Файл: Информационне системы в экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Информационные системы в экономике

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 914

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ»

 

Основной целью выполнения контрольной работы является углубление и закрепление знаний по проблемам построения информационных систем в экономике, а также использования информационных технологий в практике построения информационных систем. Реализация цели предполагает:

     использование информационных технологий для реализации проекта информационной системы (на примере MS Access);

     наличие навыков работы с MS Access.

 

Контрольная работа состоит из одной части: практической.

Практическая работа должна содержать описание действий, выполняемых в процессе решения конкретной задачи с использованием СУБД MS Access. К отчету по контрольной прилагается файл базы данных.

В рамках задания необходимо сформировать с помощью СУБД MS Access базу данных, содержащую главную таблицу и подчиненные таблицы. При создании структуры таблиц следует правильно определить типы полей (для текстовых полей рекомендуется указать их размеры), в главной таблице создать ключевой поле. Главная таблица должна содержать не менее 4 - 6 записей (записи придумываются самостоятельно). Подчиненные таблицы должны содержать не менее 8-12 записей.

Содержание раздела отчета по выполнению практической части контрольной работы включает:

1     Описание предметной области (вид деятельности, поставщики, клиенты и т.д.).

2     Определений полей таблицы (название, тип, длина, статус и т.д.).

3     Создание схемы данных по ключевым полям в таблицах.

4     Описание последовательности построения запросов.

5     Результаты выполнения запросов.

6     Описание последовательности построения отчетов.

7     Отчеты.

 

Контрольная работа является учебной текстовой документацией.

Текст контрольной работы набирают на компьютере: шрифт Times New Roman, кегель 14, межстрочный интервал текста – полуторный, цвет шрифта черный, текст следует размещать, соблюдая размеры полей: левое не менее 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, абзацный отступ – 1,25 см.

Контрольная работа может содержать иллюстрации, рисунки, таблицы.

Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1".

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например - Рисунок 1.1.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 - Детали прибора.


Слово "Рисунок" и наименование пишется шрифтом размера 12 пт.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. Начертание текста делается без использования стилей «жирный», «курсивный», «подчеркнутый».

В тексте документа не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии или общепринятой аббревиатуры в области информатики.

Объем работы: объем выполненного практического задания определяется его решением.

Контрольная работа имеет следующую структуру:

     титульный лист (Образец 1);

     основная часть;

     список использованных источников (Образец 2);

     приложение.

В основной части записывается задача, а затем подробно описывается технологический процесс ее решения.

Задание должно прилагаться к контрольной работе отдельным файлом.

В конце контрольной работы приводится список использованной литературы и/или Интернет – источников (Образец 2).

 

Образец 1

 

Пример оформления ттитульного листа контрольной работы

 

 

Чита

20__

 

 

 

Образец 2

 

Требования к оформлению списка использованных источников

 

Список использованных источников помещают в конце текстового документа после выполненного практического задания.

Словосочетание «Список использованных источников» печатают в виде заголовка (выравнивание – по центру, без абзацного отступа, шрифт – Times New Roman 16 пт, междустрочный интервал – одинарный) и отделяют от текста интервалом в одну строку.

 Документы в списке располагают в следующей последовательности:

1     законодательные документы (нормативно-правовые акты);

2     стандарты и другие нормативные документы;

3     патентные документы;

4     учебная литература, справочные материалы;

5     типовые проекты;

6     статьи из журналов, сборников научных трудов и т.д.;

7     каталоги на оборудование и др.

8     Внесенные в список документы нумеруют арабскими цифрами по порядку.

При ссылке в тексте на документ из списка указывают его порядковый номер согласно списку. Номер указывают в квадратных скобках.

Сведения о каждом документе в списке использованных источников оформляют в виде библиографического описания.

Примеры библиографического описания документов приведены ниже.

 

Примеры библиографической записи

 

Однотомное издание

Иванов Л. С. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: учеб. / Л. С.Иванов. М.: изд-во АСВ, 2004. 232 с.

Петрова Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / 
Н. Н. Петрова, Т. В. Рюмина ; под. общ. ред. А. Г. Федорова ; Мин-во общ. и проф. образования РФ, 
Моск. гос. юрид. акад. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. 542 с.

