Файл: ИТ в экономике (практикум) задание № 1.2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Информационные технологии в экономике

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 1488

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно проводить линию регрессии на основании полного набор данных, однако изначально мы не работаем для получения точных значений, поэтому требуется разбить курсы доллара и евро на соответствующие интервалы. Возьмём число интервалов и поделим соответствующие курсы на интервалы в соответствии с таблицами:

Для евро:

Для доллара:

5 месяцев

5 месяцев

41,1311

41,13

41,84

41,49

29,3916

29,39

30,27

29,83

46,8392

41,84

42,56

42,20

36,4267

30,27

31,15

30,71

8

42,56

43,27

42,91

8

31,15

32,03

31,59

0,7135125

43,27

43,99

43,63

0,879388

32,03

32,91

32,47

44,2204404

43,99

44,70

44,34

33,47334

32,91

33,79

33,35


44,70

45,41

45,06


33,79

34,67

34,23

45,41

46,13

45,77

34,67

35,55

35,11

46,13

46,84

46,48

35,55

36,43

35,99



Используя данные таблиц требуется построить матрицу корреляции по интервалам, после чего составлять линию регрессии.

Матрица корреляции представляет из себя таблицу на полей, в каждой из клеток которой записано количество дней, курсы которых попадают в соответствующий ей интервал по доллару и по евро.

Однако, в рамках Excel это можно осуществить при помощи умножения двух матриц.

Табл. $

Дата и курс доллара

01.01.2009

02.01.2009

03.01.2009

04.01.2009

...

31.05.2009

29,3916

29,3916

29,3916

29,3916

...

30,9843

35,55

36,43

0

0

0

0

...

0

34,67

35,55

0

0

0

0

...

0

33,79

34,67

0

0

0

0

...

0

32,91

33,79

0

0

0

0

...

0

32,03

32,91

0

0

0

0

...

0

31,15

32,03

0

0

0

0

...

0

30,27

31,15

0

0

0

0

...

1

29,39

30,27

1

1

1

1

...

0

Табл. Є

Дата и курс евро

41, 1311

41, 8446

42, 5581

43, 2716

43, 9852

44, 6987

45, 4122

46, 1257

41, 8446

42, 5581

43, 2716

43, 9852

44, 6987

45, 4122

46, 1257

46, 8392

01.01. 2009

41, 4275

1

0

0

0

0

0

0

0

02.01. 2009

41, 4275

1

0

0

0

0

0

0

0

03.01. 2009

41, 4275

1

0

0

0

0

0

0

0

04.01. 2009

41, 4275

1

0

0

0

0

0

0

0

31.05. 2009

43, 378

0

0

0

1

0

0

0

0


Создадим две таблицы, 8x151 и 151x8, которые будут служить нам вспомогательными матрицами. В каждой из таблиц число 151 – это число дней в исследуемом временном промежутке (5 месяцев), а 8 – число интервалов. Над каждым из 151 столбцов (151 строк соответственно во второй таблице) проставим даты и соответствующие курсы доллара (евро), а перед каждой из 8 строк (столбцов) проставим значения и для данного интервала так, как указано в таблицах.

Теперь, в каждой ячейке таблицы требуется определить, попадает ли соответствующий ей курс в интервал, указанный для этой ячейки. Результат выполнения условий и получаем, используя логическую функцию «ЕСЛИ» и объединение условий «И». На выходе имеем требуемую таблицу, в которой каждому дню должна соответствовать лишь одна единица и 7 нулей (очевидно, что каждый курс может попадать лишь в один интервал).

Далее при помощи умножения матриц (именно в порядке Доллар на Евро, а не наоборот, так как в результате должна выйти матрица 8х8) мы получаем матрицу корреляции:


Евро:

41,1311

41,8446

42,5581

43,2716

43,9852

44,6987

45,4122

46,1257


Доллар:

41,8446

42,5581

43,2716

43,9852

44,6987

45,4122

46,1257

46,8392


35,5473

36,4267

0

0

0

0

0

14

8

9

31

34,6679

35,5473

0

0

0

0

2

8

3

0

13

33,7885

34,6679

0

0

0

0

5

5

1

0

11

32,9092

33,7885

0

0

0

10

19

10

5

0

44

32,0298

32,9092

0

6

4

14

0

0

0

0

24

31,1504

32,0298

1

1

1

8

0

0

0

0

11

30,2710

31,1504

2

0

0

4

0

0

0

0

6

29,3916

30,2710

11

0

0

0

0

0

0

0

11


14

7

5

36

26

37

17

9


Данная корреляционная матрица может быть переведена в графический вид. Если на координатной плоскости, по оси которой отмечается курс евро, а по оси – курс доллара, отметить пары курсов за каждые сутки, после чего поделить плоскость по осям на данные интервалы, то в каждую из образовавшихся ячеек войдёт указанное в таблице количество точек. Для проверки: суммарное количество точек должно соответствовать количеству дней в исследуемом интервале. Если нет, то имеет смысл пересмотреть правильность выполнения предыдущих пунктов.


