Файл: ИНФОРМАТИКА КУРС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Информатика

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 2057

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»   

(РУТ (МИИТ)   

 

 

 

 

 

 

 

Задание для выполнения курсовой работы по дисциплине 

«Инфоратика» 

(название дисциплины) 

 

  Направление/специальность:   

« Подвижной состав железных дорог» 

 

                                                                                              (код, наименование специальности /направления) 

 

Квалификация выпускника: инженер путей сообщения 

Форма обучения: заочная 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва    2017 г. 


background image

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

В  курсовой работе производится разработка приложения в среде СУБД MS Access.   
Основными разделами, составляющими базу курсового проектирования, являются: 

  введение в информатику; 
  прикладное программное обеспечение; 
  информационное обеспечение приложений пользователя; 
  основы технологии автоматизации задач пользователя. 

 

В  состав курсовой работы входят: 

  предпроектное обследование предметной области (ПО); 
  постановка задачи; 
  информационный анализ и моделирование; 
  разработка структуры базы данных; 
  проектирование экранных форм ввода и редактирования базы данных; 
  разработка алгоритмов решения задачи и запросов к базе данных; 
  проектирование отчетных форм; 
  создание презентации по курсовой работе. 

 

В  результате выполнения курсовой работы должны быть разработаны: 

  информационно-логическая модель предметной области; 
  логическая модель базы данных; 
  контрольный пример; 
  экранные формы ввода и редактирования базы данных; 
  алгоритмы решения задачи и запросы к базе данных; 
  результаты решения задачи в виде отчета, выданного СУБД; 
  главная кнопочная форма; 

 

В  контрольный пример входят: 

  исходные данные для решаемой задачи, представленные в виде заполненных 

экранных форм; 

  отчет, выданный СУБД; 
  главная кнопочная форма. 

Экранные  формы  ввода  и  редактирования  данных  базы  необходимо  разработать  для 

всех  первичных  документов  оперативной  и  нормативно-справочной  информации, 
используемых  в  индивидуальном  задании.  Расположение  реквизитов  в  экранных  формах 
должно соответствовать их расположению в первичных документах.   

В настоящем пособии сокращение ПО обозначает “предметная область”, а не “программное 
обеспечение”. 
 

В  главной кнопочной форме в общем случае должны иметься следующие пункты: 

  ввод и редактирование данных базы данных; 
  вывод отчета на экран и печать; 
  выход из приложения. 
   

Результаты  курсовой  работы  оформляются  в  виде  технического  отчета.  Текст  отчета 

должен  быть  подготовлен  с  помощью  текстового  редактора  Word  и  представлен  в  виде 
электронной или твѐрдой копии. Текст отчѐта может быть написан аккуратно от руки; в этом 
случае отчет, выданный СУБД, должен быть выведен на печать. 

Файлы с приложением СУБД Access по работе в электронном виде приложены к печатной 

части работы на CD диске или флеш-накопителе.   
 
2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 
 

2.1. Основные этапы выполнения курсовой работы 

Курсовая работа должна быть выполнена по схеме, определяющей последовательность 
выполнения основных этапов работы [3,гл.19]. 


background image

1.  Описание ПО: определение функций, которые должны быть реализованы при решении 

задачи, и выявление ограничений ПО. 

2.  Выполнение  постановки  задачи  с  определением  входных  документов,  содержащих 

необходимую  нормативно-справочную  и  оперативно-учетную  информацию,  а  также 
форм выходных документов с результатами решения задачи на компьютере. Студент 
может  разработать  свои  формы  выходных  документов,  учитывающие  особенности 
решения задачи на компьютере. 

3.  Выполнение  информационного  анализа  описания  ПО  и  построение  информационно-

логической  модели  (ИЛМ),  отображающей  информацию,  которая  должна  быть 
размещена в базе данных (БД). 

4.  Проектирование таблиц базы данных. 
5.  Разработка схемы данных СУБД Access. 
6.  Подготовка данных для контрольного примера. 
7.  Проектирование  экранных  форм  ввода  и  редактирования  базы  данных.  Экранные 

формы  ввода  и  корректирования  данных  должны  соответствовать  структуре 
первичных документов. 

8.  Ввод данных контрольного примера в базу данных    при помощи экранных форм. 
9.  Осуществление алгоритмизации задачи, включая ввод и накопление оперативно-

учетных данных с первичных документов, обработку данных при помощи запросов и 
выдачу отчета с результатами решения задачи. 

10. Проектирование отчета, выданного СУБД. 
11. Создание диалогового приложения пользователя, объединяющего все процессы, 

связанные с решением задачи: ввод данных, корректировка БД, выполнение запросов, 
вывод отчетов на экран и печать. Диалог содержит меню в виде главной кнопочной 
формы, а также сообщения, подсказки, вопросы для управления ходом выполнения 
задачи. 

12. Разработка инструкции конечному пользователю. Проектирование приложения 

основывается на анализе процессов, протекающих в системе управления предметной 
области. В процессе анализа используются документы, применяемые в процессе 
функционирования предметной области: договора на поставку товаров, накладные, 
справочники, планы выпуска продукции, банковские документы т. п. 

 

2.2. Рекомендации по структуре курсовой работы 

Отчет по курсовому проекту должен содержать следующие разделы. 
1.  Анализ предметной области. 

1.1.Описание ПО решаемой задачи. 
1.2.Функции ПО, реализуемые задачей. 
1.3.Перечень документов. 
 

2.  Постановка задачи. 

2.1.Организационно-экономическая сущность задачи. 
2.2.Форматы входных документов. 
2.3.Описание выходной информации задачи (отчет, справка, экранная форма). 