Сидоров А. В. Технология и оборудование обработки деформированием: науч. изд. / А. В. Сидоров, Д. Л. Соловьев, А. Г. Лазуткин. М.: Машиностроение, 2004. 287 с.


Экономика: учеб. пособие / В. Б. Соловьев, И. И. Зырянова, И. А. Соколова; под. ред. Л. Н. Зверева; Краснояр. гос. техн. ун-т. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. 129 с.

Современные проблемы радиоэлектроники: сб. науч. тр. / под. ред. А. В. Сарафанова, А. И. Громыко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005. 728 с.

 

Многотомное издание

Сидоров Е. Ф. Справочник по электрическим сетям: в 6 т. / Е. Ф.Сидоров; под. ред. И. Т. Горюнова, А. А. Любимова. М.: Папирус Про, 2003. 622 с.

Тюлькин И. В. Теоретическая механика. В 2 т. Т. 1. Кинематика. Статика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Строительство» / И. В. Тюлькин. – М.: АСВ, 2005. 190 с.

Электронные ресурсы

Российские правила каталогизации. Ч. 1. Основные положения и правила [Электронный ресурс] / Рос. библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. – М., 2004. – 1 CD-ROM. – Загл. с этикетки диска)

Жизнь прекрасна, жизнь трагична… [Электронный ресурс] : 1917 год в письмах А. В. Луначарского А. А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая ; сост. Н. Антонова ; Ин-т «Открытое о-во». М., 2001. URLhttp://www.auditorium.ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2006).

Авилова Л. И. Развитие металлопроизводства в эпоху раннего металла (энеолит – поздний бронзовый век) [Электронный ресурс] : состояние проблемы и перспективы исследований // Вестн. РФФИ. 1997. № 2. URL: http://www.rfbr.ru/pics/22394ref/file.pdf (дата обращения: 19.09.2007).

Составные части документов

Статья из журнала

Васильева А. М. Теория решения изобретательских задач / А. М. Васильева // Методы менеджмента качества. 2005. № 7. С. 32–34.

Статья из журнала, опубликованная в двух номерах

Симонович В. И. Экологическое сознание / В. И. Симонович // Экология человека. 2007. № 4. С. 17–20; № 5. С. 20–22.

Статья из сериального издания

Слюдин Л. И. Преподавание гуманитарных дисциплин / Л. И. Слюдин // ВестнМоск. ун-та. Сер. 3. Философия. 2007. № 8. С. 12–17.

Статья из книги

Наушкин А. Б. Экологическое сознание /А. Б. Наушкин // Эволюция культуры : сб. науч. тр. / Москов. гос. ун-т. Воронеж, 2009. С. 37–46.

Глава из книги

Петрова Л. В. Одноэтажные производственные здания с решетчатыми ригелями // Металлические конструкции. В 3 т. Т. 2. Конструкции зданий: учеб. для строит. вузов. М.: Высшшк., 2009. Гл. 2. С. 66–195.

 

СВЕДЕНИЯ О СУБД MS ACCESS

И ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. База данных– это набор сведений, относящихся к определенной предметной области.

Базы данных (БД) могут содержать различные объекты, но основными объектами реляционной базы данных являются таблицы. Термин «реляционный» {relation–отношение–англ.) указывает, прежде всего, на то, что такая модель данных построена на взаимоотношении составляющих ее частей, которые удобно представлять в виде двумерной таблицы.

В реляционной базе данных таблицы связаны между собой: это позволяет с помощью единственного запроса найти все необходимые данные, которые могут находиться в нескольких таблицах. Простейшая реляционная база данных имеет хотя бы одну таблицу.


В реляционной базе данных каждая таблица должна иметь первичный ключ–поле или комбинацию полей, которые единственным образом идентифицируют каждую строку таблицы. Если ключ состоит из нескольких полей, он называется составным. Ключ должен быть уникальным и однозначно определять запись. По значению ключа можно отыскать единственную запись. Ключи служат также для упорядочивания информации в БД.

Структуру двумерной таблицы образуют столбцы и строки. Их аналогами в структуре базы данных являются поля и записи.

Поля базы данных не просто определяют структуру – они также определяют групповые свойства данных, записываемых в ячейки, принадлежащие каждому из полей.

