Файл: Курсовая Разработка организационноо-правового обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 609

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)


Институт информационных наук и технологий безопасности

Факультет информационных систем и безопасности



Кафедра информационных технологий и систем



КОСТИН СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ


РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИС




Курсовая работа

студента 3 курса направлению 230700.62,


профиль «Прикладная информатика в информационной сфере»












Студент (подпись) Научный руководитель


_____________________________


(должность, учёная степень, учёное звание,

фамилия, инициалы)



Отметка_____________________


Дата, подпись научного руководителя.





Москва 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИС………4

1.1 Правовое обеспечение………………………………………………………..…4

1.2 Организационное обеспечение……………………………………………..…..5

1.3 Стандарты оформления проектной документации……………………….….9

Выводы:………………………………………………………………….……….…11

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ………………………………………………………...………….12

2.1 Нормативно-правовая база.…………………..…………………...……..……12

2.2 Основные положения государственной политики в сфере обеспечения безопасности.……………………………………………………………………….14

2.3 Закон о персональных данных ……………………………...………………15

Выводы:………………………………………………………………..……………16

Глава 3. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИС……………………………………………17

3.1 Обеспечение ИС…………………………………………………….…...……..17

3.2 Структура правового обеспечения……………………………..…….………19

3.3 Пример……………………………………………………………………....…..20

Выводы: ……………………………………………………………………..….…..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……22

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………23

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….24

















ВВЕДЕНИЕ

Создание ИС и Информационных технологий представляет собой сложный процесс проектирования. Целью проектирования являются подготовка проектных документов и внедрение человеко-машинной системы управления организацией. В процессе проектирования выявляются наиболее существенные характеристики экономического объекта, изучаются его внешние и внутренние информационные потоки, создаются математические и физические аналоги исследуемой системы и её элементов, ставят условия взаимодействия человека и технических средств управления.

Качество проектирования ИС в значительной мере определяется уровнем решения задач по организации и управлению проектированием ИС.


При проектировании и создании информационных систем необходимо также создать организационно правовую документацию для успешного использования ИС.

Актуальность:

Актуальность этой работы состоит в том, что правовое и организационное обеспечение является неотъемлемой частью ИС. Без разработки организационно-правового обеспечения невозможно эффективное функционирование ИС.

Цели работы:

- Провести обзор требований к организационно-правовому обеспечению.

- Составить структуру обеспечения ИС.

- Дать понять, что представляет собой организационно-правовое обеспечение.

Задачи работы:

- Изучить научную и юридическую литературу, связанную с разработкой организационно-правового обеспечения.

- Рассмотреть основные аспекты организационно-правового обеспечения.

- Привести пример организационного обеспечения ИС.

















Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИС


1.1 Правовое обеспечение.

Правовое обеспечение - представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении ИС и ИТ.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.































1.2 Организационное обеспечение.

Организационной основой адаптации и функционирования информационных технологий (ИТ) является организационно-методическое обеспечение в виде подсистемы ИТ. Подсистема «Организационно-методическое обеспечение ИТ – это совокупность проектно-технической, нормативно-методической документации, регламентирующая порядок организации работы персонала, оборудования, программ по внедрению и функционированию ИТ».

Эта часть обеспечения ИТ включает в себя:

- комплект проектно-технической документации по описанию и порядку применения ИТ и её отдельных компонентов в решении задач пользователя в рамках автоматизированной ИС, построенной на базе ИТ;

- организационная и технологическая документация по эксплуатации ИТ, в том числе по технике безопасности работы, регламентирующая нормативы и методику по поддержанию нормальной работоспособности оборудования;

- инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы штатного персонала в рамках конкретной ИТ., обеспечения управленческой деятельности.


Организационная и технологическая документация ИТ определяется областью использования ИТ, которая достаточно обширна. Поэтому необходимо говорить о нормативно-правовой базе ИТ, применительно к различным сферам деятельности человека, охватывающим его жизненное пространство.

Обозначим некоторые основные нормативные документы, регулирующие процесс информатизации в РФ. Это, прежде всего, Федеральный закон, Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.06 г. В нём даётся характеристика основных понятий, используемых в условиях информатизации общества и, в частности, образования. Закон также содержит положения о правах граждан на информацию, информационные ресурсы и информационные системы, правила доступа к информации различного уровня, и порядок защиты информации.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании ИТ и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) имеет своей целью создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. Кроме того, закон направлен на защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защиту интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. В законе определены обязанности государства, юридических и физических лиц в сфере международного информационного обмена.

