Файл: Методичка Курсовая.docx

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 5653

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»


Кафедра Информационных систем


УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор,

кандидат экономических наук


___________________

А.И. Васильев



Методические указания
для выполнению курсовой работы по дисциплине

«Методы и средства проектирования информационных систем и технологий»


Направление подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии

Профиль подготовки: Разработка, сопровождение и обеспечение безопасности информационных систем

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная


Обсуждено

на заседании кафедры

Информационных систем

«20» апреля 2017 г.

протокол № 3

Составители:

к.э.н., доц. Денисов Д.В.,

к.э.н., доц. Култыгин О.П.,

Тимошин П.А.



Москва 2017 г.


Содержание


























  1. Общие положения по написанию курсовой работы


Выполнение курсовой работыявляется необходимым элементом учебного процесса по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии.

Курсовая работа –– самостоятельная учебно-методическая и исследовательская работа обучающихся, выполняемая под руководством преподавателя, в соответствии с учебным планом.

Целью выполнения курсовой работы является развитие у обучающихся творческих способностей, навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением научной и учебной литературы, нормативных правовых актов по выбранной теме (задаче) и их применения для практической реализации задачи курсовой работы, овладение методами современных научных исследований, формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, умений формулировать выводы.

Выполнение курсовой работы проводится с целью формирования общепрофессиональных компетенций и способностей к исследовательской работе, позволяющих:

  • осуществлять поиск и использование информации (в том числе справочной, нормативной и правовой), сбор данных с применением современных информационных технологий, необходимых для решения профессиональных задач;

  • выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, применяя современные программные продукты;

  • анализировать результаты расчетов, используя современные методы интерпретации данных, обосновывать полученные выводы.


В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

  • систематизация и конкретизация теоретических знаний по соответствующим циклам дисциплин;

  • приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;

  • формирование у обучающихся системного мышления через определение целей и постановку задач работы и навыков ведения научно- исследовательской работы;

  • самостоятельное исследование актуальных вопросов;

  • развитие у обучающихся логического мышления и умения аргументировано излагать мысли при анализе теоретических проблем и практических примеров, умения формулировать выводы и предложения.

Требования к курсовой работе:

  • четкость формулирования задачи и исследуемых вопросов;

  • полнота обоснования актуальности рассматриваемой задачи, изложения степени изученности задачи и ее современного состояния;

  • самостоятельность в творческой переработке теоретического и практического материала на основе правильного применения понятийного и методологического аппарата;

  • полнота и правильность иллюстративного материала, отражающего процесс решения задачи

  • аргументированность и обоснованность выводов по результатам исследования;

  • целостное, логически последовательное, четкое и ясное изложение материала;

  • оформление в соответствии с требованиями.

Курсовая работа, как и другие письменные работы обучающегося, подлежит размещению в электронном портфолио обучающегося в электронной информационно-образовательной среде Университета (URL: my.megacampus.ru).

Отдельные положения курсовой работы могут быть рекомендованы для доклада на студенческой научной конференции.


  1. Обязанности руководителя курсовой работы и студента


Руководитель курсовой работы:

  • осуществляет контроль выполнения курсовой работы;

  • согласовывает со студентом тему курсовой работы;

  • консультирует по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;

  • рекомендует обучающемуся необходимую литературу и фактический материал;

  • проводит регулярные консультации;

  • осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы;

  • оценивает курсовую работу;

  • дает отзыв на курсовую работу.

Обучающийся обязан:

  • выполнить курсовую работу в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями

  • представить окончательный вариант курсовой работы к дате защиты, установленной расписанием.


  1. Порядок выбора и закрепления темы курсовой работы


Тематика курсовых работ разрабатывается на основании требований к подготовке обучающихся с учетом профиля подготовки и одобряется на заседании кафедры. Перечень тем курсовых работ содержится в рабочей программе дисциплины. Обучающийся имеет право выбрать одну из тем, предусмотренных рабочей программой дисциплины, или тема курсовой работы может быть предложена обучающимся при условии обоснования необходимости ее разработки, соответствия изучаемой дисциплине и профилю подготовки.


