготовить к работе с детьми данной категории в общеобразовательных (массовых и специальных) учреждениях. Основной задачей лекционного курса является обеспечение необходимой теоретичес- кой подготовки студентов по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии, касающимся целей и задач психологической коррекции и коррекционного обучения, закономерностей аномального (отклоняющегося) развития, психолого-педагогического изучения и диагностики основных видов нарушенийразвитияу детей и подростков, своеобразия психического и познавательного развития детей с ограниченными возможностями, их обучения и воспитания. Таким образом, данный учебный курс направлен на практическое осуществление одного из важнейших аспектов профессионального образования педагога-психолога ‒ проведение психолого-педагогической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями развития.


Глухов В.П. Коррекционная педагогика с

основами специальной психологии, 2011 ©

Секачев В.Ю., 2011 ©

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4

Тема 1. Предмет и задачи коррекционной (специальной) педагогики и специальной психологии……………………………………………………………………………………..6

Тема 2. Клинико-биологические и нейропсихологические основы теории и практики специальной педагогики и психологии……………………………………………………….23

Тема 3. Основные закономерности аномального (нарушенного) развития……….34

Тема 4. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии……………………………………………………………………..49

Тема 5. Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………………….64

Тема 6. Дети с нарушениями слуха…………………………………………………….71

Тема 7. Дети с нарушениями зрения……………………………………………………82

Тема 8. Лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые). Проблемы обучения и воспитания…………………………………………………………………………………….93

Тема 9. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития…………………………………………….104

Часть I. Дети с задержкой психического развития……………………………………104

Часть II. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми и подростками с ЗПР………………………………………………………............................111

Тема 10. Лица с нарушениями речи. Организация логопедической помощи детям и подросткам…………………………………………………………………………………….120

Тема 11. Комплексный подход к преодолению заикания у детей……………………..134

Тема 12. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми,

страдающими нарушениями двигательной сферы…………………………………………158

Тема 13. Организация психолого-педагогической помощи детям и


подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы………………………………..175

Часть I. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и

подростков……………………………………………………………………………………..175

Часть II. Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами…………………………………187

Часть III. Основные формы и методы психологической коррекции эмоционально- волевых расстройств………………………………………………………………………..192

Тема 14: Дети с комплексными (сложными и множественными)

нарушениями развития………………………………………………………………………..206

Тема 15. Служба практической (специальной) психологии в системе

образовательных учреждений………………………………………………………………..221

Тема 16. Основы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями развития……………………………………………………………………..243

Часть I. Основы организации коррекционного обучения и воспитания……………243

Часть II. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями……258

Краткий словарь специальных терминов……………………………………………269

_________________________________________________________________________

Введение

Программа учебного курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» предназначена для обучения студентов педагогических вузов и факультетов гуманитарных вузов. В соответствии с действующим в настоящее время государственным Стандартом высшего профессионального образования, изучение данного курса входит в общую систему профессиональной подготовки педагогов-психологов и педагогов предметного обучения общегуманитарной направленности (исторический факультет). Профессиональная подготовка на основе изучения данной дисциплины предусматривает овладение основами теоретических и практических знаний по одному из важнейших проблемных разделов педагогической деятельности ‒ оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, имеющим нарушения развития («лица с ограниченными возможностями здоровья / развития»). Достаточно большой кон- тингент этих детей, в основном дети, имеющие нерезко выраженные отклонения в развитии, воспитывается и обучается в образовательных учреждениях общего назначения (дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы). Некоторая часть этих детей воспитывается и обучает- ся в учебных группах и классах общего типа. При этом в коррекционных группах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения находятся прежде всего дети, имеющие значительное отставание в познавательном и общем психофизическом развитии.


Следует отметить, что по сложившейся в специальной (коррекционной) педагогике традиции в реализации задач коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии активное участие принимают педагоги и психологи общего профиля. Так, общеобразовательная подготовка в рамках «предметного обучения» на среднем и старшем этапах школьного обучения в большинстве специальных школ осуществляется педагогами общего профиля. Решение задач познавательного развития, обеспечения полноценного личностного развития, подготовки к предстоящему школьному обучению детей дошкольного возраста, решение задач начальной общеобразовательной подготовки детей, имеющих проблемы в развитии, невозможно без активного участия педагогов и психологов общего профиля. Все это определяет необходимость соответствующей теоретической и практической подготовки педагогов - психологов к педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии, к участию в той коррекционной работе, которую проводят педагоги-дефектологи и психологи в специальных образовательных учреждениях и коррекционных классах и группах (в образовательных учреждениях общего типа).

Своевременное выявление, преодоление и предупреждение нарушений развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Это в свою очередь является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, условием успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами ‒ будущими педагогами-психологами системы общего образования ‒ основ психологических и дефектологических знаний о сущности отклонений в развитии, причинах их возникновения, типичных проявлениях различных нарушений развития, мерах их профилактики и коррекции, педагогических и психологических технологиях коррекционно-воспитательного воздействия. Особое значение это имеет для педагогов-психологов образовательных учреждений (ДОУ и школы) – той ступени образования, на которой закладываются основы системного образования и которое является определяющим этапом познавательного, интеллектуального, социального и личностного развития подрастающего поколения.

Специализация в сфере коррекционной педагогики, коррекционного обучения и воспитания детей и подростков, имеющих проблемы в развитии, предусматривает более глубокую и основательную теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов-психологов к проведению коррекционно-педагогической работы с данным контингентом учащихся в массовых общеобразовательных учреждениях.


Овладение студентами знаниями и практическими навыками выявления нарушений развития, по проблеме адаптации детей с нарушениями развития к условиям пребывания в образовательных учреждениях общего типа и в специальной школе; знакомство студентов с содержанием и основными методами специально-психологического и психолого-педагогического обследования детей, овладение некоторыми приемами психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии – составляют главные целиизучения курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии».

Лекционный материал учебного курса включает два основных раздела.

В первом разделе дается определение предмета и задач и коррекционной педагогики и специальной психологии, их места в системе других научных дисциплин и областей общественной практики. Рассматриваются следующие вопросы: понятие о дизонтогенезе, закономерности процесса аномального («отклоняющегося») развития, классификация нарушений развития, основные виды нарушений психического и физического развития, психолого-педагогическая диагностика и ее основные задачи, структура и содержание специального психологического и психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии и др. Специальное внимание уделяется вопросам организации работы Службы практической психологии в системе образовательных и коррекционных учреждений; организации работы консультационно-диагностических учреждений.

Во втором разделе рассмотриваются вопросы организации коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития (предмет, задачи, философские и нравственно-этические концепции специальной (коррекционной) педагогики; основные методы и формы организации обучения и воспитания детей с нарушениями развития, система социальных институтов для оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям, организация психологической и коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях образовательных учреждений общего назначения, основные задачи и функции психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и ПМПк (консилиума) при образовательных учреждениях и др.

Важное значение придается также знакомству обучающихся с задачами и основными направлениями социальной реабилитации детей и подростков, имеющих проблемы в развитии.

При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предус- мотренных государственным стандартом высшего педагогического (гуманитарного) образования: анатомия и возрастная физиология, основы медицинских знаний, социальная, педагогическая и возрастная психология, психологическая диагностика, клиническая психология, психолого-педагогическая коррекция и другие.