Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты процесса отбора инвестиционных проектов предприятия
1.1 Сущность инвестиционного проекта на предприятии и его структура
2.1 Общие сведения о предприятии ООО «Тульский мясокомбинат»
2.2 Инвестиционная политика предприятия ООО «Тульский мясокомбинат»
Глава 3 Разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного развития ООО «Тульский мясокомбинат»
Введение
Тема курсовой работы «Методы выбора проектов на примере ООО «Тульский мясокомбинат» является актуальной на современном этапе развития мировой экономики и представляет интерес как для экономистов – теоретиков, так как в работе изучены методические подходы определения эффективности инвестиционных проектов, так и для практиков, поскольку освещены аспекты применения подходов в практике хозяйствования.
Актуальность темы вызвана тем, что инвестиционная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходит новая модель управления – инвестиционный менеджмент.
В работе исследована инвестиционная деятельность ООО «Тульский мясокомбинат» – ведущего производителя колбасных изделий области.
ООО «Тульский мясокомбинат» - одно из знаменитых и исторических предприятий мясоперерабатывающей промышленности Российской Федерации.
Но возраст сказывается лишь на его традиции выпускать качественную продукцию. Особенность мясокомбината заключается в том, что он закупает и перерабатывает скот, и полученное после забоя мясо в охлажденном виде направляется в колбасный цех для выработки колбас и полуфабрикатов. Используется технология выработки продукции из парного мяса.
Мясокомбинат вырабатывает четыре вида майонеза, горчицу, три вида котлет, три вида пельменей, различные полуфабрикаты.
Продукция пользуется спросом в Москве и области, Нижнем Новгороде, Владимире, Рязани и других городах.
Последствия кризиса значительно ухудшили рыночную конъюнктуру, однако дирекция предприятия разработала и стала выпускать другую продукцию, которая по карману и более неимущим слоям населения, и, что главнее, подходит людям с различными заболеваниями, которым нужны менее калорийные продукты питания, (например, производство колбас из тыквы).
Главная заповедь производства продукции ООО «Тульский мясокомбинат» - продукция должна быть безопасной. За этим на комбинате следят опытные лаборанты, которые ежедневно осуществляют и входной контроль сырья, и качество готовой продукции. Работает здесь пять ветеринарных врачей. И, как результат, все из более 1 400 проб, взятых с продукции предприятия в прошлом году Центром санэпиднадзора, были признаны стандартными.
Подобные регулярные проверки дисциплинируют и сотрудников, а надо заметить, коллектив здесь сплоченный. Специалисты высоквалифицированные, большинство работает по двадцать лет. Тем не менее и учиться не считают зазорным. Недавно все они прошли переподготовку в Московском научно-исследовательском институте, что является инновацией в кадровом менеджменте, особенно в сфере пищевой промышленности, так как отечественные предприятия еще не осуществляют данные мероприятия в системе управления персоналом.
Но какое бы совершенное оборудование ни было на предприятии, какие опытные бы люди здесь ни работали, очень многое во вкусовых качествах, да и вообще в качестве продукции, зависит от сырья. На мясокомбинате убой скота, привозимого с хозяйств и от частников своего района, осуществляют сами, на то он и комбинат, тем и отличается от просто колбасных цехов. А так как имеется убойный цех, то и сырье для производства мясных изделий поступает свежее, что тоже положительно сказывается на качестве готовых изделий.
Во втором разделе проведено исследование предприятия, изучены его основные показатели финансово – хозяйственной деятельности, а также дана оценка процессу управления инновационными разработками, рассмотрена методика определения рыночной стоимости нововведений.
Третий раздел рассматривает возможные направления развития инвестиционной деятельности, представлен проект по производству соевых колбас.
Срок, в котором рассматривается настоящий документ, составляет 3 года.
Кроме того, данные инновации приведут к существенному расширению ассортимента производимой продукции, возможному увеличению выручки, так как в современных условиях спрос спал на продукцию комбината, что вызвано сокращением реальных доходов населения.
Рассчитанные возможные сценарии развития проекта дают основания полагать о том, что выпуск соевых колбас защищен от повышения инфляции до 20%.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Теоретические аспекты процесса отбора инвестиционных проектов предприятия
1.1 Сущность инвестиционного проекта на предприятии и его структура
Инвестиционный процесс напрямую связан с предпринимательской деятельностью. В широком смысле термин «инвестировать» означает «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». При этом с данным процессом связаны два фактора – время и риск. Любое использование совокупности природных, производственных, информационных и финансовых ресурсов требует осмысления целей и принятия решения о создании и внедрении в жизнь различных новшеств. Деятельность предприятий, учреждений и организаций государственного, предпринимательского и общественного секторов требует использования эффективных методов управления функционированием и развитием организаций, основанных на методологии проектного подхода [3, c. 204].
Принятие определенных предпринимательских решений в своем развитии проходит несколько стадий: научные исследования; инженерную практику; производство нового продукта; использование готовой продукции. Совокупность указанных стадий составляет понятие проекта [7, c. 15].
Инвестиционным проектом называется обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, под термином «инвестиционный проект» следует понимать систему сформулированных в его рамках целей, комплекс организационно-технической документации, нормативных положений, совокупность используемых в процессе предпринимательской деятельности трудовых, материальных, финансовых и прочих ресурсов [4, c. 113].