 
3.  Разработка информационного обеспечения задачи. 

3.1.Информационный анализ входной информации, необходимой для решения задачи и 

выделение информационных объектов ПО. 

      3.2.Определение связей информационных объектов и построение ИЛМ. 

3.3.Определение логической структуры базы данных. 
3.4.Разработка исходных данных контрольного примера. 
3.5.Создание базы данных на компьютере. 
 

4.  Описание технологии и алгоритмов решения задачи и их машинная реализация. 
      4.1.Описание технологии ввода в базу данных входной информации задачи (определение 
перечня документов-источников для загрузки данных и описание макетов экранных форм для 
ввода данных). 


background image

4.2.Обобщенный алгоритм задачи и его декомпозиция на модули, реализуемые 
инструментальными средствами СУБД. 

      4.3.Алгоритмы реализации отдельных модулей задачи и их реализация (запросы, таблицы, 
формы, отчеты, макросы, стандартные программы). 
 
5.  Разработка диалогового приложения пользователя. 

5.1.Описание структуры технологического процесса обработки данных для решения 

задачи. 

5.2.Разработка и реализация пользовательского меню приложения. 
5.3.Инструкция пользователю по решению задачи в виде 
презентации.   
Приложения   
A. Распечатки исходных данных контрольного примера.   
B. Распечатки структуры базы данных (таблиц, схемы). 
C. Распечатки результатов (отчет) решения задачи по данным контрольного примера. 
 

3.  ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

Задание на курсовое проектирование содержит: 

  описание предметной области комплекса задач; 
  текст индивидуального задания, на основании которого выполняется курсовое 

проектирование. 

 

Кафедра предлагает для курсового проектирования предметную область “Отдел сбыта 
продукции предприятия
”. 
Вариант работы выбирается студентом на основании последней цифры шифра: 

№ п/п 

Последняя 

цифра шифра 

Отдел сбыта предприятия по реализации 

Автотранспорта 

Бытовой химии 

Компьютерной техники 

Офисной мебели 

Продуктов питания 

Бытовой техники 

Телекоммуникационного оборудования 

Строительных товаров 

Канцелярских товаров 

10 

Программного обеспечения (программы и игры) 

 

Студенту предоставляется право по согласованию с преподавателем предложить 

свою тему курсовой работы. 

 

3.1. Информационная система “Отдел сбыта продукции предприятия” 
3.1.1. Функции отдела сбыта 

В  качестве предметной области рассматриваются некоторые функции, выполняемые 

сотрудниками отдела сбыта предприятия в процессе: 

 

а) Планирования: 

 

отгрузки продукции в соответствии с договорами; 

 

сдачи цехами продукции на склад; 

 

поступления денежных средств за продажу продукции. 

б) Учета:   

 

фактически отгруженной продукции;   

 

фактически сданной цехами продукции на склад;   

 

поступления денежных средств, перечисленных в качестве предоплаты за 
заказанную продукцию. 

в) Анализа: 

 

корректности договоров  на поставку продукции; 

позвоните 

позвоните мне +79251328528 


background image

 

выполнения цехами плана сдачи продукции на склад;   

 

текущего запаса продукции на складах; 

 

выполнения плана отгрузки; поступления предоплаты за заказанную 
продукцию. 
 

3.1.2. Цель выполняемых функций 

  согласование планов выпуска цехами продукции и планов 
  отгрузки продукции; 
  постоянный контроль за состоянием запаса продукции на складах и за 

выполнением договорных обязательств предприятия; 

  контроль оплаты заказчиками отгруженной и/или заказанной продукции; 
  анализ выполнения годового финансового плана предприятия в части оплаты 

отгруженной и/или заказанной продукции. 

 
3.1.3. Описание предметной области 

Информация, циркулирующая в рассматриваемой предметной области, отображается в 

документах.  Ниже  в  табл.  1  ÷  10  приведены  образцы  документов  и  справочников;  они 
адаптированы к условиям учебного процесса. Описание реквизитов документов приведено в 
табл.  11.  Информация,  содержащаяся  в  документах,  разделяется  на  условно-постоянную  и 
оперативную информацию. 

Наиболее  традиционной  является  следующая  схема  (макет)  построения  формы 

документа[6, ч.2]: 
заголовочная  часть  (наименование  вида  документа,  регистрационный  номер  документа, 
постоянные реквизиты формы документа), 
содержательная часть, 
оформляющая часть (дата составления документа, подписи лиц, удостоверяющих 
информацию документа и придающих юридическую силу документу). 

 

Варианты структуры содержательной части документов: 

  анкетная форма (наименование и соответствующее значение реквизита 

документа), 

  табличная форма (многострочная таблица с наименованием граф 

(колонок), наличием детальных и итоговых строк), 

  комбинированная форма. 

 

Условно-постоянная  информация  включает  справочные  данные  о  номенклатуре 

изделий,  выпускаемых  предприятием,  о  его  цехах  и  складах,  сведения  о  плательщиках 
(заказчиках).  Эти  данные  отображаются  в  документах  «Справочник  товаров», 
«Справочник  плательщиков»,  «Справочник  цехов»  и  «Справочник  складов», 
приведенных в таблицах 1-4. Они имеют табличную форму. 

Поскольку код товара, ИНН плательщика, номер цеха и номер склада в соответствии 

с ограничениями предметной области (см. п.3.3.) уникальны и неизменны, то они однозначно 
определяют остальные реквизиты в соответствующих таблицах (см. табл.1, 2, 3 и 4).