По данным таблицы 20 можно построить линию регрессии. Для этого для каждого интервала по евро и по доллару определяем среднее арифметическое (середину интервала) , , а для доллара определяем математическое ожидание в соответствующем интервале евро, , где - это ячейка таблицы или количество дней, попавшее в соответствующие интервалы по евро и доллару. Получаем таблицу значений:

41,4879

42,2014

42,9149

43,6284

44,3419

45,0554

45,7689

46,4824

30,0825473

32,344

32,294

32,323

33,653

34,846

34,952

35,987

Линия регрессии определяется двумя коэффициентами и в уравнении . В данном случае выступает в роли , а в роли . Эти коэффициенты можно определить при помощи графиков Excel. Для этого достаточно построить точечную диаграмму по данным таблицы, добавить в него линию тренда и включить опцию «отображать уравнение» в настройках линии тренда. Можно воспользоваться статистическими формулами и при помощи функций «КОВАР», «ДИСПР» и «СРЗНАЧ» определить коэффициенты по формулам: , , где - это дисперсия значений , а – ковариация между и . Таким образом имеем полученные коэффициенты:

1,057184

-13,1902



Теперь выпишем реальные данные за Июнь 2009 г. в отдельную таблицу, рядом добавим дополнительные столбцы, которые будут отражать расчётный курс доллара на этот месяц по коэффициентам из таблицы и реальным данным евро и ошибку в расчётах на основе реальных данных по доллару на этот месяц:

Дата

Курс Евро

Курс доллара реальный

Курс расчётный

Ошибка

01.06.2009

43,378

30,9843

32,6683447

-1,6840447

02.06.2009

43,4875

30,7441

32,78410637

-2,0400064

03.06.2009

43,4152

30,7321

32,70767195

-1,975572

04.06.2009

43,649

30,5131

32,95484161

-2,4417416

05.06.2009

43,8542

30,8767

33,1717758

-2,2950758

06.06.2009

43,6009

30,6919

32,90399105

-2,212091

07.06.2009

43,6009

30,6919

32,90399105

-2,212091

08.06.2009

43,6009

30,6919

32,90399105

-2,212091

09.06.2009

43,328

31,0751

32,61548549

-1,5403855

10.06.2009

43,4909

31,2637

32,78770079

-1,5240008

11.06.2009

43,5895

30,9277

32,89193915

-1,9642391

12.06.2009

43,3546

30,9124

32,64360659

-1,7312066

13.06.2009

43,3546

30,9124

32,64360659

-1,7312066

14.06.2009

43,3546

30,9124

32,64360659

-1,7312066

15.06.2009

43,3546

30,9124

32,64360659

-1,7312066

16.06.2009

43,2958

31,1548

32,58144416

-1,4266442

17.06.2009

43,3511

31,3185

32,63990645

-1,3214064

18.06.2009

43,2796

31,1297

32,56431778

-1,4346178

19.06.2009

43,434

31,0998

32,72754701

-1,627747

20.06.2009

43,3914

31,1541

32,68251097

-1,528411

21.06.2009

43,3914

31,1541

32,68251097

-1,528411

22.06.2009

43,3914

31,1541

32,68251097

-1,528411

23.06.2009

43,3216

31,2408

32,60871951

-1,3679195

24.06.2009

43,7556

31,5765

33,06753744

-1,4910374

25.06.2009

43,9274

31,1365

33,24916168

-2,1126617

26.06.2009

43,5728

31,2037

32,87428417

-1,6705842

27.06.2009

43,6965

31,1184

33,00505786

-1,8866579

28.06.2009

43,6965

31,1184

33,00505786

-1,8866579

29.06.2009

43,6965

31,1184

33,00505786

-1,8866579

30.06.2009

43,8191

31,2904

33,13466863

-1,8442686


Как видно по таблице, расчётный курс на каждый день оказался гораздо выше реального, что может быть обусловлено разнообразными причинами. Вероятно, что линейная регрессия по 5-и месяцам даёт слишком большую ошибку, поэтому можно уменьшить исследуемый промежуток до 4-ёх или 3-ёх месяцев. Для этого потребуется повторить все действия, начиная с формирования интервалов и заканчивая корреляционной таблицей. В итоге можно получить следующие результаты:

Курс по 5 месяцам

Курс по 3 месяцам

Курс по 4 месяцам

Ошибка 5 месяцев

Ошибка 3 месяца

Ошибка 4 месяца

32,6683447

32,3189752

32,59936249

-1,6840447

-1,334675199

-1,615062492

32,78410637

32,45399694

32,70034908

-2,0400064

-1,709896938

-1,956249075

32,70767195

32,3648456

32,63367026

-1,975572

-1,632745598

-1,901570263

32,95484161

32,65313859

32,84929276

-2,4417416

-2,140038591

-2,336192758

33,1717758

32,90616563

33,03853885

-2,2950758

-2,029465632

-2,161838849

32,90399105

32,59382767

32,80493244

-2,212091

-1,901927672

-2,113032441

32,90399105

32,59382767

32,80493244

-2,212091

-1,901927672

-2,113032441

32,90399105

32,59382767

32,80493244

-2,212091

-1,901927672

-2,113032441

32,61548549

32,25732144

32,5532499

-1,5403855

-1,182221436

-1,478149897

32,78770079

32,45818939

32,70348473

-1,5240008

-1,194489394

-1,439784732

32,89193915

32,57977061

32,79441877

-1,9642391

-1,652070614

-1,86671877

32,64360659

32,29012124

32,5777818

-1,7312066

-1,377721238

-1,665381797

32,64360659

32,29012124

32,5777818

-1,7312066

-1,377721238

-1,665381797

32,64360659

32,29012124

32,5777818

-1,7312066

-1,377721238

-1,665381797

32,64360659

32,29012124

32,5777818

-1,7312066

-1,377721238

-1,665381797

32,58144416

32,21761641

32,52355339

-1,4266442

-1,062816413

-1,368753385

32,63990645

32,28580547

32,57455392

-1,3214064

-0,967305475

-1,256053916

32,56431778

32,19764059

32,5086129

-1,4346178

-1,067940594

-1,378912905

32,72754701

32,38802741

32,6510086

-1,627747

-1,288227413

-1,551208599

32,68251097

32,33549841

32,61172067

-1,528411

-1,181398407

-1,457620667

32,68251097

32,33549841

32,61172067

-1,528411

-1,181398407

-1,457620667

32,68251097

32,33549841

32,61172067

-1,528411

-1,181398407

-1,457620667

32,60871951

32,24942975

32,54734748

-1,3679195

-1,008629755

-1,306547485

33,06753744

32,78458441

32,94760481

-1,4910374

-1,208084413

-1,371104811

33,24916168

32,99642674

33,10604769

-2,1126617

-1,85992674

-1,969547688

32,87428417

32,55917826

32,77901716

-1,6705842

-1,355478257

-1,575317163

33,00505786

32,71170967

32,89309972

-1,8866579

-1,593309665

-1,774699723

33,00505786

32,71170967

32,89309972

-1,8866579

-1,593309665

-1,774699723

33,00505786

32,71170967

32,89309972

-1,8866579

-1,593309665

-1,774699723

33,13466863

32,86288469

33,00616781

-1,8442686

-1,572484691

-1,715767807


Как видно из таблицы, ошибки заметно уменьшаются в зависимости от того, как уменьшается интервал. Это совсем не значит, что минимальный интервал даст наибольшую точность, однако промежуток в 3 месяца (сезон) может быть наиболее точным и рациональным в отношении прогнозирования зависимости курсов на будущее.

Конечно же, используя данные по курсам трудно сделать прогноз, если нет никаких данных. Однако, данная методика может помочь в планировании, так как по вычисленной ошибке при помощи методики Пирсона можно определить примерный коридор курса нужной валюты и, опираясь на минимум или максимум рамок этого коридора можно обезопасить себя от рисков.

Однако, эти данные не позволяют делать полноценный прогноз, так как определить один курс, не зная второго, при помощи регрессии невозможно. Однако, продолжая исследования в этой области, есть возможность найти определённые тенденции изменения ошибок по месяцам, неделям и даже дням, тем самым определить направление движения курса в ту или иную сторону.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ MICROSOFT EXCEL.

Обучение студентов использованию современных информационных технологий при решении прикладных производственных задач является актуальнейшим требованием нашего времени. Темой одного из таких специальных курсов могло бы стать линейное программирование задач из различных отраслей экономики и управления при помощи электронных таблиц Microsoft Excel.

Линейное программирование – это раздел математики, занимающийся решением таких задач на отыскание наибольших и наименьших значений, для которых методы математического анализа оказываются непригодными. Другими словами термин «линейное программирование» характеризует определение программы (плана) работы конкретного экономического объекта на основе выявления линейных связей между его элементами. Задачей линейного программирования является нахождение оптимального, т. е. наилучшего, плана при заданной системе налагаемых на решение ограничений.

К классу задач линейного программирования относится большое количество разнообразных задач планирования и управления, как, например:

  1. нахождение оптимального плана выпуска продукции (оптимальное распределение ресурсов);

  2. оптимизация межотраслевых потоков (планирование производства различных видов продукции по отраслям);

  3. определение оптимального рациона (оптимизация состава химической смеси);

  4. транспортная задача (оптимальное распределение потоков товарных поставок по транспортной сети);

  5. задача о размещении производства (планирование с учетом затрат на производство и транспортировку продукции);

  6. задача о назначениях (оптимальное распределение различных видов транспортных средств) и др.

В настоящее время одним из перспективных, но недостаточно распространенных способов численного решения задач линейного программирования является использование надстройки «Поиск решения» электронных таблиц Microsoft Excel. В частности, «Поиск решения» предоставляет возможность: