Файл: Юридическая психология МУ ИД.pdf

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 3307

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

31 

6.  Коробицына М. Б. Психологическое исследование в структуре судеб-

ной экспертизы / М. Б. Коробицына. – Одесса, 2005. 

7.  Кудрявцев  И.  А.  Методологические  основы  и  принципы  судебно-

психологической  экспертизы  психологического  воздействия  / 
И. А. Кудрявцев, Д. С. Чижова. – М. : ФГУ ГНЦССП им. В. П. Серб-
ского Минздравсоцразвития России, 2011. 

8.  Мамайчук  И.  И.  Экспертиза  личности  в  судебно-следственной  прак-

тике / И. И. Мамайчук. – СПб., 2002. 

9.  Нагаев В. В. Основы судебно-психологической экспертизы : учеб. по-

собие для вузов / В. В. Нагаев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 
2000. 

10. Назаров О. А. Теория и практика судебно-психологической эксперти-

зы / О. А. Назаров. – М., 2013. 

11. Романов  В.  В.  Актуальные  проблемы  судебно-психологической  экс-

пертизы в уголовном и гражданском процессе / В. В. Романов.  – М., 
2003. 

12. Ситковская  О.  Д.  Аффект:  криминально-психологическое  исследова-

ние / О. Д. Ситковская. – М. : Юрлитинформ, 2001. 

13. Ситковская  О.  Д.  Новые  направления  судебно-психологической  экс-

пертизы  :  справ.  пособие  /  О.  Д.  Ситковская,  Л.  П.  Конышева, 
М. М. Коченов. – М. : Юрлитинформ, 2000. 

14. Психологическая  экспертиза  несовершеннолетних  в  уголовном  про-

цессе : науч.-метод. пособие. – М., 2001. 

 

Контрольные вопросы к теме 10 

1.  Назовите причины популярности судебно-психологической эксперти-

зы в наше время. 

2.  Определите  разграничение  компетенции  между  экспертами  при  про-

ведении психолого-психиатрической экспертизы. 

3.  Определите  комплекс  знаний,  необходимых  при  проведении  экспер-

тизы, предметом которой является изучение личности обвиняемого. 

4.  Определите  комплекс  знаний,  необходимых  при  проведении  экспер-

тизы, предметом которой является эмоциональное состояние исследу-
емого лица. 

 


background image

 

32 

ТЕМА 11. ПЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
Предмет,  задачи  и  основные  принципы  пенитенциарной  психологии. 

Предпосылки  возникновения  пенологической  психологии.  Структура  пеноло-
гической  психологии.  Связь  пенологической  психологии  с  другими  науками. 
Историческое развитие пенологической психологии. 

Кара  как  фактор  отрицательного  подкрепления  в  процессе  наказания. 

Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы. 

Ощущение и его свойства: качество, сила, длительность. Понятие порога 

ощущения,  минимальный  и  максимальный  пороги  ощущений.  Адаптация.  Ха-
рактерные  особенности  восприятия  у  осужденных.  Особенности  проявления 
эмоций  и  чувств  у  осужденных.  Эмоциональное переживание  лишения свобо-
ды.  Состояние  напряженности.  Возможности  исправления  некоторых  черт  ха-
рактера осужденных. Нарушение механизмов целеполагания у осужденного как 
результат влияния криминогенной среды. 

Методы  «модификации  поведения»:  электрический  шок,  психохирургия, 

генная  инженерия,  гипнотическое  внушение,  неопределенные  приговоры,  ле-
карственное  обусловливание,  социальный  контроль  поведения.  Критика  «мо-
дификации  поведения»  и  возможности  применения  ее  методов  в  российской 
пенитенциарной практике. 

Труд в ИТУ как средство социально-психологического контроля. Трудо-

вая деятельность как элемент стимулирования процесса самоактуализации лич-
ности осужденного. 