В частности, органы государственной власти Российской Федерации:

- содействуют внедрению современных ИТ, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене;

- стимулируют расширение взаимовыгодного международного информационного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц в Российской Федерации;


- создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере.

Эргономика. Важным аспектом работы с ИТ и, особенно, программными и техническими средствами, является создание комфортных условий работы с ними штатного персонала ИТ. В практической реализации ИТ задействуется определённый перечень категорий работников.

В состав штатного персонала, в зависимости от характера ИТ, могут быть включены следующие категории: системный программист, прикладной программист, сетевой администратор, администратор баз данных, эксперт предметной области ИТ, инженер по знаниям, инженер по комплексу технических средств, инженер по качеству и развитию, оператор ЭВМ, директор информационно-вычислительного центра (ИВЦ), его заместитель, а также технический персонал. Каждая из указанных категорий работников должны иметь соответствующую нормативную документацию, в частности, положение о структурном подразделении ИВЦ, должностные и рабочие инструкции, технологические карты.

Создание комфортных условий вышеуказанных категорий работников достигается соблюдением норм освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования, использованием дизайна помещений и специальной мебели, а также за счёт выполнения санитарных, противопожарных и других требований. Первоочередным аспектом названной проблемы считается организация эргономичных, то есть комфортных, научно организованных рабочих мест, защищённых от различных вредных воздействий.

Эргономика – это научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств работникам. С точки зрения использования новых ИТ и современных технических средств под эргономикой принято понимать область науки, занимающуюся «человеческим фактором», «человеко-машинным интерфейсом», т.е. разработкой оборудования, с которым человек находится в непосредственном взаимодействии, с учётом стандартов по безопасности, эффективности, комфорту и условий эксплуатации такого оборудования.

Компьютер, как любой инструмент, оказывает определённое воздействие на работников. Режим труда и отдыха, работающих на компьютере определяется «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (Постановление Главного государственного врача РФ №118 от 13. 06. 2003 г.). В них представлены гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работ.


Эргономичность ИТ предполагает также и обеспечение комфорта для конкретного пользователя. Комфорт – это совокупность удобств: благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, рабочих мест и прочих условий для социума и индивидуумов. В первую очередь рабочее место характеризуется используемой мебелью. Стол и стул должны быть подобраны в соответствии с особенностями роста таким образом, чтобы при работе за компьютерной техникой предплечья по отношению к плечу и голень по отношению к бедру были под прямым или под тупым углом. Значение имеют цвет и отражающая способность поверхности стола. Предпочтительно пользоваться специальными полумягкими компьютерными креслами с подъёмно-поворотными устройствами, имеющими подлокотники, основание на колёсиках, возможность регулировать высоту сидения и угол наклона спинки.

Освещение бывает естественным и искусственным. В последнем случае используют различные светильники. При этом освещённость помещений бывает общей, когда светильники размещены на потолке и стенах, местной – при использовании настольных ламп и смешанной (комбинированной).

Кроме того, необходимо в рабочей зоне ЭВМ поддерживать рациональный микроклимат. Климат – это совокупность всех условий погоды в данной местности за период в несколько десятков лет. Микроклимат – это местный климат, т.е. образующийся или устанавливаемый над земной поверхностью, в зданиях и помещениях. С позиций микроклимата состояние воздушной среды в рабочих помещениях определяется следующими параметрами:

- температуры воздуха,

- относительная влажность, представляющей отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе данного состояния, к его количеству, насыщающему воздух при данной температуре,

- подвижность воздуха, то есть скорость его перемещения без учёта направления,

- средневзвешенная температура окружающих поверхностей предметов.

Для поддержания параметров микроклимата в помещениях используются системы теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха.

В организациях, использующих ИТ, компьютерные программно-технические средства и телекоммуникации, организуют системы: климат-контроля, автоматизированных систем пожаротушения, автономного электропитания с аккумуляторными источниками бесперебойного питания и дизель-генераторами, мониторинга состояния оборудования и каналов связи, видеонаблюдения и контроля доступа, в том числе авторизации с использованием контроля биометрических параметров потенциальных пользователей ИС.

Комплекс организационной и технологической документации сопровождения ИТ. Комплекс этого вида технической документации является обязательным компонентом ИТ. Следует различать минимальный и расширенный объем технической документации. Как правило, минимальный объем документации входит в так называемый «коробочный» вариант поставки программного обеспечения ИТ. Он включает инструкцию по инсталляции программы, лицензионное соглашение, описание программы, справочно-информационную систему в виде «помощи» («справки»).