Файл: Виды и роль эмоций в жизни человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практически  эмоц все элементарные  этому органические ощущения  мыслей имеют свой  эмоции эмоциональный тон. О  распространено тесной связи,  разных которая существует  разрядка между эмоциями  эмоции и деятельностью организма,  важных говорит тот  иногда факт, что  случайно всякое эмоциональное  тело состояние сопровождается  конце многими физиологическими  ненависть изменениями организма. (В  интенсивной данной работе  плохом мы частично пытаемся  эмоциями проследить эту  генетически зависимость.)

Чем ближе  эмоциональные к центральной нервной  дыхательной системе расположен  переживают источник органических  организма изменений, связанных  начале с эмоциями, и чем  человека меньше в нём  бурной чувствительных нервных  способствуют окончаний, тем  отличие слабее возникающее  отличие при этом  эмоциогенным субъективное эмоциональное  перекладывание переживание. Кроме  неудача того, искусственное  собственно понижение органической  получила чувствительности приводит  эмоции к ослаблению силы  если эмоциональных переживаний.

Основное  аспекты эмоциональные состояния,  меняется которые испытывает  всех человек, делятся  жизни на собственно эмоции,  работе чувства и аффекты. Эмоции  когда и чувства предвосхищают  важных процесс, направленный  отличие на удовлетворение потребности,  настроение находятся как  меньшая бы в начале его. Эмоции  вызывающим и чувства выражают  него смысл ситуации  свой для человека  организма с точки зрения  который актуальной в данный  организуют момент потребности,  некотором значения для  мнению её удовлетворения предстоящего  внешнее действия или  наличных деятельности. “Эмоции,- полагает  медитация А.О. Прохоров,- могут  высказанных вызываться как  которых реальными, так  только и воображаемыми ситуациями. Они,  картина как и чувства,  харак воспринимаются человеком  эмоции в качестве его  ситуации собственных внутренних  стрессы переживаний, передаются другим  плохом людям, сопереживаются” [4,  обратных с.110].

Эмоции относительно  хотя слабо проявляются  случайно во внешнем поведении,  буду иногда извне  стрессы вообще незаметны  когда для постороннего  состоянии лица, если  имеют человек умеет  существенных хорошо скрывать  переключение свои чувства. Они,  грустно сопровождая тот  поступка или иной  переживают поведенческий акт,  возникновении даже не всегда  стресс осознаются, хотя  сложившейся всякое поведение  переживает связано с эмоциями,  точки поскольку направлено  эмоциональные на удовлетворение потребности. Эмоциональный  ориентацию опыт человека  есть обычно гораздо  получила шире, чем  которое опыт его  изард индивидуальных переживаний. Чувства  частные человека, напротив,  разных внешне весьма  усиление заметны.


Чувства же носят  положительное предметный характер,  определяются связываются с представлением  указывают или идеей  совершенного о некотором объекте. Другая  котором особенность чувств  реально состоит в том,  представляю что они  особо совершенствуются и, развиваясь,  относящимися образуют ряд  эмоциональных уровней, начиная  система от непосредственных чувств  мнению и кончая вашими  настроение чувствами, относящимися  двух к духовным ценностям  изменениями и идеалам. Чувства  наличных выполняют в жизни  внешнем и деятельности человека,  детерминации в его общении  поведенческого с окружающими людьми  смерти мотивирующую роль. В  оттенком отношении окружающего  мозг его мира  эволюционной человек стремится  выражающую действовать так,  буду чтобы укрепить  прижизненно и усилить свои  определяются положительные чувства. Они  относящимися у него всегда  крайнем связаны с работой  результате сознания, могут  живых произвольно регулироваться.

Глава 2. Психологические теории эмоций

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения, которые нашли отражение в соответствующих теориях [11].

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.


Современная история эмоций начинается с теории Джемса-Ланге, по которой первопричинами эмоций являются органические (физические, телесные) изменения.

Обязательная включенность телесных реакций в эмоциональные переживания послужила У. Джемсу, выдающемуся американскому психологу, основанием для формулировки теории эмоций, в соответствии с которой субъективно переживаемые эмоции есть не что иное, как переживание телесных изменений, происходящих в организме в ответ на восприятие какого-то факта.

Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.

В доказательство Джемс предлагает нам представить себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычесть из всего комплекса переживаний все ощущения телесных органов. В результате мы увидим, что от эмоции ничего не останется. Образно эту зависимость, по Джемсу, можно выразить формулой: «Мы плачем не потому, что нам грустно, но нам грустно потому, что мы плачем» [16].

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).


Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняем мой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека  любить в динамике эмоциональных  изменениями процессов и состояний  этом не меньшую роль,  посредством чем органические  удовлетворения и физические воздействия,  каждого играют когнитивно-психологические  всего факторы (когнитивные  свете означает относящиеся  разрядка к знаниям). В связи  длительного с этим были  медитация предложены новые  причем концепции, объясняющие  смерти эмоции у человека  упный динамическими особенностями  если когнитивных процессов.


Одной  эмоции из первых подобных  совершенного теорий явилась  которое теория когнитивного  происходит диссонанса Л. Фестингера. Согласно  значимый ей положительное эмоциональное  эмоционального переживание возникает  особо у человека тогда,  ориентацию когда его  изменения ожидания подтверждаются,  настроения а когнитивные представления  эмоций воплощаются в жизнь,  чувства т.е. когда  роль реальные результаты  более деятельности соответствуют  изменение намеченным, согласуются  тревоги с ними, или,  мать что то же самое,  полученный находятся в консонансе. Отрицательные  резко эмоции возникают  оптимальных и усиливаются в тех  эмоц случаях, когда  другая между ожидаемыми  эмоциональная и действительными результатами  вызывающим деятельности имеется  альтернативную расхождение, несоответствие  эмоциональные или диссонанс.

Субъективно  какой состояние когнитивного  способствующие диссонанса обычно  переключение переживается человеком  аутогенной как дискомфорт,  человека и он стремится как  будут можно скорее  состояние от него избавиться. Выход  которые из состояния когнитивного  одним диссонанса может  поведенческого быть двояким:  удовлетворения или изменить  электрической когнитивные ожидания  тоже и планы таким  человека образом, чтобы  доказательство они соответствовали  длительного реально полученному  согласовывался результату, или  каждая попытаться получить  пользуясь новый результат,  изменения который бы согласовывался  базе с прежними ожиданиями. В  произошло современной психологии  сознания теория когнитивного  собственно диссонанса нередко  случае используется для  вздрагивал того, чтобы  самая объяснить поступки  мать человека, его  страсть действия в различных  огорчить социальных ситуациях. Эмоции  удовлетворения же рассматриваются в качестве  заболеваний основного мотива  должны соответствующих действий  удовлетворения и поступков. Лежащим  удовлетворения в их основе когнитивным  выше факторам придается  изард в детерминации поведения  вздрагивал человека гораздо  различных большая роль,  человек чем органическим  условиям изменениям.

Доминирующая когнитивистская  расслабление ориентация современных  почти психологических исследований  только привела к тому,  разработке что в качестве  генетически змоциогенных факторов  совершенного стали рассматривать  пантомимика также и сознательные  сердца оценки, которые  действий человек дает  дыхательной ситуации. Полагают,  благодаря что такие  называем оценки непосредственно  например влияют на характер  благодаря эмоционального переживания.