Файл: Задание (практическая работа) МСПИСиТ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 2074

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

Полученные  таким  образом  фасеты  позволяют  с  помощью  операций  пересечения, 

объединения и др. получить ответы на Различные вопросы.  

Например,  на  вопрос:  «Какие  студенты  мужского  пола,  проживающие  в  Москве, 

учатся  на  отлично»?  —  будет  получен  ответ:  Иванов.  Для  его  получения  составляют 

фасетную формулу вида Ф11 ?Ф21 ?Ф31 = Иванов. 

 

После  построения  фасетного  классификатора  составить  и  решить  5  задач  с 

составлением фасетной формулы. 

 

3. Построение дескрипторной системы классификации 
 

Выделить ключевые слова, характеризующие исследуемую предметную область, 

провести нормализацию и составить словарь дескрипторов. 

Привести примеры связей между дескрипторами, которые позволяют расширить 

область поиска информации: 

· синонимические, указывающие некоторую совокупность ключевых слов как 

синонимы;  

· родовидовые, отражающие включение некоторого класса объектов в более 

представительный класс;  

· ассоциативные, соединяющие дескрипторы, обладающие общими свойствами.  

 

Содержание отчета: 

титульный лист 

постановка задачи 

выбор и описание предметной области 

построение иерархического классификатора  

построение фасетного классификатора (составить 5 задач, решаемых с помощью данного 

классификатора, составить фасетные формулы и решить задачи) 

построение дескрипторной системы классификации 

выводы (сравнительный анализ классификаторов, удобство применения, недостатки) 

 

 

 


background image

Лабораторная работа №2 

Методология объектно-ориентированного моделирования 

Цель работы:  
Ознакомление  с  основными  элементами  определения,  представления,  проектирования  и 
моделирования программных систем с помощью языка UML. 
Общие сведения:  
U

ML  представляет  собой  объектно-ориентированный  язык  моделирования,  обладающий 

следующими основными характеристиками: 

является  языком  визуального  моделирования,  который  обеспечивает  разработку 

репрезентативных  моделей  для  организации  взаимодействия  заказчика  и  разработчика  ИС, 
различных групп разработчиков ИС;  

содержит механизмы расширения и специализации базовых концепций языка. 

 

Рис. 1. Интегрированная модель сложной системы в нотации языка UML 

1. 

Диаграммы вариантов использования 

Вариант  использования  представляет  собой  последовательность действий (транзакций),  

выполняемых  системой  в  ответ  на  событие, инициируемое  некоторым  внешним  объектом 
(действующим    лицом).  Вариант    использования    описывает    типичное    взаимодействие  между 
пользователем    и    системой.    В    простейшем    случае    вариант  использования  определяется  в 
процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел бы реализовать. На языке 
UML вариант использования изображают следующим образом: 

 

Рис.2. Вариант использования 

Действующее  лицо  (actor)  –  это  роль,  которую  пользователь  играет  по  отношению  к  системе. 
Действующие лица представляют собой роли, а не  конкретных  людей  или  наименования  работ.  
Несмотря    на    то,    что  на  диаграммах    вариантов    использования    они    изображаются    в    виде 
стилизованных    человеческих    фигурок,    действующее    лицо    может    также  быть    внешней  
системой,    которой    необходима    некоторая    информация  от  данной  системы.  Показывать  на 
диаграмме  действующих  лиц  следует  только    в    том    случае,    когда    им    действительно  
необходимы    некоторые  варианты  использования.    На  языке  UML  действующие  лица 
представляют в виде фигур: 

 

Рис.3. Действующее лицо (актер) 

Действующие  лица  делятся  на  три  основных  типа: 

• 

пользователи; 

• 

системы; 

• 

другие системы, взаимодействующие с данной; 


background image

• 

время.  

 

Время становится действующим лицом, если от него зависит запуск каких-либо событий в 

системе. 
 
Связи  между  вариантами  использования  и  действующими лицами 
 
В    языке  UML    на    диаграммах    вариантов    использования  поддерживается  несколько    типов  
связей  между  элементами  диаграммы. Это  связи  коммуникации (communication),  включения 
(i

nclude), расширения (extend) и обобщения (generalization). 

 
Связь  коммуникации –  это  связь  между  вариантом  использования и действующим лицом. На 
языке  UML  связи  коммуникации  показывают  с  помощью  однонаправленной  ассоциации 
(сплошной линии). 

 

Рис.4. Пример связи коммуникации 

Связь  включения  применяется  в  тех  ситуациях,  когда  имеется какой-либо фрагмент поведения 
системы, который повторяется более чем в одном  варианте  использования.  С  помощью  таких  
связей  обычно моделируют  многократно  используемую  функциональность.   
 
Связь  расширения  применяется  при  описании  изменений в нормальном поведении системы. 
Она позволяет варианту использования только  при необходимости  использовать  
функциональные  возможности другого. 

 

Рис.5. Пример связи включения и расширения 

С  помощью  связи  обобщения  показывают,  что  у  нескольких действующих лиц имеются общие 
черты: 

 

Рис.6. Пример связи обобщения 

 

Примеры диаграмм вариантов использования: 
Пример 1. 


background image

 

 

Пример 2. 

 

 

2. 

Диаграмма последовательности. 

Диаграмма последовательности (sequence diagrams) 


background image

Диаграмма последовательности отражает поток событий, происходящих в рамках варианта 

использования. 

Все действующие лица показаны  в верхней  части  диаграммы. Стрелки  соответствуют 

сообщениям,  передаваемым  между  действующим  лицом  и  объектом  или  между  объектами  для 
выполнения требуемых функций. 

На  диаграмме  последовательности  объект  изображается  в  виде прямоугольника,  от  

которого    вниз    проведена    пунктирная    вертикальная  линия.    Эта    линия    называется    линией  
жизни  (lifeline)    объекта.    Она  представляет    собой    фрагмент    жизненного    цикла    объекта    в  
процессе взаимодействия. 

Каждое    сообщение    представляется    в    виде    стрелки    между    линиями  жизни    двух  

объектов. Сообщения  появляются  в  том  порядке,  как  они показаны  на странице  сверху  вниз.  
Каждое    сообщение    помечается    как  минимум    именем    сообщения.  При    желании    можно  
добавить    также  аргументы  и  некоторую  управляющую  информацию.  Можно  показать 
самоделегирование (self-delegation) – сообщение, которое объект посылает самому себе, при этом 
стрелка  сообщения  указывает  на  ту  же  самую  линию  жизни.  Примеры  диаграммы  
последовательности: 

Пример 1. 

 

Пример 2. 

 

 

 
Пример 3.