Файл: Правовые основы Проведения процедуры банкротства Учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9765

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

251 

 

обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным 

пособиям  сотрудникам  несостоятельных  предприятий  в  случае  не-
хватки конкурсной массы; 

 

контроль  и  обеспечение  адекватности  информации  о  пред-

приятиях-должниках, представляемой судам; 

 

контроль  качества  управления  несостоятельными  предпри-

ятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентно-
го  управления,  принятие  мер  по  дисквалификации  недобросовест-
ных директоров; 

 

защита  интересов  общества  путем  выявления  серьезных  на-

рушений  в  управлении  предприятиями  (например,  подлога  с  инве-
стиционными  средствами,  манипуляций  с  акциями  на  бирже,  неза-
конном отчуждении активов, ведении аморального или бесчестного 
бизнеса) и вмешательства в дела таких предприятий вплоть до воз-
буждения в судах дел об их банкротстве; 

 

защита интересов больших групп мелких кредиторов (вклад-

чиков,  акционеров)  при  осуществлении  процедур  несостоятельно-
сти. 

Как правило, компетенция и функции государственных органов 

по  банкротству  установлены  законом.  Вместе  с  тем,  государствен-
ные  органы  по  банкротству  многих  стран  имеют  свои  специфиче-
ские  особенности.  Так,  государственные  органы  по  банкротству 
стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд 
ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании поло-
жений Европейской Конвенции по банкротству. 

В Австралии государственным органом по банкротству являет-

ся  государственная  Комиссия  по  корпоративным  делам,  которая 
имеет  полномочия:  анализировать  финансовое  состояние  предпри-
ятий,  подвергаемых  процедурам  несостоятельности;  обеспечивать 
адекватность  информации  о  должнике;  делать  заключения  о  мере 
ответственности директоров должника за доведение предприятия до 
банкротства;  дисквалифицировать  виновных  директоров  самостоя-
тельно либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд. 

Многолетний  богатый  опыт  государственного  регулирования 

банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. 


background image

 

252 

роль государственного органа по банкротству стала выполнять Ко-
миссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) правительства США. 

Согласно реформированному в 1978 г. американскому Закону о 

банкротстве у КБЦБ есть три функции. Первая: выступать в суде и 
быть  заслушанной  по  любому  вопросу  дела  о  банкротстве,  в  том 
числе, кандидатуры и уровня оплаты арбитражного управляющего, 
назначения  комиссий  кредиторов  и  акционеров,  использования, 
продажи  и  аренды  собственности.  Вторая:  контролировать  и  обес-
печивать  адекватность  заявления  предприятия-должника  о  своем 
финансовом состоянии и наличии активов. И третья: возражать про-
тив  утверждения  судом  плана  реорганизации  в  случае  злоупотреб-
лений со стороны должника. 

В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу 

по  банкротству  в  США  появились  государственные  федеральные 
конкурсные  управляющие,  задача  которых,  среди  прочего,  состоит 
в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управ-
ляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и 
нарушения законности при осуществлении процедур банкротства. 

Государственный  орган  по  банкротству  Швеции  находится  в 

единой системе с налоговой службой и органами судебного испол-
нения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов 
и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех 
провинциях  страны,  контролирует  и  регулирует  осуществление 
процедур несостоятельности. Полномочия его таковы: 

 

выработка и контроль осуществления государственной поли-

тики в области банкротств; 

 

консультирование  судов,  занимающихся  процедурами  несо-

стоятельности; 

 

подготовка, лицензирование, консультирование арбитражных 

управляющих; 

 

консультирование  кредиторов  при  осуществлении  процедур 

банкротства; 

 

контроль  уровня  оплаты  конкурсных  управляющих,  доплата 

за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у пред-
приятия-должника; 


background image

 

253 

 

контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов; 

 

осуществление  публикаций  о  признании  предприятий  бан-

кротами. 

В Великобритании роль государственного органа по банкротст-

ву выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему  Ми-
нистерства торговли и промышленности и насчитывающая 2700 по-
стоянных сотрудников. Функции этой Службы таковы: 

 

разработка  рекомендаций  Правительству  в  отношении  поли-

тики в области банкротства; 

 

обследование финансового состояния и контроль финансовой 

деятельности всех физических и юридических лиц, в отношении ко-
торых в суде возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с 
целью выявления вероятных причин банкротства должника и поне-
сенных им убытков; 

 

осуществление  функций  арбитражного  управляющего  в  де-

лах, представляющих общественный интерес; 

 

осуществление функций конкурсного управляющего в делах, 

по  которым  активов  подвергаемого  процедуре  банкротства  пред-
приятия не хватает для оплаты независимого профессионала; 

 

выявление криминальных нарушений в делах о несостоятель-

ности (банкротстве) и возбуждение в судах дел о судебном пресле-
довании  соответствующих  лиц  (руководителей  должников  или  ар-
битражных управляющих); 

