Файл: Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 1278

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплине

«Проектирование информационных систем»

 

Курсовая работа выполняется в форме текстового изложения и состоит из теоретического обоснования проблемы и практической части, в которой применяются теоретические положения – методы и методики.

Примерная тематика курсовых работ приведена в приложении 2.

Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о достаточно высокой теоретической подготовке обучающегося и о наличии у автора необходимых знаний по теме работы. Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы. Курсовая работа должна быть написана грамотно, хорошим литературным и профессиональным языком, иметь правильно оформленный инструментальный аппарат.

Структура курсовой работы (далее КР) должна включать следующие разделы:

     титульный лист (Приложение);

     содержание;

     введение;

     1 глава. Аналитическая часть.

o  1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.

o  1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.

o  1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.

o  1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.

o  1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.

     2 глава. Проектная часть.

o  2.1. Информационная модель и её описание.

o  2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.

o  2.3. Характеристика результатной информации.

o  2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).

o  2.5. Характеристика базы данных.

o  2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).

o  2.7 Описание программных модулей.

o  2.8. Контрольный пример реализации проекта и его описание.

     Заключение;

     список литературы;

     приложения.

 

Изменять структуру и требования к содержанию параграфов курсовой работы нельзя

 

Содержание включает наименование структурных элементов курсовой работы с указанием номера страницы, на которой они помещены.

Введение характеризует:

     актуальность темы исследования: обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы;

     цель и задачи КР - краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижение поставленной цели.

 

Основная часть КР может содержать следующие части:

     главы;

     параграфы.

 

Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент КР.

Части КР должны быть взаимосвязаны. Рекомендуется, чтобы каждая глава заканчивалась выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала.

Во введении необходимо:


1.  Раскрыть актуальность темы.

2.  Перечислить вопросы, которые будут рассмотрены в проекте, акцентировав внимание на тех из них, которые предполагается решить практически.

3.  Определить цель курсового проекта.

4.  Обозначить решаемые задачи.

5.  Определить структуру курсового проекта.

 

В 1 главе в пункте 1.1. Выбор комплекса задач автоматизации необходимо среди функций управления, осуществляемых на изучаемом предприятии при выполнении рассматриваемого вида деятельности, следует выбрать ту функцию или совокупность функций, для которых будет в дальнейшем разрабатываться курсовой проект.

При описании будущей задачи целесообразно выделить:

1.       все входные информационные потоки;

2.       все выходные информационные потоки;

3.       границы рассматриваемой задачи (от какого состояния до какого трансформируется объект);

4.       взаимосвязи с другими задачами и комплексами задач;

5.       важность задачи в целом для предприятия;

6.       задействованных в решении специалистов;

7.       основные определения и понятия, свойственные рассматриваемой области;

8.       описание перечня результатных показателей, рассчитываемых на базе использования совокупности исходных показателей в процессе выполнения этих функций;

9.       указать на особенности методов расчета показателей;

10.  указать перечни используемых входных документов (файлов), в которых содержатся первичные показатели;

11.  указать перечни результатных документов(файлов), в которых отражаются результатные показатели;

12.  указать исполнителей этапов и регламенты их исполнения.

 

В пункте 1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов необходимо представить схемы, наглядно иллюстрирующие внешнее окружение задачи и ее внутреннее содержание. Необходимо проиллюстрировать, каким образом будут устранены в процессе решения задачи «слепые» зоны, в которых, как правило, образуются «завалы», создающие путаницу, возникающую, например, на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса или по иным причинам.

Описание задачи должно быть выполнено в виде единого связного текста и сопровождаться диаграммами IDEF0 (или любой другой соответствующей нотации).

В пункте 1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи необходимо:

     привести схемы документооборота для каждого документа;

     таблицы или простые расчёты, содержащие прагматические оценки потоков информации (объемы в документах, показателях и символах за год, трудовые затраты на их обработку за год, частоту возникновения и др.);

     выявить основные недостатки, присущие существующей практике управления и обработки экономической информации.

 

Далее следует сделать акцент на те недостатки, устранение которых предполагается осуществить в проекте, например:


     наличие опозданий в поставках сырья и материалов;

     наличие выплат штрафных санкций и неустоек;

     простои оборудования;

     низкая производительность труда в производственной сфере;

     невозможность расчета показателей, необходимых для управления объектом из-за сложности вычислений или большого объема информации;

     высокая трудоемкость обработки информации (привести объемно-временные параметры);

     низкая оперативность, снижающая качество управления объектом;

     невысокая достоверность результатов решения задачи из-за дублирования потоков информации;

     несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации;

     несовершенство процессов сбора, передачи, обработки, хранения, защиты целостности и секретности информации и процессов выдачи результатов расчетов конечному пользователю и т.д.

 

Исходя из описанных недостатков, необходимо осуществить расчёт планируемого эффекта, который будет достигаться при устранении выявленных недостатков и сделать вывод о возможной целесообразности применения вычислительных средств для решения задачи.

 

Пример фрагмента схемы документооборота

В пункте 1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению необходимо выполнить:

     обоснование состава и содержания входных и выходных документов, метода их построения (т.е. возможности использования унифицированных форм документов или выполнение оригинального проектирования);

     обоснование состава и методов построения экранных форм для ввода переменной и условно-постоянной первичной информации, а также форм для вывода на экран результатной информации или ответов на запросы;

     обоснование состава классификаторов, возможности использования международных, общесистемных, отраслевых или необходимости построения локальных классификаторов; определение требований к системам классификации и кодирования информации;

     обоснование способа организации информационной базы: как совокупности локальных файлов или как интегрированной базы данных с локальной или распределенной организацией; определение состава файлов, обоснование методов логической организации файлов и баз данных;

     обоснование состава и способов организации файлов с результатной и промежуточной информацией.