Самоосуждение  провинившейся  личности.  Катарсис  как  результат  пози-

тивного переосмысления жизненной позиции осужденным. 
 

Основные понятия темы 

Пенитенциарная  психология,  гомеостаз,  гетеростаз,  наказание,  кара,  ис-

правление, отношение, стресс, тревожность, психологическая коррекция, ресо-
циализирующая  деятельность,  социальная  реадаптация,  самоосуждение,  вина, 
катарсис. 
 

Основная литература 

1.  Ахмедшин  Р.  Л.  Юридическая  психология  :  курс  лекций  /  Р.  Л.  Ах-

медшин.  –  Томск  :  Эль  Контент,  2011.  –  228  с.  –  Режим  доступа: 
https://fdo.tusur.ru/study/library/info.php?id=12AAA5852AA5DF7CC625

791A0016FEB9 (дата обращения: 13.04.2016). 


background image

 

33 

2.  Дикопольцев  Д.  Е.  Коррекция  и  профилактика  аутоагрессивного  по-

ведения  несовершеннолетних  осужденных  /  Д.  Е.  Дикопольцев  // 
Юридическая психология. – 2015. – № 2. – Режим доступа: доступ из 
справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 

3.  Поздняков  В.  М.  Актуальные  проблемы  пенитенциарной  психологии 

как науки и области психопрактики / В. М. Поздняков // Юридическая 
психология.  –  2015.  –  №  2.  –  Режим  доступа:  доступ  из  справочной 
правовой системы «КонсультантПлюс». 

4.  Фадеева К. Ф. К вопросу об изучении психологических особенностей 

несовершеннолетних  осужденных  женского  пола  /  К.  Ф.  Фадеева  // 
Юридическая психология. – 2015. – № 2. – Режим доступа: доступ из 
справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 

 

Дополнительная литература 

1.  Антонченко В. В. Пенитенциарная педагогика и пенитенциарная пси-

хология  :  курс  лекций  /  В.  В.  Антонченко,  О.  М.  Климова, 
О. А. Шиманская. – Новокузнецк : ФКОУ ВПО Кузбасский институт 
ФСИН России, 2012. 

2.  Антонян  Ю.  М.  Психологические  особенности  осужденных  за  кражи 

личного  имущества  и  индивидуальная  работа  с  ними  /  Ю.  М.  Анто-
нян. – М., 1989. 

3.  Ахмедшин Р. Л. Основы пенитенциарной психологии : учеб. пособие / 

Р. Л. Ахмедшин. – Новокузнецк : ФКОУ ВПО «Кузбасский институт 
ФСИН России», 2013. 

4.  Бовин  Б.  Г.  Преодоление  факторов,  препятствующих  исправительно-

му воздействию на осужденных / Б. Г. Бовин. – М. : НИИ ФСИН Рос-
сии, 2005. 

5.  Бовин  Б.  Г.  Рабочая  книга  пенитенциарного  психолога  /  Б.  Г.  Бовин, 

В. П. Голубев. – М., 1998. 

6.  Бохан  Н.  А.  Реабилитационно-профилактическая  помощь  осужден-

ным  с  расстройствами  адаптации  и  аддиктивными  состояниями  в 
условиях  социальной  изоляции  :  учеб.  пособие  /  Н.  А.  Бохан, 
Е. Н. Кривулин. – Томск ; Челябинск : ПИРС, 2013. 

7.  Димитров А. В. Основы пенитенциарной психологии : учеб. пособие / 

А.  В.  Димитров,  В.  П.  Сафронов.  –  М.  :  Московский  психолого-
социальный институт, 2003. 


background image

 

34 

8.  Данилин Е. М. и др. Характеристика личности осужденного (социаль-

но-психологический портрет) : учеб.-метод. пособие / Е. М. Данилин, 
Г. В. Строева и др. – М. : НИИ УИС Минюста России, 2004. 

9.  Дмитриев  Ю.  А.  Пенитенциарная  психология  :  учебник  для  вузов  / 

Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. 

