Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской̆ деятельности..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена тем, что лицензирование является одним из наиболее значимых способов защиты прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов Российской Федерации при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. В российском праве понятие лицензирования хозяйственной деятельности едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке России. Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое имеет в целом двоякую направленность и которая в юридической литературе в основном трактуется с учетом этих направлений. С одной стороны, лицензирование представляет осуществление мероприятий, связанных с предоставлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой — осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следующим образом определяет лицензию. «Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю»[1].
Целью данного исследования является изучение сущности и правовых основ лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- раскрыть понятие предпринимательской деятельности, как экономического явления;
- охарактеризовать лицензию как документ, разрешающий предпринимательскую деятельность;
- изучить условия осуществления предпринимательской деятельности и порядок оформления лицензии на предпринимательскую деятельность;
- рассмотреть практику применения регулятивного законодательства в рамках регулирования лицензирования для целей применения незаконного предпринимательства.
Объектом исследования является лицензия, как специальное разрешение на право осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Предметом исследования выступает процесс лицензирования, определяющий качество предоставляемых населению товаров и услуг.
Методологическую базу исследования составили принципы общенаучной методологии, включающие комплексный системный подход, анализ литературы и нормативно-правовых актов, логико-юридический, сравнение. Для обработки информации и сравнения результатов использовался стандартный пакет программ «MicrosoftOffice».
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
Понятие предпринимательской деятельности, как экономического явления.
Характеристика лицензии как документа, разрешающего предпринимательскую деятельность
Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность граждан с целью получения прибыли в соответствии с условиями, указанными в Законе о предпринимательской деятельности[2].
Если человек хочет открыть свое дело, соответствующее признакам малого бизнеса, то ему необходимо оформить лицензию на предпринимательскую деятельность.
Лицензия на предпринимательскую деятельность предоставляет право заниматься бизнесом и действует на всей территории Российской Федерации. Один предприниматель может осуществлять несколько видов предпринимательской деятельности, но на каждую из них у него должно быть разрешение.
Индивидуальный предприниматель несет ответственность по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью в полном размере, всем своим имуществом (включая личную собственность).
Малое предпринимательство включает в себя почти все виды предпринимательской деятельности, кроме таксационно указанных в статье Закона о предпринимательской деятельности. В законе не ограничивается, что является предпринимательской деятельностью, но указывается, какая деятельность ею не является[3]. Что не является малым предпринимательством?
Предпринимательством может заниматься гражданин, являющийся:
- гражданином РФ
- иностранным гражданином (без постоянного жительства в РФ).
Иностранный гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность в основном при таких же условиях и в одинаковом объеме как и физическое или юридическое лицо, имеющее российское гражданство, но должен быть зарегистрирован в торговом реестре (кроме лиц с постоянным местом жительства в стране-члене ЕС и ОБСЕ).
Иностранный гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ посредством открытия:
- филиала предприятия иностранного лица (если в месте постоянного места жительства он осуществляете тот же вид предпринимательской деятельности) или
- предприятия иностранного гражданина (только в случае, если он в месте постоянного проживания не является предпринимателем или предполагает заниматься предпринимательством на территории РФ в другом виде деятельности нежели в месте своего постоянного проживания)[4].
Отдельные виды деятельности, перечень которых должен быть определен законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).
В российском праве такое понятие, как «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., с принятием Законов РСФСР «О банках и банковской деятельности»[5] и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»[6]. Позднее общая норма, дающая понятие лицензирования предпринимательской деятельности, появилась в федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности»[7]. Эта норма устанавливает, что некоторыми видами предпринимательской деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Закон определил основные принципы осуществления лицензирования:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования[8].
Таким образом, можно увидеть два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.
Под лицензией понимается разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю[9]. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицензия должна содержать следующие реквизиты:
- наименование органа, выдавшего ее;
- наименование, юридический адрес и регистрационные реквизиты ее владельца;
- разрешенный вид деятельности;
- область действия лицензии;
- особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости);
- регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии[10].
Известно, что должностные лица по собственному разумению вычеркивают или вписывают в выдаваемую лицензию некоторые направления деятельности. Это недопустимо. В лицензию могут быть включены по просьбе ее обладателя все виды не запрещенных законом операций в рамках данного направления деятельности, для ведения которых представлены необходимые обоснования.
Деятельность, на ведение которой выдана лицензия федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на ведение которой выдана лицензия лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ, если иное не установлено федеральными законами. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года.
Федеральными законами и положениями о лицензировании некоторых видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Правда, по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана и на срок менее чем три года.
Сама процедура выдачи лицензии состоит из нескольких этапов в зависимости от разрешительного или заявительного порядка. В наиболее развернутом виде можно выделить четыре этапа:
- подача предпринимателем соответствующих документов;
- экспертиза поданных документов специалистами, которая практически не регламентируется и полностью зависит от привлекаемых или используемых специалистов, более того, в некоторых территориальных актах предусматривается возможность отказа по квалификационному несоответствию, хотя критериев такого соответствия нормативные акты не предусматривают;
- выдача лицензии или отказ в выдаче, которые осуществляются по определенным правилам, предусматривающим, в частности, внесение лицензионного сбора;
- обжалование принятого решения предпринимателем, который вправе сделать это в судебно-арбитражном или административном порядке[11].
Лицензирование предпринимательской деятельности, предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных условий и требований осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Лицензирующие органы имеют право:
- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;
- выносить предупреждение лицензиату;
- осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия[12].
О фактах выявления нарушений лицензионных требований и условий государственные органы обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами устанавливается законодательством РФ и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.