Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19535

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
теория и практика

Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент организации»

Москва

2008

УДК 65.01

ББК 65.291.551-21

В31

Серия «Высшее экономическое образование»

Рецензенты:

Рисин И.Е. - доктор экономических наук, профессор, завеяующий кафедрой региональной экономики и территориального управления Воронежского государственного университета;

Давнис В.В. - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий и математических методов в экономике Воронежского государственного университета

В 31

Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С.

Управление инновациями : теория и практика : учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с. - (Высшее экономическое образование).

ISBN 978-5-699-24242-9

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В книге рассмотрены основные понятия инновационного менеджмента, содержание и структура инновационного процесса, различные аспекты управления инновациями. Проанализированы вопросы формирования инновационных стратегий, даны классификация и характеристика видов риска в инновационной деятельности. В пособие включен обширный материал по анализу российского и зарубежного опыта по управлению инновационными процессами.

Для закрепления теоретических знаний и развития практических навыков студентов к каждой главе даны вопросы для самоконтроля, тренировочные задания, тесты, контрольные задания.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, специалистов, получающих второе высшее образование, а также тех, кто интересуется вопросами управления инновационными процессами.

УДК 65.01

ББК 65.291.551-21

ISBN 978-5-699-24242-9

© ООО "Издательство "Эксмо" 2008




Содержание

Предисловие 4

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента 5

1.1. Нововведение как объект инновационного управления 6

1.2. Сущность и содержание инновации 9

1.3. Классификация и функции инноваций 10

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента 18

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента 18

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента 20

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента 23

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента 28

3.1. Содержание и структура инновационного процесса 28

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений 33

3.3. Методы поиска инновационных идей 37

3.4. Анализ реализации инновационного процесса 40

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента 47

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента 47

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций 48

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций 50

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций 53

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление 61

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий 61

5.2. Способы выбора инновационных стратегий 67

5.3. Формирование инновационных стратегий 73

ГЛАВА 6. Инновационное поведение 83

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры 83

6.2. Исследование инновационной активности 89

6.3. Типы инновационного поведения фирм 93

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента 103

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента 103

7.2. Классификация инновационных организаций 106

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы 110

ГЛАВА 8. Инновационная политика 125

8.1. Содержание и направления инновационной политики 126

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии 130

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта 135

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере 145

9.1. Управление инновационными затратами 145

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию 149

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе 154

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности 163

10.1. Классификация и характеристика видов риска 163

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе 169

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности 174

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений 184

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов 184

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта 189

11.3. Отбор проектов нововведений 195

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности 205

12.1. Оценка эффективности инноваций 205

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию 208

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования 213

Контрольные задания по главам 219

Ответы на тренировочные задания 230

Глоссарий 247

Литература 254



Предисловие

В современных условиях практически каждая организация любой отрасли национальной экономики решает задачи изменении и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке. Материальные ресурсы имеют свойство исчерпываться. Интеллектуальные ресурсы организации, региона, страны - это единственный неисчерпаемый источник, позволяющий оставаться на мировом уровне развития. Способность новых знаний экономить необходимые затраты труда и ресурсов придает им особую потребительную стоимость - возможность снижать стоимость произведенной продукции или услуг.

В отличие от приемов работы со сложившимся, «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими аспектами управления (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка).

В России проведено большое количество исследований и разработок, создан банк перспективных для коммерциализации результатов, но их авторы только в исключительных случаях могут стать квалифицированными менеджерами своего бизнеса. Нереализованные запасы передовых технологических разработок насчитывают десятки тысяч. Для их успешного продвижения на российские и зарубежные рынки нужны сотни тысяч специалистов в области реализации нововведений.

Целями дисциплины «Инновационный менеджмент» являются подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на базе полученных знаний развить практические навыки управления процессами разработки и реализации инноваций - основного фактора развития экономики современного общества; формирование у будущих менеджеров современных представлений об инновационном характере предпринимательства в производственной сфере, особенностях и механизмах инновационной деятельности. Инновационный менеджмент является одной из основных специальных дисциплин, позволяет подготовить будущего специалиста, имеющего высокий уровень теоретических знаний в области управления, необходимый в дальнейшем для углубленного изучения других дисциплин и для успешного применения на практике. Необходимость изучения этой дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой эффективная деятельность основывается на интенсивных факторах экономического роста.

Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент»:

формирование у студентов теоретических знаний об основных понятиях и приемах инновационного менеджмента и об инновационном процессе;

обучение студентов основам построения стратегии и политики в сфере инноваций;

создание у будущих менеджеров современных представлений о коммерциализации инноваций в производственной сфере, об особенностях и механизмах инновационной деятельности;


ознакомление студентов с отечественным и зарубежным практическим опытом инновационной деятельности.

