Файл: Психология семьи.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 3442

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Психология семьи»

1. Понятие, предмет, система, задачи основ психологии семьи и семейного консультирования. 2

2. Соотношение понятий «семья» и «брак». 3

3. Современные модели брака и семьи. 4

4. Семья как полифункциональный институт. 4

5. Структура и динамика семьи. 5

6. Типология семьи. 6

7. Факторы, определяющие семейные нарушения. 7

8. Психологические особенности добрачного общения. 9

9. Мотивы вступления в брак. 11

10. Психологические проблемы молодой семьи. Пути их преодоления. 13

11. Сущность и причины семейных конфликтов. 14

12. Типы, виды и формы семейных конфликтов. 17

13. Способы разрешения конфликтов. 18

14. Психологические характеристики стилей семейного воспитания. 19

15. Психологические характеристики видов детско-детских отношений в семье. 20

16. Роль стиля воспитания в семье в становлении детско-детских отношений. 22

17. Психологические особенности первенцев, средних и младших детей. 23

18. Мотивы разводов. Психологический аспект постразводной ситуации. 26

19. Психологические особенности детско-родительских отношений в семьях после развода. 28

20. Психологические реакции ребенка на развод в зависимости от возраста. 31

21. Профилактика разводов. 32

22. Психологические характеристики типов неполных семей. 33

23. Психологические проблемы неполных семей. Пути их разрешения. 33

24. Мотивы повторных браков. 37

25. Психологические особенности детско-родительских и детско-детских отношений в повторном браке. 40

26. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. 43

27. Методы исследования семейных отношений. 44

28. Консультирование по супружеским проблемам. 45

29. Консультирование по детско-родительским отношениям. 48

30. Консультирование по проблемам детско-детских отношений. 49

















  1. Понятие, предмет, система, задачи основ психологии семьи и семейного консультирования.



Психология семьи - как отдельная дисциплина изучает психические закономерности человеческого поведения, которые детерменированы фактором участия людей в семье.

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями. Дает психологическую характеристику здоровой семьи и семейной патологии, а также способствует практическому применению этого знания в ходе психологической помощи семьям, выступая в качестве научно-психологической основы для последней. Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.


Предмет психологии семейной – специфика психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К. Юнгу ), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.

Задачи:

  • психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;

  • консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);

  • психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;

  • консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;

  • психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);

  • психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;

  • психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания прием- ных детей;

  • психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым);

  • психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;

  • психологическое сопровождение становления родительства.

Система:

1.Теоретические основы семьи и семейного консультирования;

2.Семья и её интегральные характеристики(функции, структура семьи...);

3.Психологические аспекты формирования супружеской пары;

4.Психология семейных конфликтов;

5.Психология детско-родительских отношений;

6.Психология детско-детских отношений;

7.Психологический аспект разводов;

8.Психологические проблемы не полных семей;

9.Психологические проблемы повторных браков;

10.Особенности работы с семьей, психологическое консультирование.


  1. Соотношение понятий «семья» и «брак».


Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке.

В обыденном сознании понятия "брак" и "семья" могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать.


В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.

Философский энциклопедический словарь трактует брак как исторически обусловленную, санкционируемую и регулируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Благодаря правовой охране супружества и кровнородственных отношений обеспечивается социальная защищенность личности. Тем не менее, далеко не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т. е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и разводу.

Понятие "семья" предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников.

Семья -- это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Однако жизнь вносит некоторые коррективы в такое понимание семьи. В частности, развивается "гостевой" (регулярно-раздельный) брак, предполагающий раздельное проживание супругов в течение достаточно длительного промежутка времени.

· Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов.

· Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей.

· Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества.

Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.


Точное содержание понятия "семья" зависит от определенного исторического и культурного контекста. Таким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных потребностей своих членов; биосоциальной структурой, ограждающей от голода и депривации, в формах которой развивался человеческий род.



  1. Современные модели брака и семьи.


Каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы нормативных членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т.е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано ожидаемое поведение.

В обыденном понимании существует термин "нормальная семья", который является очень условным. "Нормальной" можно считать семью, которая обеспечивает необходимый минимум потребностей ее членов, или семью, которая дает требуемое благосостояние, социальную защиту членам семьи, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической зрелости. По М. Мид, таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд аномальных.

В патриархальной семье доминирует отец. В матриархальной семье доминирует мать. В так называемой детоцентрической семье реально (психологически) доминирует ребенок, его потребности или капризы. В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение – постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение "теории конфликта" для описания современной семьи), ее можно назвать конфликтной семьей.

Типичную советскую семью можно рассматривать как вариант модели аномальной языческой семьи с рудиментами православной модели. В такой семье мужчина и женщина борются за доминирование. Победа достается более сильному не столько физически, сколько психически. Существуют противостояния поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей. Аномальность этой семьи состоит в том, что мужчина не несет ответственности за семью в целом. Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль общества. Дети матерей-одиночек испытывают проблемы, связанные с социальной адаптацией, выбором брачного партнера, воспитанием собственных детей.


  1. Семья как полифункциональный институт.


Существуют три ключевых измерения силы, устойчивости института:

1) институциональная сплоченность, или влияние, которое он имеет на своих членов;

2)влияние в обществе на другие институты;

3) эффективность выполнения основополагающих функций.


Научные данные свидетельствуют о том, что семья как институт ослабла во всех этих измерениях. Упадок семьи м.б. функциональным и структурным. Будучи в свое время единственным и полифункциональным институтом, семья лишилась свойственных ей функций в пользу таких институтов, как религия, образование, работа, правительство…

Семья сохранила всего две функции: выращивание детей и обеспечение членов семьи заботой и общением. Структурные потери семьи вызывают большую тревогу, нуклеарная семья становится слишком изолированной от родственников. Еще одно изменение – это снижение авторитета семьи. Нынешний упадок семьи есть основания считать экстраординарным и угрожающим.

По степени невыполнения семьей своих функций различаются понятия дезорганизации, краха и кризиса семьи. Крах – прекращение деторождения и/или неспособность родителей содержать детей, выращивание правонарушителей - дезорганизация. Между этими понятиями - тесная связь.

Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. По-видимому, именно ослабление этих мотивов раскрывает ярче всего кризис семьи как социального института и кризис самого общества.



  1. Структура и динамика семьи.



Структура семьи - т.е. состав семьи и число её членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи, по мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкис, дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором- о демократической. Различной может быть структура семьи, пишут ученые, в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.

Наиболее распространенная структура в нашем обществе - это семья, включающая взрослых (мужа, жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей (Белова В.А., 1975).

Нарушение структуры семьи - это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей своего супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).