 

В этом разделе необходимо уделить внимание указанию всех возможных способов организации различных компонент информационного обеспечения и методов проектирования этих компонент, а затем привести обоснование выбора какого-либо варианта.

В пункте 1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению необходимо:

     дать классификацию ОС, указать факторы, влияющие на выбор конкретного класса и его версии, и обосновать выбор операционной системы;


     дать классификацию и обосновать выбор используемой СУБД.

 

При обосновании проектного решения по специальному ПО необходимо сформулировать требования, которым должны удовлетворять проектируемые программные средства (например, к большинству прикладного программного обеспечения можно выдвинуть требования надежности, эффективности, понятности пользователю, защиты информации, модифицируемости, мобильности, масштабируемости, минимизации затрат на сопровождение и поддержку и т.д.), выбрать методы и средства. Кроме того, стоит выработать требования к оформлению экранных и печатных форм, эргономике программного обеспечения.

Формулировка требований к специальному ПО должна происходить с учетом выдвинутых предложений по информационному и техническому обеспечению. При обосновании проектных решений по специальному программному обеспечению задачи необходимо:

     дать классификацию и обосновать выбор методов (например, структурное, модульное проектирование, методом “сверху вниз” или объектно-ориентированное проектирование и т.д.) и средств проектирования специального (функционального) ПО (например, использование библиотеки прикладных программ, или генератора программ, или какого-либо языка программирования);

     определить возможности выбранных программных средств, при использовании которых достигаются требования к прикладному программному обеспечению (например, возможность организации удобного интерфейса, оптимизации запросов к данным и т.п.).

 

Выбор средств проектирования и разработки по возможности необходимо аргументировать, сравнивая их с аналогичными средствами, существующими на рынке.

План обоснования целесообразно сделать следующим:

     выделить перечень требуемых элементов программного обеспечения;

     для каждого из элементов выделить множество критериев, наиболее важных при осуществлении его выбора;

     осуществить сравнение возможных альтернатив и сделать обоснованный выбор.

 

Во 2 главе в пункте 2.1. Информационная модель и её описание необходимо объяснить, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов.

Информационная модель представляет собой схему, отражающую преобразование информационных реквизитов от источников информации до её получателей или, иными словами, процесс обработки информации в информационной системе.

При построении модели следует однозначно понимать физические основы работы информационной системы и технологии её взаимодействия с внешними ИС и пользователями моделируемой ИС.

Перед тем, как рассмотреть возможное содержание самой модели, остановимся на некоторых общих правилах, которые помогу сделать интерпретацию обозначений на модели однозначной.


Правило 1 Модель читается исключительно сверху вниз.

 

 

Правило 2 У каждого элемента на модели должен быть как вход, так и выход.

Это правило не относится к источникам и получателям информации для моделируемой ИС, так как у них бывает либо выход (у источников), либо вход (у получателей).

 

Правило 3 Вход обозначается в центре верхней части элемента, а выход – в центре нижней части. Вход и выход у элемента должен быть только 1.

 

 

Правило 4 Каждая связь, подходящая на вход элемента, должна подразумевать под собой передачу как минимум одного реквизита информации. Совокупность всех реквизитов информации, передаваемая всеми входящими связями должна давать возможность сделать экземпляр обозначенного объекта (файл, записать в таблице и др.).

Правило 5 Если в рамках работы информационной системы происходит изменение состояния объекта (файла, таблицы, справочника), то это должно быть обозначено любым из символов ( «`», «!», «@», «#», «^», «&», «*» ). Под изменением, например, могут пониматься добавление записи в таблицу (insert), изменение записи в таблице (update), изменение любого байта в уже существующем файле.

 

 

При работе ИС все внешние источники и получатели информации (обозначаются символом «Terminator»  ) можно условно разделить на следующие группы, с каждой из которых наша ИС может взаимодействовать различными способами:

     внешние информационные системы или технические средства:

o  сигналы от любых датчиков или любого оборудования («Direct data»  );

o  файлы, которые были экспортированы какой-то ИС (модулем нашей ИС) и которые мы будем импортировать ( );

o  мы напрямую получаем доступ к таблицам БД внешней ИС ( );

o  мы получаем доступ к файловому хранилищу ИС, работающей в рамках архитектуры файл-сервер ( );

o  взаимодействие по какому-либо прикладному протоколу по сети ( , где название – это название или код сообщения в соответствии с прикладным протоколом);

     пользователь (человек):

o  вводит какой-либо документ, регламентируемый законодательством РФ, международным законодательством, внутренней учётной политикой в целях бухгалтерского и налогового учёта (НК РФ, ПБУ, 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»), иной внутрикорпоративной документацией («Document»  );

o        вводит данные во внутреннюю экранную форму, не являющуюся формой ввода документа из п. 1 («Display»  );

     собственно сама моделируемая ИС или её модули (в случае если информационная модель строится отдельно для подсистем ИС работающих по отдельности):

o  получает доступ к своим таблицам ( ), справочникам ( ), файлам ( ).

 

При построении модели в рамках неё можно выделить семь логических уровней (присутствие всех из них одновременно не обязательно и зависит от содержания процесса обработки информации):

1)       источники информации  ;

2)       первичные документы или файлы    ;