 

направление  соответствующей  информации  в  правоохрани-

тельные органы; 

 

в  случае  необходимости  (по  жалобам  или  иным  показаниям) 

−  затребование и получение от конкурсного управляющего отчета о 
деятельности  прежних  руководителей  предприятия-должника;  в 
случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности 

− 

возбуждение  в  суде  дела  о  дисквалификации  таких  руководителей 
на максимальный срок до 15 лет; 

 

лицензирование  и  регулирование  деятельности  специалистов 

по  банкротству  (либо  непосредственно,  либо  путем  делегирования 
соответствующих  полномочий  аккредитованным  профессиональ-


background image

 

254 

ным  ассоциациям);  контроль  соответствия  деятельности  арбитраж-
ных  управляющих  профессионально-этическому  кодексу  и  законо-
дательству о банкротстве; 

 

получение статистических данных от судов и от назначенных 

арбитражных управляющих для составления базы данных не только 
по  количеству  и  отраслевой  принадлежности  банкротств,  но  также 
по  результатам  решения  дел  о  банкротстве  с  тем,  чтобы  решения, 
которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и 
подкреплены соответствующей информацией; 

 

выявление причин по подаче заявления о банкротстве дирек-

торами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса не-
возможно (неисполнение этой обязанности 

− нарушение закона); 

 

проверка  документации  любой  компании  в  случае  поступле-

ния жалоб от клиентов, партнеров или общественности; 

 

предписание  неблагополучным  компаниям  пройти  аудитор-

скую проверку за счет компании и назначение определенных ауди-
торов; 

 

возбуждение  дела  о  ликвидации  любой  компании  в  случае, 

если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответ-
ствует интересам общества.  

11.6  

Системы

 

государственного

 

регулирования

 

дея

-

тельности

 

антикризисных

 

специалистов

Главными  функциями  специалиста  по  вопросам  несостоятель-

ности  (антикризисного  управляющего)  является  обеспечение  ква-
лифицированной  помощи  в  процессе  управления  реорганизуемым 
либо ликвидируемым должником. 

Законодательство  большинства  стран  с  рыночной  экономикой 

предусматривает процедуру обязательной экзаменации антикризис-
ных  управляющих.  Кандидаты  должны  соблюдать  кодекс  профес-
сиональной  этики.  В  связи  с  этим  государственный  орган  по  бан-
кротству,  в  соответствии  с  общепринятым  в  зарубежных  странах 
правилом, организует либо координирует создание для антикризис-
ных управляющих систем обучения, экзаменации, лицензирования, 


background image

 

255 

контроля  профессиональной  этики.  В  профессионально-этическом 
кодексе, как правило, содержатся такие положения, как сохранение 
управляющим  независимости,  недопущение  конфликта  интересов 
по  отношению  к  должнику,  а  также  запрет  на  действия,  пресле-
дующие  цели  личного  обогащения  управляющего  сверх  установ-
ленного законом уровня при урегулировании дел должника. 

Зарубежный опыт говорит в пользу создания профессиональных 

фирм арбитражных управляющих или специализированных отделов 
в  юридических,  бухгалтерских  или  консалтинговых  фирмах,  кото-
рые занимаются банкротствами. В зарубежной практике материаль-
ное вознаграждение управляющих следует рассматривать не как за-
работную плату руководителя предприятия, а как персональный го-
норар  за  оказание  профессиональных  услуг.  При  этом  управляю-
щий должен из своего дохода оплачивать расходы, связанные с ве-
дением своей профессиональной практики. 

Организация  профессиональной  деятельности  управляющих  на 

базе  специализированных  фирм,  как  правило,  способствует  выпол-
нению  задачи  подготовки  кадров,  поскольку  обучение  обеспечива-
ется непосредственно на рабочем месте. 

Наиболее  распространенным  подходом  является  разрешение 

арбитражным управляющим работать одновременно на нескольких 
предприятиях.  Для  осуществления  крупных  проектов  необходимы 
комплексные  услуги  группы  специалистов,  а  не  одного  человека. 
Если  управляющий  ведет  только  одно  предприятие,  в  случае  со-
кращения объема работы по данному проекту его работа становится 
неэффективной.  Если  группа  специалистов  работает  одновременно 
на  нескольких  проектах,  арбитражный  управляющий  может  значи-
тельно  углубить  свои  знания  и  обогатить  опыт.  Если  речь  идет  о 
крупном  проекте,  то  может  возникнуть  ситуация,  при  которой  ар-
битражный управляющий должен будет находиться одновременно в 
нескольких  местах  (на  предприятии  и  за  его  пределами)  в  связи  с 
его  бизнесом.  Эту  проблему  легче  решить,  если  работает  целая 
группа ("команда") привлекаемых управляющим специалистов. 

В  Великобритании  и  других  странах,  использующих  систему 

внешнего  управления,  управляющий  назначается  как  физическое