Целью указанных мероприятий является реализация и создание физических объектов, принятие управленческих решений и в конечном итоге получение прибыли или положительного результата от предпринимательской деятельности. При этом понятие «инвестиционный проект» может употребляться в следующих значениях: дело, деятельность, мероприятие, осуществление комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных результатов; система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных действий, или их описание [16, c. 249].
Таким образом, под инвестиционным проектом следует также понимать обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, в том числе подготовку необходимой проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденной в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций. Указанное определение трактуется в законе «Об инвестиционной деятельности». Классификация инвестиционных проектов может быть определена по нескольким признакам. На сегодняшний день существует чрезвычайное многообразие проектов, возможных в реальной жизни. В работах ряда авторов проекты классифицируются по разным признакам: по форме вложения иностранного капитала, целям создания, характеру участия инвестиций, периоду инвестирования, форме создания, масштабам, степени радикальности и сфере вложения.
1.2 Современные методы отбора инвестиционных проектов
Скрининговые решения при оценке проектов основываются на определении инвестиционной привлекательности потенциальных партнеров проекта.
Инвестиционные предложения/проекты оценивают в соответствии с тем, будут они иметь прибыль равную или большую, чем необходимо инвесторам. Выбор обоснованных инвестиционных решений проводят так, чтобы они обеспечивали оптимальное использование ограниченных ресурсов и средств для достижения социально - экономического роста предприятия.
Наиболее часто для оценки проекта используют проектный анализ, так как его результаты дают конкретный «ответ» на вопрос инвестора: «Стоит ли вкладывать деньги в данный инвестиционный проект?». Всякая новая информация может дать повод для переоценки и изменить решения, ранее принятые в ходе подготовки проекта.
Для каждого раздела проектного анализа существует своя методика его проведения. Объем количественной и качественной информации претерпевает существенные изменения в зависимости от характера рассматриваемых затрат, выгод или иных факторов.
Финансовые прогнозы, относящиеся к количественным аспектам анализа, содержат существенный качественный элемент, вытекающий из присущих прогнозированию факторов неопределенности [22, c. 168].
Цель скринингового анализа – создание системы критериев различного направления и характера для уточненной оценки инвестиционного проекта. В процессе анализа и отбора возможных критериев автором проводилась оценка трех предприятий, подготовивших инвестиционные проекты. Были выделены несоответствия в рассчитываемых показателях. Например, показатели ликвидности невозможно было сопоставить с нормативами, так как имеются существенные различия в полученных результатах. Из-за постоянных изменений в методике расчета прибыли показатели, связанные с ней, сложно интерпретировать однозначно, так как система показателей финансового анализа не учитывает специфику экономики России на данный момент.
Финансовый анализ должен осуществляться по тем показателям, которые знакомы и принимаемы потенциальными инвесторами. Для этого многие специалисты рекомендуют проводить перевод формата наших финансовых отчетов в международный стандарт и только тогда рассчитывать финансовые показатели по известным формулам. Эта процедура уже доведена до уровня «автомата» и не представляет сложности для наших предприятий [5, c. 306].
Но с процедурой выбора метода проведения анализа существуют некоторые проблемы. Значительная сложность заключается в выборе способа анализа. Западные специалисты проектного и финансового анализа используют два основных метода: метод сравнения со среднеотраслевыми показателями, который проблематичен из-за отсутствия доступной и необходимой информации, а также способ «сравнения финансовых показателей с лидером в отрасли», что также проблематично из-за ограниченного доступа к информации.
Для решения задачи анализа и оценки финансовой привлекательности предприятия нами разработана система финансовых показателей, которая имеет следующие направления: оценка имущественного состояния предприятия, реализующего инвестиционный проект; финансовая устойчивость предприятия, реализующего инвестиционный проект; платежеспособность; прибыльность; рентабельность предприятия, реализующего инвестиционный проект [2, c. 119].
Так как потенциальный инвестор преследует свои интересы при инвестировании проекта, довольно трудно найти интегральный показатель или систему показателей, которые удовлетворяли бы требования инвестора.
В теории принятия решений известен метод анализа иерархий, заключающийся в декомпозиции и анализе причинно-следственных связей. Данный метод заключается в декомпозиции проблемы на более простые составляющие части, а также в обработке суждений лица, принимающего решение, по парным сравнениям. В результате может быть получена относительная степень взаимодействия элементов в иерархии. Так как иерархия – это некоторая абстракция структуры системы, то система представляется совокупностью критериев, которые группируются в несвязанные множества, находящиеся между собой в определенных отношениях.
В методе анализа иерархий критерии сравнивают попарно по определенной шкале относительно их влияния на общую характеристику.
Применение метода анализа иерархий позволяет провести содержательное и формальное описание объекта исследования, выявить его особенности, тенденции возможных направлений его развития. Несмотря на то, что метод не имеет строго научного обоснования и относится к эвристическим методам, он находит все большее распространение благодаря простоте и наглядности.
Совместно с сотрудниками кафедры экономической кибернетики и информатики Московского государственного университета строительства и архитектуры была разработана электронная модель этого метода (программа МАИ), позволяющая упростить его применение [13, c. 204].