Для закрепления темы курсовой работы студент в установленные деканатом сроки подает соответствующее заявление на имя декана факультета (ПРИЛОЖЕНИЕ А) предварительно заверив его у руководителя курсовой работы.


  1. Тематика курсовых работ


4.1 Общие рекомендации по формированию темы курсовых работ

Можно выделить несколько классов тем курсовых работ по следующим признакам:

  • по объему охвата ИС и ее компонентов в качестве объектов проектирования (например, автоматизация решения автономной задачи, комплекса задач, разработка однопользовательских ИС, разработка модуля в составе распределенной ИС, подсистемы ИС и т.д.);

  • по типу той информации, которую призвана хранить и обрабатывать разрабатываемая информационная система (например, проектирование Системы управления текстовыми документами, Информационно-поисковой системы, работающей в сети Internet и т.д.);

  • по классу алгоритмов обработки экономической информации и предлагаемых для их реализации в проекте информационных технологий (например, Систем подготовки принятия управленческих решений, Экспертных систем и др.);

Каждый класс тем предполагает определенную специфику в составе и содержании разделов работы.

Тематика курсовых работ:

  • автоматизация решения задачи;

  • разработка однопользовательской ИС;

  • разработка модуля в многопользовательской ИС.

Основным критерием при выборе постановки задачи может быть количество реализуемых функциональных информационных технологий (ФИТ). Как известно, ФИТ - некоторая реализация предметной технологий с использованием одной или нескольких информационных технологий.

Примером ФИТ может служить технология электронного безналичного перечисления денежных средств. Технологические этапы последовательно выполняют операционист, администратор, сотрудник отдела межбанковских расчетов и т.д. Первичной информацией будут являться реквизиты платежного документа, результатной - обновленные файлы, содержащие информацию о расчетных и корреспондентских счетах, аналитическая банковская отчетность и т. д.

Если решаемая задача охватывает одну ФИТ, речь идет об автономной задаче. Если две или несколько, но решаемых на одном рабочем месте - о комплексе задач или об однопользовательской ИС. Если же технологии (или часть решаемых технологий) реализуются не полностью, а результатная информация передается на дальнейшую обработку (т. е. выполняются технологические этапы ФИТ), разрабатывается модуль в рамках многопользовательской ИС.

При проектировании и разработке первых двух классов задач обычно используется функционально-модульный или структурный подход, при разработке же многопользовательской ИС, в последнее время все чаще используется объектно-ориентированный подход. Объектно-ориентированный подход может применяться при проектировании всех классов задач, поэтому не следует заведомо ограничивать «область допустимых значений» методики проектирования. Использование новейших методик проектирования и разработки является неотъемлемым условием жизнеспособности ИС в условиях современной технологической революции.



4.2. Примеры тем курсовых работ

Правильно сформулированными являются следующие примеры тем курсовых проектов:

  1. Автоматизация делопроизводства в МОУ «Сибирская СОШ №2»

  2. Автоматизация учета продаж ООО «Мастерская мебели»

  3. Автоматизация управленческого учета видеосалонов ООО «АртВидео»

  4. Автоматизация планирования продаж отдела полиграфии ЗАО «Амтек»

  5. Автоматизация учета лизинговых операций в ООО «СферАудит»

  6. Автоматизация подготовки бухгалтерской отчетности в МСФО для компании “1С Глобальные системы”


Комментарии:

1. В теме обязательно должна быть отражена проектная задача, которая решается студентом, а именно автоматизация какого-либо участка деятельности компании, т.е. разработка автоматизированной системы (это может быть самостоятельная программа, модуль в рамках комплексной системы автоматизации, сайт и так далее). Для специальности “Информационные системы и технологии” это также может быть разработка программного, аппаратного или программно-аппаратного комплекса, например, разработка устройства сопряжения и соответствующих драйверов.

