Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3985

Скачиваний: 107

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

21

 

2.4. Описание инновационного цикла

 

Инновационная деятельность состоит из выполнения целого ряда мероприятий, объ-

единенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи, каждая стадия этой деятель-

ности подчинена своей логике развития, имеет свои закономерности и свое содержание. При

этом  научные  изыскания,  опытно-конструкторские  и  технологические  разработки,  инве-

стиционно-финансовые, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной

главной цели – созданию новшества. Поэтому инновационную деятельность нельзя свести

ни к одной из ее составляющих; она характеризуется фронтальностью, высоким уровнем

неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Подобные  характерные  особенности  инновационной  деятельности  могут  не  только

быть объектами специального изучения, но и успешно использоваться для осуществления

специфических инвестиционных, финансовых и коммерческих методов и форм предприни-

мательства.

Каждая инновация реализуется по схеме, называемой инновационным цикломвклю-

чающим различные этапы – от идеи до коммерциализации новшества. Обобщенная схема

инновационного цикла представлена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Обобщенная схема инновационного цикла [6]

Первичным этапом нововведения является творческий акт создания идеи, имеющей

вероятностный характер. Этап рождения новой идеи связан с возникновением концепции

новшества. Этот творческий акт, трудно планируемый и прогнозируемый, основан на чере-

довании накопления знаний и мгновенных озарений, тесном взаимодействии мыслитель-

ных процессов с интуитивными догадками. За этапом рождения идеи следует этап изобрете-

ния или разработки предметной формы новшества, т.е. придания идее материальной формы.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

22

Результатом изобретения является информационный продукт: конструкция изделия, техно-

логическая схема процесса и т.д. На этом этапе доказывается научно-техническая возмож-

ность реализации идеи новшества. Следующим этапом является нововведение, состоящее

в материализации идеи – информации, заложенной в научных исследованиях и конструк-

торских разработках. Этап нововведения состоит из первичного акта внедрения единичного

новшества с его последующим тиражированием [6].

Если  первичный  инновационный  акт  достаточно  субъективен  и  автономен,  то  на

последующих стадиях материализации идеи вторичные инновационные акты характеризу-

ются  четкими  взаимосвязями  между  субъектом  и  объектом  процесса.  Именно  на  стадии

создания  образцов  новшеств  важно  иметь  информацию  о  конкурирующих  направлениях

НИОКР, о зарубежных образцах аналогичных новинок, о наличии спроса, о технической и

технологической осуществимости и экономической целесообразности. На этом этапе созда-

ются серии образцов новшества или пакеты инноваций, дополняющих друг друга в рамках

одной и той же модели изделия или технологического принципа. Это необходимо для выбора

экономически выгодного решения. На этом этапе инновационной деятельности критерием

выбора уже служат технологическая осуществимость и экономическая эффективность.

Создание  новой  технологии  разработки  включает  проведение  лабораторных  иссле-

дований, проектирование технологических схем, составление технологической документа-

ции  (технологических  регламентов,  карт,  рецептур,  инструкций,  чертежей,  инструмента,

оснастки и т.д.). В этом случае необходима отработка новой технологии на эксперименталь-

ных установках либо в опытном производстве [14].

Содержание научно-технического этапа составляют научные исследования, опытно-

конструкторские разработки, лабораторные и технологические испытания новых образцов,

пусконаладочные работы, техническая помощь, консультации и авторский надзор за ново-

введениями.

Следующий этап посвящен освоению новой продукции или новой технологии в произ-

водстве. Обычно авторы называют этот этап материализацией нововведений и подразделяют

его на ряд последовательных ступеней, включающих изготовление опытных образцов, их

испытание, проведение полупромышленного и полунатурного моделирования, подготовку

рабочей документации к выпуску первой промышленной партии [6].

Инновационный  цикл  включает  также  этапы,  связанные  с  использованием  нового

товара, где в свою очередь могут проявляться результаты предшествующих этапов и через

обратные связи происходит частичное изменение их содержания.

На последнем этапе – устаревании товара, – завершающем полный инновационный

цикл, инновационная деятельность может быть направлена на поиск решений для его ути-

лизации.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

23

 

ГЛАВА 3

Классификация инноваций

 

3.1. Виды классификации инноваций

3.2. Классификация инноваций по сфере их применения

3.3.  Анализ  используемых  инноваций  на  промышленных

предприятиях


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

24

 

3.1. Виды классификации инноваций

 

Одним из важных элементов в понимании сути инноваций является их классификация.

В зависимости от рассматриваемой области и способов их применения может быть реко-

мендована следующая их классификация (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Классификация инноваций

Приведенная классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений мно-

гообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововве-

дений,  масштабы  и  способы  их  воздействия  на  экономику,  а  также  методы  оценки  их

эффективности также должны отличаться многообразием. Используя известные подходы к

классификации инноваций, можно построить классификатор, имеющий практическое зна-

чение для создания системы управления инновациями с учетом способа их реализации (табл.

3.2).

Таблица 3.2

Классификатор инноваций по способам реализации


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

25

При различных подходах к классификации инноваций особое внимание уделяется сте-

пени их радикальности (новизны). Понятие новизны инновации может относиться к про-

дукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только

к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего про-

дукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по первому признаку клас-

сификации: базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам;

улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих

продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени

усовершенствованных методов производства.

Следует различать инновации, связанные с несущественным видоизменением продук-

тов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации), под которыми подра-

зумеваются эстетические (в цвете, декоре и т.п.), а также незначительные технические или

внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение

и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изде-

лия и входящих в него материалов и компонентов.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется как по технологиче-

ским параметрам, так и с рыночной позиции. С этой точки зрения инновации подразделя-

ются:

а) на продуктовые: применение новых материалов и полуфабрикатов, а также ком-

плектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);

б) процессные: новая технология производства, более высокий уровень автоматиза-

ции, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).

Рассматриваемый подход к описанию технологических инноваций базируется на меж-

дународных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992 г. (так

называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают требования к новым продук-

там и новым процессам, а также их значительным технологическим изменениям.

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных про-

дуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяются на два вида:

– базисная продуктовая инновация;

– улучшающая продуктовая инновация.

Базисные инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой форми-

рования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реали-

зующие мелкие и средние изобретения и преобладающие в фазах распространения и ста-

бильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (или рационализирующие

инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и тех-

нологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для обще-

ства, либо приносят отрицательный эффект).

Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если

речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные

характеристики, свойства, конструктивные материалы и компоненты существенно отличают

его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых

поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на

сочетании существующих технологий в новом их применении.

Примером базисных инноваций может служить разработка поколений ЭВМ, основан-

ных на использовании электронных ламп (I поколение), полупроводников (II поколение),

интегральных схем (III поколение), больших интегральных схем (IV поколений).

Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или

стоимостные характеристики которого были заметно улучшены путем использования более