В результате изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» менеджер и экономист-менеджер должны:

знать теоретические основы и современную практику инновационного менеджмента; методы активизации инновационной деятельности, основные методы и приемы инновационного менеджмента, а также этапы инновационного процесса;

уметь внедрять новшества на производстве; осуществлять финансовый менеджмент инноваций; проводить эффективный маркетинг инноваций; применять новейшие методы материального и морального стимулирования персонала, участвующего в инновационной деятельности;

владеть навыками оценки и отбора нововведений, оценки рынков, определения рыночной стоимости и правовой зашиты объектов интеллектуальной собственности; планирования и организации инновационной деятельности.

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».

Книга состоит из 12 глав. Изучение первой главы дает общее представление о дисциплине «Инновационный менеджмент». Вторая глава посвящена изучению характеристик инновационного менеджмента. В последующих главах рассматриваются важнейшие составляющие инновационного менеджмента: инновационный процесс, приемы инновационного менеджмента, стратегическое управление в инновационном менеджменте, инновационное поведение, формы инновационного менеджмента, инновационную политику, ценообразование в инновационном бизнесе, риск в инновационной деятельности, управление инновационным проектом, анализ эффективности инновационной деятельности.

В учебном пособии обобщены достижения зарубежной и отечественной науки в области управления инновационными процессами. При его подготовке использованы материалы исследований в области инновационного менеджмента, авторами которых являются И.Т. Балабанов, Г.Д. Ковалев, П.Н. Завлин, С.Д. Ильенкова, В.Н. Гунин, А.А. Трифилова и ряд других российских ученых.

Усвоение материала контролируется с помощью завершающих каждую главу тестов и тренировочных заданий, что способствует закреплению теоретических знаний и развитию практических навыков в сфере управления инновациями в современных условиях. В конце учебного пособия приведены итоговые контрольные задания, а также ответы и решения на некоторые из них.

Авторы благодарят рецензентов профессора И.Е. Рисина и профессора В.В. Давниса за ценные и конструктивные рекомендации при подготовке рукописи книги, а также редактора В.В. Космина за правку, значительно улучшившую текст книги.

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

> Общие понятия об инновациях

> Тенденции и разновидности развития


> Инновационная спираль

> Инновационный период развития экономики

> Понятие, сущность и содержание инновации

> Классификация инноваций

> Функции инновации

> Источники инновационных возможностей

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

Инновации основываются на новшествах, или нововведениях, называемых новациями. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Это перманентная движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

Развитие любого объекта - это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. В экономической теории по поводу развития и его интерпретации сложились два наиболее распространенных взгляда: кейнсианский и неоклассический.

Первоначально «развитие» во взглядах кейнсианцев в концепции перехода к самоподдерживающемуся росту, которую выдвинул американский ученый У. Ростоу, понималось как синоним высоких темпов роста. Затем появилась теория «большого толчка», основоположниками которой были П. Розенштейн и А. Родан. Они связывали развитие с глубокими структурными изменениями, охватывающими основные отрасли народного хозяйства. Другое понимание «развития» предлагала модель экономического роста с двумя дефицитами, разработанная группой американских ученых (X. Ченери, М. Бруно, А. Страут и др.). Развитие при таком подходе трактовалось как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости.

В свою очередь, неоклассическая школа предлагает подходить к вопросам развития на основе моделей У. Льюиса, Г. Мюрдаль, Р. Солоу.

Научная категория «развитие» постоянно претерпевала изменения. В 1950-60-х гг. преобладали научные и социально-политические концепции и доктрины, в соответствии с которыми процесс развития представлялся как совокупность стадий экономического роста, через которые должна пройти любая система.

В 1980-е гг. под значительным влиянием кризисных явлений в мировом хозяйстве ведущие позиции заняла неоклассическая концепция, в которой основной акцент сделан на конструктивной роли свободных рынков, на необходимости либерализации экономики, ее внешней открытости, приватизации собственности, институциональной перестройке и т. п.

В начале 1990-х гг. в противоположность неоклассическим теориям экономического развития и роста возникает концепция эндогенного роста, или новая теория роста. Ее главные постулаты состоят в превосходящей роли внутренних факторов и источников экономического развития, которые проистекают и воссоздаются в относительно обособленных экономических системах. Именно они должны играть роль главных пусковых механизмов и рычагов хозяйственного роста. Важной чертой новой теории экономического развития является необходимость усиления регулирующей роли государства в хозяйственных процессах.