Различают следующие объекты программы Microsoft Access:

     таблица–это объект, предназначенный для ввода и хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов);

     запрос–это объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких исходных таблиц базы данных;

     форма–это объект, предназначенный для ввода данных в таблицы и для вывода результатов запросов в наглядном виде. В форме можно разместить элементы управления, применяемые для ввода, изображения и изменения данных в полях таблицы;

     отчет–это объект базы данных, предназначенный для форматированного вывода данных на печатающее устройство в удобном и наглядном виде.

Любые объекты можно создавать автоматически с помощью мастера или в режиме конструктора.

Мастер – это программный модуль для выполнения каких-либо операций.

Конструктор – это режим, в котором осуществляется построение таблицы, формы или отчета.

В MS Access существуют следующие виды запросов.

Запрос на выборку (в работе используются запросы только этого типа). Запрос на выборку возвращают данные из одной или нескольких таблиц и отображают их в виде таблицы, записи которых можно обновлять.

Запрос с параметром - это запрос, при выполнении отображающий в собственном диалоговом режиме приглашение ввести данные, например условие для возвращения записей или значение, которое требуется вставить в поле.

Перекрестные запросы. Перекрестные запросы используются для расчетов и представления данных в структуре, облегчающий их анализ. Перекрестный запрос подсчитывает сумму, среднее, число значений или выполняет другие статистические расчеты, после чего результаты группируются в виде таблицы по двум наборам данных, один из которых определяет заголовки столбцов, а другой заголовки строк.

Запрос на изменение. Запросом на изменение называют запрос, который за одну операцию изменяет или перемещает несколько записей.

Запрос SQL- это запрос, создаваемый при помощи инструкций SQL. Язык SQL (Structured Query Language) используется при создании запросов, а также обновления и управления реляционными базами данных.


Свойства таблиц реляционной базы данных

Так как таблицы в реляционной СУБД являются отношениями реляционной модели данных, то свойства таблиц являются свойствами отношений. Кратко эти свойства можно сформулировать следующим образом:

     каждая таблица состоит из однотипных строк и имеет уникальное имя;

     строки имеют фиксированное число полей (столбцов) и значений. В каждой позиции таблицы на пересечении строки и столбца всегда имеется одно значение;

     строки таблицы обязательно отличаются друг от друга хотя бы единственным значением, что позволяет однозначно идентифицировать любую строку;

     столбцам присваиваются уникальные имена, и в каждом из них размещаются однородные значения данных (даты, фамилии, числа, денежные суммы и др.);

     полное информационное содержание базы данных представляется в виде явных значений данных (такой метод представления является единственным);

     при выполнении операций с таблицей ее строки и столбцы можно обрабатывать в любом порядке. Этому способствует наличие имен таблиц и их столбцов, а также возможность выделения любой строки или набора строк.

Технология работы при создании и обработке базы данных средствами СУБД MS Access состоит из следующих этапов:

1 этап - Создание базы данных.

2 этап - Редактирование и обработка базы данных.

3 этап - Создание итоговых документов.

На первом этапе создания базы данных необходимо выполнить следующее:

1     Представить предметную область в виде совокупности отдельных независимых друг от друга объектов, каждый из которых будет описываться своей таблицей.

2     Для каждой таблицы определить ключевые поля; установить связи между таблицами; для каждой связи определить тип.

3     Разработать структуру каждой таблицы: перечень полей, их типы и свойства.

4     Заполнить таблицы данными.

5     Разработать необходимые запросы к БД, входные и выходные формы и отчеты.

6     Предусмотреть возможность автоматизации часто выполняемых действий путем создания макросов и программных модулей.

В качестве примера рассматривается последовательность действий для создания и обработки базы данных Автобусный_парк, состоящая из следующих таблиц: Автобусы, Поездки.

 

Рассмотрим пример

 

1 этап. Создание файла новой базы данных.

Создадим базу банных, состоящую из следующих таблиц: Автобусы, Поездки.

Для этого выполнить следующие действия:

1     Запустить программу MS Access.

 

 

Рисунок 1 - Диалоговое окно для создания новой базы данных

 

2     В меню выбрать Создать новую базу данных (рис.1.).

3     Из раскрывающегося списка Папка выбрать папку со своим именем. В поле имя файла ввести имя базы данных « Иванов_03. Mdb» (Фамилия, вариант), нажать кнопку создать.

4     На экране появится диалоговое окно Имя файла – база данных, состоящее из семи Объектов – вкладок (рис. 2).