Также в теме указывается объект, где происходит разработка и внедрение проекта. Если разработка осуществляется для конкретного предприятия или организации, то указывается ее организационно-правовая форма и полное название. Если осуществляется типовая разработка, то указывается общее направление и вид деятельности организации. Например:

  • Автоматизация учета успеваемости в высшем учебном заведении

  • Автоматизация учета успеваемости в средней школе

  • Автоматизация учета пациентов в городской поликлинике

  • Автоматизация учета пациентов в районной больнице

2. Тема курсовой работы должна быть максимально краткой и информативной. Наиболее частыми ошибками при формировании тем являются.

  • Указание дополнительных сведений об организации, для которой осуществлялась разработка, например: "малое предприятие", "завод", "производственное предприятие" и так далее, это лишнее, нужно указать только название компании, включая организационно правовую форму, например: ООО «СферАудит».

  • Отсутствие конкретики в теме, слишком узкая тема или наоборот слишком обширная, примеры таких некорректных тем: "Разработка корпоративной информационной системы ЗАО "Бондарь" (тема слишком обширная, для разработки КИС требуется коллектив в десятки сотрудников и несколько месяцев, а иногда и лет работы), "Автоматизация ведения базы клиентов ООО "Лагуна" (тема слишком узкая, ведение одной базы это задача для лабораторной работы 3-го курса, но не курсовой работы), "Автоматизация работы сотрудника отдела продаж ЗАО "Ристинг" (тема не конкретная, т.к. не понятна автоматизируемая задача), "Автоматизация сводного учета по данным синтетического учета в ООО "Беркли" (тема неоправданно раздута, нет никакой необходимости в детализации поставленной задачи - автоматизации сводного учета, как именно решается задача раскрывается в курсовой работе).


3. Тема курсовой работы в обязательном порядке согласовывается с руководителем. В случае несогласия студент имеет право подать на утверждение тему в собственной редакции, но руководитель со своей стороны может указать на несоответствие темы содержанию работы.


Рекомендуемые темы для курсовой работы

  1. Автоматизация продажи авиабилетов.

  2. Автоматизация продажи железнодорожных билетов.

  3. Автоматизация продажи театральных билетов.

  4. Автоматизация учета труда и заработной платы.

  5. Автоматизация складского учета.

  6. Автоматизация материально-технического учета.

  7. Автоматизация статистического учета.

  8. Автоматизация оперативно-технического учета.

  9. Автоматизация управленческого учета.

  10. Автоматизация производственного учета.

  11. Автоматизация учета основных средств.

  12. Автоматизация расчетов с поставщиками и подрядчиками.

  13. Автоматизация документооборота предприятия.

  14. Автоматизация расчетов с клиентами.

  15. Автоматизация контроля исполнения документов.

  16. Автоматизация учета кассовых операций.

  17. Автоматизация учета банковских операций.

  18. Автоматизация расчетов с подотчетными лицами.

  19. Автоматизация учета операций по расчетному счету.

  20. Автоматизация учета операций по валютному счету.

  21. Автоматизация аналитического учета предприятия.

  22. Автоматизация синтетического учета предприятия.

  23. Автоматизация учета расхода топлива и электроэнергии на производство.

  24. Автоматизация учета капитальных вложений.

  25. Автоматизация учета инвестиций и ценных бумаг.

  26. Автоматизация учета арендованных средств.

  27. Автоматизация учета затрат на производство.

  28. Автоматизация аналитического учета затрат на производство.

  29. Автоматизация учета расхода материалов на производство.

  30. Автоматизация учета выпуска готовой продукции.

  31. Автоматизация обработки обращений в службу технической поддержки.

  32. Автоматизация учета нематериальных активов.

  33. Автоматизация учета кадров.

  34. Автоматизация учета студенческого контингента.

  35. Автоматизация учета контингента учащихся.


4.3. Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 331с.


Дополнительная литература:

  1. Грекул В.И. Проектирование информационных систем: учебное пособие / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. - 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. ЛЗ, ИНТУИТ.РУ, 2012. – 300с.

  2. Советов Б.Я. Базы данных: учебник / Б.Я.Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовский. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 463с.

  3. Федорова Г.Н. Информационные системы: учебник. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 208с.


5. Структура курсовой работы


5.1 Общие положения

Вне зависимости от решаемой задачи и подхода при проектировании структура курсовой работы такова:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