10. Литвишков  В.  М.  Социально-педагогические  основы  исправления 

несовершеннолетних осужденных : учеб. пособие / В. М. Литвишков. – 
М., 2006. 

11. Литвишков  В.  М.  Пенитенциарная  педагогика  /  В.  М.  Литвишков, 

А. В. Митькина. – М., 2004. 

12. Личность  осужденного:  социальная  и  психологическая  работа  с  раз-

личными категориями : учеб.-метод. пособие. – М.: НИИ ФСИН Рос-
сии, 2006. 

13. Михлин  А.  С.  Характеристика  осужденных  к  лишению  свободы  :  по 

материалам  специальной  переписи  1999  года  /  А.  С.  Михлин.  –  М., 
2001. 

14. Преступление и наказание от «А» до «Я» : словарь по пенитенциарной 

психологии. – М., 2009. 

15. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992. 

 

Контрольные вопросы к теме 11 

1.  Какие  психические  состояния  наиболее  свойственны  личности  осуж-

денного? 

2.  Что такое позитивная и негативная адаптация осужденного лица? 

3.  Как  оптимизировать  стрессовое  давление  на  осужденного,  не  рискуя 

его психологической целостностью? 

4.  Какие  основные  способы  исправления  и  перевоспитания  осуждения 

существуют? 

5.  Дайте характеристику процессу катарсиса осужденного. 

6.  Назовите основные психологические проблемы социальной реадапта-

ции лиц, отбывших уголовное наказание. 

7.  Чем отличается «вина» в пенологическом и уголовно-правовом пони-

мании? 

8.  Раскройте  основные  проблемы  этического,  идеологического  и  эконо-

мического характера «модификации поведения» осужденных. 

 


background image

 

35 

ТЕМА 12. СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ  
Методологические  основы  судебной  психологии.  Объект  судебной  пси-

хологии  –  отдельные  лица  и  малые  группы,  принимающие  непосредственное 
участие  в  судебных  мероприятиях  на  этапе  предварительного  следствия  и  в 
процессе судебного разбирательства. Роль общения в деятельности участников 
судебного процесса. 

Психология  подсудимого.  Психологические  особенности  личности  госу-

дарственного обвинителя и защитника. 

Психология  судьи,  общественного  обвинителя  и  защитника.  Профессио-

грамма судьи. Психология оценки доказательств на основе личного мнения: со-
держание и проблемы. 

Человек в розыскном, состязательном и смешанном процессе. Характери-

стика основных установок и ролевых позиций. 

Психологические  особенности  суда  присяжных  заседателей.  Психологи-

ческие приемы выбора оптимального состава присяжных. Формирование уста-
новок на предпочтение позиции у присяжных заседателей. 

Психологические аспекты достоверности и судебной оценки результатов 

оперативно-розыскной и следственной работы. 

Психологические основы и приемы перекрестного допроса. 
Общая  психологическая  характеристика  судебного  процесса.  Культура 

судебного  процесса  –  важнейшая  предпосылка  качественного  рассмотрения 
уголовных  дел.  Суд  и  общественное  мнение.  Морально-этические  сценарии 
участников  судебного  процесса  как  носителей  определенных  социальных  ро-
лей. 
 

Основные понятия темы 

Судебная психология, общение, ролевые позиции, установки, обществен-

ное  мнение,  профессиограмма,  морально-этический  сценарий,  перекрестный 
допрос, некарательное воздействие в суде. 
 

Основная литература 

1.  Ахмедшин  Р.  Л.  Юридическая  психология  :  курс  лекций  /  Р.  Л.  Ах-

медшин.  –  Томск  :  Эль  Контент,  2011.  –  228  с.  –  Режим  доступа: 
https://fdo.tusur.ru/study/library/info.php?id=12AAA5852AA5DF7CC625

791A0016FEB9 (дата обращения: 13.04.2016).